Проект на тему «Покормите птиц зимой» в группе старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) по теме

Проект на тему «Покормите птиц зимой» в группе старшего дошкольного возраста. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx338.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №16 «Ягодка» Калининградская область, Полесский район, п.Сосновка

Проект

Тема: «Покормите птиц зимой».

Картинки по запросу картинки зимующих птиц

                                           Подготовила:

                                                                      воспитатель старшей группы

                                                                             Иванова Татьяна Александровна

                                                            п. Сосновка  

                                                                2017г.

Проект на тему «Покормите птиц зимой» в группе старшего дошкольного возраста

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Виды работ:

  • Сбор информации.
  • Отбор художественной и познавательной литературы.
  • Подбор иллюстративного материала.
  • Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
  • Оформление презентации «Зимующие птицы».
  • Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.

1 этап: Подготовительный (разработка проекта)

Цель проекта: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи:

Организационно-методические:

Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.

Обучающие:

Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, поселке, о взаимодействии человека и природы).

Обогащать познавательный интерес детей к зимующим птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.

Воспитательные:

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Развивающие:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

Предполагаемый результат:

  • Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
  • Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
  • Приобщать к совместной деятельности родителей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители воспитанников.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой

Срок реализации проекта: краткосрочный

2 этап: Основной (практический).

Познавательное развитие

Беседы с детьми

  • «Пришла зима.
  • «Как живут наши пернатые друзья зимой».
  • «Кто заботится о птицах».
  • «Пользу или вред приносят птицы?».
  • «Меню птиц».
  • «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы литературы: Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стихотворения: О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Творческое рассказывание: «Как я спас птичку».

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай птицу по описанию», «Чье это?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу»; «Доскажи словечко».

Организованная деятельность

Тема: «Покормите птиц зимой».

Цель: прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним. (Конспект).

Художественно – продуктивная деятельность

1.Рельефная лепка на тему: ««Снегири».

2.Рисование на тему: «Моя любимая зимующая птичка».

3.Конструирование из бумаги на тему: «Голубь».

4.Аппликация на тему «Синичка».

Игровая деятельность

Настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино», Лабиринт «Зимующие птицы», «Лото».

Сюжетно-ролевые игры:

«Парк птиц», «Птичий двор».

Подвижные игры:

«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Музыкальная деятельность

Прослушивание аудио записей с голосами птиц.

Совместная деятельность детей и родителей

Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

3 этап. Заключительный

Итог работы:

  • Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
  • Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, дидактическими играми.
  • Обогатился словарный запас детей.
  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего возраста

по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Покормите птиц зимой»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Программное содержание:

  • прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с народными приметами;
  • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Развивающие:

  • развивать зрительное внимание и восприятие;
  • совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • воспитывать культуру общения, умения выслушивать рассказы товарищей;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
  • формировать экологическую культуру у детей;

Активизация словаря: зимующие, трещит, воркуют, неприхотливые

Демонстрационный материал:

Картинки и фотографии зимующих птиц;

Материалы:

Корм для птиц (семена ягод, овес, пшено, хлебные крошки, семена подсолнуха), емкости с медом, картонные заготовки для приготовления лакомства, кисти, круг, разделенный на четыре сектора, по четыре сердечка (красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета на каждого ребенка).

Оборудование:

Ноутбук, экран, проектор

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке (внешний вид, повадки);

Чтение стихотворений про птиц;

Рассматривание иллюстраций с птицами;

Беседа «Перелетные птицы».

Методические приемы:

  1. Загадывание загадки.
  2. Выступление подготовленных детей.
  3. Прослушивание пений птиц в записи.
  4. Рассматривание птиц на экране.
  5. Физкультминутка.
  6. Игра «Какой птички не стало?».
  7. Посещение «Птичьего кафе».
  8. Изготовление еды для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1.Организационная часть.

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это – (птицы).

Воспитатель:

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о птицах.

2. Основная часть.

Воспитатель:

А для этого мы отправимся с вами на птичью выставку .(Подходим и садимся на стульчики около экрана) Ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (синица)

Слайд № 1

 В: Послушайте, как синичка поёт (прослушивание)  

А кто нам может рассказать про синицу?

Алена: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка.  Это очень шустрые и бойкие птички.  Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Издавна считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашних животных. 

Воспитатель:

Сейчас я вам загадаю следующую загадку. Слушайте внимательно.

Розовые яблоки с ветки покатились,

В стайку красногрудых птичек превратились,

Птичек красногрудых сможете назвать?

Ведь мою загадку просто отгадать… (снегири)

Слайд № 2

В: Послушайте, как снегирь поёт.

Саша, расскажи нам про снегиря. Что это за птица?

Саша: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке.  Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Зимой снегирей часто можно встретить в городе.

Воспитатель:

Какую же птицу мы увидим на следующей картине? Об этом мы узнаем со следующих строк:

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут ее… (сорока).

Слайд № 3

В: Послушайте, как трещит сорока (запись).

Кто нам расскажет о сороке?

Арина: Сорока -  белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная.  Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.  

Воспитатель:

Эта птица часто прилетает к нам на участок

Слайд № 4

В: Послушайте, как ворона каркает (запись).

А про эту птицу нам расскажет Рита.

Рита: Ворона -  важная, горластая. Названа так за окрас оперения. Черный цвет в старину называли «вороной». Вороны бывают черного цвета и черно- серого. Обычно вороны летают стаями. Ест ворона практически все: насекомых, мелких грызунов, птенцов, ящериц, лягушек, мелкую рыбешку. С большим удовольствием подкрепиться ворона и зерном, и семенами, и хлебом, и остатками с человеческого стола.

Слайд № 5

Воспитатель: Эта птица нам всем знакома. Это Дятел.

Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел (запись).

С этой птицей нас познакомит Ваня и Ксюша.

Ваня: Дятел – врач лесного царства,

           Дятел лечит без лекарства.

           Лечит липы, клёны, ели,

           Чтоб росли и не болели.

Ксюша: Слово «дятел» произошло от древнего слова, означающего «долбить». Выбрав подходящий ствол, дятел ударяет по нему клювом, и по всему лесу разносится гулкий стук. Так эта птица добывает насекомых, забившихся под древесную кору, и лущит шишки.

Воспитатель: Следующая загадка будет музыкальная. Послушайте, пожалуйста.

(запись «Чириканье Воробья»).

(появляется) Слайд №6

Воспитатель: С воробьями нас познакомит Максим.

Максим: Воробей -  весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей.   Это очень неприхотливые птички.

В: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)

Слайд № 7

В: Как можно назвать этих птиц одним словом?  (зимующие)

В: А сейчас, я вам предлагаю немножко отдохнуть.

Физкультминутка  

Ребята, представьте, что вы – птички. Закройте глазки и присядьте- птички отдыхают на веточке и спят. Вот наступило утро и птички проснулись, расправили крылышки, почистили перышки, потянулись. (Дети выполняют движения: открывают глаза, плавно взмахивают руками, привстают на носочки и тянуться).

Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали. Опустились на дорожку, повернули головку в правую сторону, посмотрели на дерево, повернули головку в левую сторону, посмотрели на прохожих. Опустили одно крылышко, другое. Потом сели все вместе и громко зачирикали. Но наступил вечер, небо потемнело, птички полетели, уселись на веточки, сложили свои крылышки и уснули. Проснулись птички детьми.

В: Ребята, а знаете ли вы, что со многими нашими зимующими птицами связаны народные приметы? Послушайте некоторые из них:

  • Воробьи сидят на деревьях или на строениях тихо — будет снег.
  • Воробьи прячутся под крышу или забираются в кучи хвороста—к морозу или к метели; купаются в пыли и песке - к дождю.
  • Вороны раскаркались всей стаей – к морозу.
  • Синица пищит – зиму вещает.

В: А какие приметы вы помните?

  • Птицы сидят на земле – к оттепели, устроились на нижних ветвях деревьев – ожидай ветра;
  • Сорока летает близко от жилья, значит, будет вьюга.

В: Сейчас поиграем в игру на внимание.

Игра «Какой птички не стало?»

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц.  Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»?)

В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная.  Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?

 (Ответы детей: сделать кормушку и подкармливать птиц)

В: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушки и насыпаем в них корм. Мы с вами заготавливали его летом, осенью. Может быть, за зиму мы спасём много птиц. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса. Но еда с нашего стола для птиц не годиться.

Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки.

Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.

Вороны – всеядные птицы.

Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы.

Голуби любят крупу и хлеб.

Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

В: Ребята, мы уже знаем, чем питаются птицы.  Я хочу вам предложить приготовить еду для птиц самим. Мы назовем их – «вкусняшки». Для начала мы наши заготовки намажем медом. Теперь можем обвалять их в готовой смеси (семена ягод, хлебные крошки, семена подсолнуха, пшено), а можете сами украсить.

Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка»

Мы повесили кормушки,

(дети имитируют движения).

В них насыпали зерно. 

(имитируют движения).

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

агибают по очереди пальцы, перечисляя птиц)

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

(дети подходят к столу и начинают готовить медовые лакомства).

В: Вот мы и приготовили еду для птиц. Мы можем повесить это на ветки деревьев, когда пойдем на прогулку.

Итак, ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие).

3.  Заключительная часть.

В: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего?  (ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали?  (ответы детей

Рефлексия.

На столе круг из 4-х цветов: красное, желтое, зеленое, фиолетовое поле. У каждого ребенка по 4 сердечка.

- если вы считаете, что работали активно, то возьмите красное сердечко и прикрепите его на красную часть круга;

- если вы работали хорошо, возьмите желтое сердечко и прикрепите его на желтую часть круга;

- если на занятии вы затруднялись, возьмите зеленое сердечко;

- если вам было не интересно, прикрепите фиолетовое сердечко.

Художественное слово в рамках реализации проекта

«Зимующие птицы»


Пословицы про зимующих птиц

  • Знает сорока, где зиму зимовать.
  • Птичка — невеличка, а ноготок востер.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
  • Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем.
  • Здоровое дерево дятел не долбит.
  • Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела.
  • Видно птицу по полету.
  • Не велика птица.
  • Жить на птичьих правах.
  • Коготок увяз, всей птичке пропасть.
  • Снегирь — вестник зимы.
  • Снегирь — красно солнышко.
  • Снегирь — виден по полёту.
  • Снегирь — первая птица зимой.
  • Снегирь — прилетел к нам, красногрудый.
  • До чего красив снегирь, солнце рядом тускнет вмиг.
  • Красногрудый красавец в лесу, кувыркался в пушистом снегу.
  • Сама сорока скажет, где гнездо свила.
  • Не живет сорока без белого бока.
  • Охоча сорока до находки.
  • Не учи сороку вприсядку плясать.
  • Всякая сорока от своего языка погибает.
  • Знает сорока, где зиму зимовать.
  • Сорока на хвосте вести приносит.
  • Сорока без причины не стрекочет.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Не велика синичка, а тоже птичка.
  • Хвалилась синица, что море зажжёт.
  • Немного синичка из моря выпьет.
  • Мала синичка, да коготок востёр.
  • Не сули журавля в небе – дай синицу в руки.
  • Хоть тресни синица, а не быть журавлём.
  • Куда ворона летит, туда и глядит.
  • Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.
  • Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.
  • Ворона сове не оборона.
  • Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает
  • Вороне соколом не быть.
  • Куда б ворона ни полетела, везде она будет хуже сокола.
  • Ворона за море летала, а ума не стало.
  • На что вороне большие хоромы; знай ворона свое гнездо.
  • Ворона с места, а сокол на место
  • У вороны искал петух обороны.
  • Прямо ворона летает, да дома не ночует.
  • Нет такой веточки, чтоб воробей не сидел.
  • Где просо, там и воробей.
  • Старого воробья на мякине не проведёшь.
  • И воробей не живёт без людей.
  • Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
  • В праздник и у воробья пиво.
  • И воробей на кошку чирикает.
  • Одним камнем двух воробьёв не убьешь.
  • Лучше воробей в руке, нежели петух на кровле.
  • Сам с воробья, а сердце с кошку.
  • Шумят, как воробьи на дождь.
  • Любил кричать воробей, что его соловьи затёрли, а сам от зависти чирикать разучился.
  • Лучше один воробей в кармане, чем десяток на крыше.
  • Не робей, воробей, с петухом дерись.
  • Время, как воробей, упустишь – не поймаешь.
  • Воробей торопился, да маленький уродился.
  • Дело не воробей – не улетит.
  • Капля – воробью глотка нет, а камень долбит.

Загадки про зимующих птиц

Помнишь, как-то раз зимой

В лес ходили мы с тобой?

По тропинке шли – вдруг раз! –

Снег посыпался на нас:

На заснеженную ель

Села птица ... (свиристель).

Хохолочек на головке.

Птица яркая. Так ловко,

Будто дует кто в свирель,

Распевает

(Свиристель)

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

Ответ: Свиристель

Какая птица любит семена подсолнуха?

Ответ: Свиристель

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — …

Ответ: Свиристели

Помнишь, как-то раз зимой

В лес ходили мы с тобой?

По тропинке шли – вдруг раз! –

Снег посыпался на нас:

На заснеженную ель

Села птица ...

Ответ: Свиристель

Хохолочек на головке.

Птица яркая. Так ловко,

Будто дует кто в свирель,

Распевает ...

Ответ: Свиристель

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я –    
(Ворона) "

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт 
(Ворона).

Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
                               (Ворона)

Эта птица всем знакома - 
Важно ходит возле дома 
Кар-Кар-Кар вдруг закричит, 
И спокойно улетит. 
Очень хитрая персона, 
А зовут её?... 
(Ворона)

Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
- Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.

(Ворона)

Умна, хитра, нахальна и шумна, -                              
Заглушит, стая, колокола звоны.                                  
В народе  ж говорят, что - вор она!                             
И кто же это? Ясно, что…
(Ворона)

Я такая заводная,
Славная и озорная,
По асфальту я хожу,
Вам я люди не служу.
Гордой поступью шагаю,
Чёрный плащик надеваю,
Быстро весело скачу,
Кар, кар, кар, всегда кричу.
                                         (Ворона)

С. Бабинцев

Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону,
Громко каркая?  (
Ворона)

Т. Лаврова

Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важные персоны
Эти чёрные…(
вороны)

Е. Груданов

Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)

С. Устабеков

За окном почти базар:
Ссоры, крики, стоны
И звучит везде «кар!-кар!»,
Значит здесь… 
(Вороны).

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
(Сорока).

Верещунья белобока,
А зовут ее ... 
(Сорока).

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (
Сорока)

Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертится как бес,
Повертелась да в лес. 
Ответ: Сорока

Всех я за день навещу,
Все, что знаю, растрещу!

Ответ: Сорока

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...

Ответ: Сорока

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг

Подымает стрекот-крик.

Ответ: Сорока

Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес

Повернулась – и в лес.

Ответ: Сорока

Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...
Ответ: Сорока

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
Ответ: Сорока

Верещунья белобока,
А зовут ее ...

Ответ: Сорока

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...
Ответ: Сорока

Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай!  
(Снегири)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

На ветвях, украшенных
снежной  бахромой,
Яблоки румяные
выросли зимой.
Яблоки по яблоне  
весело снуют,
Гусениц мороженых,
яблоки клюют.  
(Снегири)

Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!

Кто назвать её сумеет?

(Снегирь)

Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – 
(Снегиря.)

В. Стручков

Удивительная Птица
К нам Зимой в окно стучится!
Не боится злых морозов,
На груди - кафтанчик розов.

(Снегирь)

Н. Меркушова

На берёзу птички сели. 
И на белом заалели
Словно капельки зари
Чудо -  птички ... ! (
Снегири)

Е. Телушкина

Красногрудый красавец в саду
Кувыркался в пушистом снегу,
А потом он на веточку сел,
Засвистел и тихонько запел.
– Кто зимою морозной поёт,
Почки, ягоды, шишки клюёт?

А. Измайлов

Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы..(
Снегири)

И. Захарова

Кто сидит в тенистом парке
На рябиновых ветвях?
Красногрудый, в черной шапке,
Сзади крылышки блестят.
Весь напыщенный и важный,
Как из дальних стран визирь.
Знают все, и знает каждый,
Что зовут его ……(
Снегирь).

Т. Маршалова

Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет?
(Снегирь)

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня     
(синичка).

С грудкой желтой знаем птицу,
Называется (
Синица).

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (
Синица).

Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться,
ПУгощение наше ей снится,
рилетает к нам часто (
Синица).

Прилетели, сели, 
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички ,
По прозванию - ... .
(Синички)

На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой – 
Шустрая 
(Синица)

В. Стручков

Жёлтенькая кофточка
Села на форточку.
"Пить! Пить! - просит пить
Может быть гнездо вам свить?
Чем я ей не удружил?
Сала мало положил!
И фьить!

(Синица)

И. Счастнева

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....( 
Синичка)

С. Бабинцев

На лету поймает мушку,
Не боится есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка?
Желтогрудая ?(
Синичка)

Н. Сергиянская

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ....(
Синичка)

О. Карелин

Повесь кормушку на опушке - 
И быстро прилетят подружки,
Звонкоголосые красотки,
И посвистуньи и трещотки,
Лесные птахи-невелички,
Лимонногрудые... (
Синички).

А. Ясноокий

Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются …(С
иницы)

И. Захарова

Непоседа, озорница
Крутится, играется,
А потом, словно певица
Песней заливается.
Ярко-желтую жилетку
Носит эта птица.
И в скворечнике на ветке
Первый гость…(
Синица).

Н. Розбицкая

Желтенькое брюшко -

воробья подружка.

(Синица)

А. Чугунников

По лесам, садам летаю,
Мушек, мошек собираю
И личинок, и жучков
Короедов, червячков,
А зимою на дорожке
Собираю часто крошки.
Я весёленькая птичка
И зовут меня (
Синичка).

Е. Груданов

Кто в окошко к нам стучит –
За еду благодарит?
Желтогрудая пичужка, 
Разноцветная игрушка.

Нас нисколько не боится
И на форточку садится.
Очень миленькая птичка.
А зовут её ...
(Синица)

Е. Шушковская

Я  зимой  люблю  кормушки,
Как  на ёлочках  игрушки,
Если  поклевать  хочу,
От одной к другой  лечу.
Желтогрудая  я  птичка,
И  зовут  меня…
(Синичка).

Л. Шкилёва

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется … (
Синица)

В. Тунников

Маленькая птичка – 
Просто невеличка.
Синенькое горлышко,
А сама, как солнышко.
(
Синичка)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

(Воробей)

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

(Воробей)

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит 
(Воробей)

Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый
 (Воробей!)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает! Чик-чик!"

(Воробей)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(Воробей)

Городская птичка,
Птичка - невеличка!
На рассвете "чик-чирик"
Принесет и свет, и крик!
Поклюёт с твоей ладошки
Приготовленные крошки -
Малый, серый, всех смелей -
Это кто же? 
(Воробей)!

В. Стручков

Озорной Ивашка
Серая рубашка.
Скачет по дорожкам
К семечкам и крошкам.
В холод и жару
Скачет по двору.
Не боится стужи -
Купается в луже.
 
(Воробей.)


Клюёт крошки
Боится кошки.
(Воробей.)

Чирикает нотками.
Ходит прыжками.
Вслед за Индюшками
И Индюками.
  
(Воробей.)

Грудка - мячик
По двору скачет.
Нету хлебных крошек
Горюет у окошек.
(Воробей.)

Г. Таравкова

Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит,
Очень любит угощение,
Просо,зёрнышки,печенье.
Прыгает,а не идёт,
Рядом с нами он живёт,
Угадайте поскорей,
Кто же это?...
(Воробей.)

А. Гарьковенко

Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый…(
Воробей)

С. Мельников

Эта серенькая птица
Во дворах людей гнездится.
Серых пёрышек наряд.
Глазки бусинки блестят.
Прыг да скок и,– чик, чирик,–
Суетлив и невелик.
Крошки сыпь и не жалей.
Кто склюёт их?(
 Воробей)

С. Бабинцев

Возле дома, по дорожке,
Скачет собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый ? (
Воробей)

Т. Лаврова

Эти маленькие пташки 
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают,
Даже крохи подбирают.
- Чик-чирик, – везде свои,
Непоседы…(
воробьи)

Н. Сергиянская

Что за птичка? Не боится 
 Ни вороны, ни синицы.
 Крошек брось - и веселей
 Будет прыгать .... (
Воробей)

Ю. Чистяков

Эта птичка-невеличка
В городах у нас живёт.
Самым маленьким воришкой
От рождения слывёт. (
Воробей)

А. Тесленко

Чик-чирик,да чик-чирик,
Раздается бойкий крик,
Серенькая птичка,
Ростом невеличка,
Нет на свете веселей,
Эта птичка.. (
Воробоей)

О. Карелин

Он из-под носа голубей
Таскает крошки сухарей,
Что перепали от людей.
Кто он такой? Сказать сумей:
Рябой малютка (
Воробей)

Р. Андрейчук

" Чик - чирик " - поют на ветках,
Поздравляют всех с зимой!
Папы, мамочки и детки
С малой круглой головой,
На коротких ножках -
Маленькие крошки!
Пташечки - зазнобушки...
Кто они? ( 
Воробушки. )

Р. Лященко

Он у тигра поклюет, 
А у льва воды попьет. 
Нипочем жара и грозы, 
Не боится он мороза, 
«Чик-чирик» - кричит он звонко,
Кто без «галстука» - девчонка, 
Под девизом «не робей» 
Смело скачет... (
воробей.)

Л. Стефанович

Чик - чирик, да чик - чирик,
По дорожки прыг, да прыг,
Любит петь среди ветвей,
Серый, смелый?... (
Воробей).

Г. Ступников

Скачет бойко по дорожке,
Подбирает с земли крошки.
Не боится голубей...
Что за птичка? ...(
Воробей)

Г. Косаревский

Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка (
Воробей).

В. Лактионов

Весёлой стайкой налетают-
Сыпь больше крошек, не жалей,
А зазевался-улетает
С горбушкой в клюве...(
воробей).

Вера Ни Ка

Каждый видел этих птах
Под окошком на кустах.
Всем знаком веселый крик:
"Чик-чирик!" да "чик-чирик!"
Крошки хлеба сыплю я,
Если встречу …
(Воробья).

Т. Маршалова

Бурая спинка и серое брюшко.
Клювик хоть мал, стерегись его, мушка!
Может летать, но попрыгать охоче,
Крошки найти, аппетитные очень.
(Воробей)

Стихотворения

Воробьи живут неплохо,
Если с тёплой крышей дом
И кормушка есть под боком,
Где всегда им сыплют корм.
Воробьи довольны очень
И галдят наперебой,
Если кто-то озабочен
Их нелёгкою судьбой.
Птички вытянули шеи
И заглядывают внутрь
Помещенья, словно двери
Просят настежь распахнуть.
Открываю я окошко,
Воробьи сорвались прочь.
Не пугайтесь, я не кошка,
Птичкам я хочу помочь!
                             Финк И.

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
                            Егоров С.

Свиристели
Свиристели прилетели,
Голосочки узнаёшь?
Есть, бедняжки, захотели,
А зимою что найдёшь?

Ни зерна, ни хлебной крошки,
И земля, как снежный ком.
А рябинные серёжки,
Тёмно-красные серёжки,

Пересыпаны снежком,
Белым-белым, сахаристым,
Синим, розовым и чистым…
                         Е.Бородин

Как рябину углядели?
С ели быстро улетели,
На рябину налетели.
Осмотрели всё вокруг
И тихонько сели в круг.

Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
                           И.Токмакова

Н. Берестова
-Каррр! Кричит ворона. Каррр!
Улетаю на базаррр!
Воронята, Не деритесь!
И меня в гнезде дождитесь!

Л. Киреева
На берёзе возле дома
Строила гнездо ворона.
Охраняет днём и ночью,
Мамой стать ворона хочет.

В. Сибирцев
Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко: Кар-р-р-р… 

Ворона, Ворона
Приятна и мила
И даже, отдаленно,
Похожа на Орла!
Летит, а кто неясно
Но я ответ нашел,
Когда мне громогласно
«Кар-кар» сказал  «Орел»!
Я должен вам заметить
Что это чудный дар
Сказать про всё на свете
Одним словечком «кар»!
Я пробовал сегодня
Пятнадцать  раз подряд... 
Но всё же у Вороны
Получше  результат!

Л. Луканова
Кар, кар, кар " кричит 
ворона
Вор украл мою корону
Зеркальце, колечко,
Туфли и аптечку.
Как найти мое богатство?
Помоги воронье братство!



З. Соснина
Ворона смотрелась
в весеннюю лужу:
Что там за красотка?
Ничуть я не хуже

А. Гейкер
Одета ворона
Не хуже барона –
Фрак серебристый,
Черны рукава.
Голову склонит –
Ну, чем не матрона?
Ходит степенно,
Крылья в бока.

А. Барсель
Чёрная-пречерная ворона 
вечером, когда шуршала крона
под дождем, что лился непреклонно,
пела колыбельную ребенку —
чёрному как сажа вороненку:
«Баю-баю, баю-бай,
спи, мой белый, засыпай».


На  карниз
Со всех сторон
Собрались  100
Кар-ворон!
И у каждой 
Кар-вороны
Клюв
Для  самообороны !
Два  крыла-
Два быстрых 
Взмаха
И сто тысяч
"КАР-Р!"
От  страха!

Н. Шумов
ВОрон, вОрон – воронОк
Почему ты чёрный?
С головы до самых ног
Сажей закопчённый.
Цокнул громко воронок,
Будто рассердился:
«С головы до самых ног
Чёрным я родился!»
Ворон, ворон – воронок
Может и не враки,
Что ходить твой прадед мог
В белоснежном фраке. 
Цокнул ворон: «Ерунда!
Домыслы невежды!
Прадед мой носил всегда
Чёрные одежды!
Этот цвет в ходу у нас 
В зимний день и в жаркий…
В общем чёрный – это класс,
Белый – слишком маркий!»

Н. Соболева
— Здравствуй, милая ворона!
Я тебя ждала.
Как живешь, скажи, ворона,
Как твои дела?
Я тебя в лесу встречаю
И частенько замечаю:
Что-то очень ты грустна.
Ты, случайно, не больна? —
И ворона мне в ответ:
— Я грустна? Да что ты, нет!
Просто мы такие птицы — 
Не к лицу нам веселиться.
Мы ведь песен не поем,
Не сравнить нас с соловьем.
Ну, конечно, иногда
Можно каркнуть — не беда!
Но свистеть да стрекотать,
Щелкать клювом, хохотать —
Не такие мы созданья!
До свиданья!
— До свиданья..

Д. Игорь
Ворона сдала
Металлический лом:
Две ложки, кастрюлю,
Пилу с топором,
Корыто, ведёрко,
Напёрсток, иголку.
Приёмщик задвинул
Всё это на полку.
- А нет ли в запасе
Цветного металла?
Ворона, кивнув,
Из кармана достала:
Цепочку, кулончик,
Колечко, серёжку,
Браслеты, заколку,
Блестящую брошку.
Порылась поглубже,
Нашла саксофон,
Потёртый пятак,
Антикварный тромбон.
И каркнув: -Прришлю Вам
Вагон дррагметалла,
С лопатой большой
На Клондайк ускакала.

А. Алферова
Заря ещё спускалась с гор…

Всех разбудил вороний хор.
– Что за базар?! – бегу во двор
Послушать птичий перебор.
– Кар! – каркали вороны. – Кар!
А галки:
– Что? Какой пожар?!
– Где?.. Кар-р-р!.. Кто?.. Кар-р-р!..
– Как кто?
– Кар-кар!.. –
Пел птичий, многозвучный хор.
Сорока открывала рот…
Хормейстером был рыжий кот.
Решил он песней день встречать
И никого не огорчать.

Тетушка Ау
Ворона на дереве голом скучала.
Дразнил её ветер - ворона молчала.
Он дёргал за перья,щипался, толкался,
Метался и снова на птицу кидался!
Ворона подумала: "Это опасно!"-
И... вновь продолжала молчать безучастно.
А ветер на сук напоролся с разгона...
"Ну вот, доигрался..."- вздохнула ворона.

Рената Муха
Спокойной походкой 
Идет по перрону
С большим чемоданом
Большая ворона.
А рядом с вороной,
Чуть дальше и сбоку
Ее провожает 
На поезд сорока.
И все это было б
совсем хорошо,
Если б их поезд 
куда-нибудь шел.

Е. Евсеева
Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.

В. Сибирцев
Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам синица.

Н. Маслей
Посмотрите детки,
Вон сидят на ветке
Птички невелички
Жёлтые синички.

Тетушка Ау
Две горстки пшеницы 
несу в рукавице -
Одна  снегирю, 
а другая  синице.
И радость свою  
им тоже дарю –
Сначала синице, 
потом снегирю!

Т. Лаврова
На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка

Н. Агошкова
Скачет весело синица
И мороза не боится:
Нипочём ей холода,
Коль в кормушке есть еда!

Т. Скворцов
Ты зачем стучишь, синица
клювом о стекло?
Знаю я - кормушки нету,
но еще тепло
Вот когда зима настанет,
будут холода
я сюда ее поставлю
Прилетай тогда

Т. Тарасова
За окном на ветке птички -
Желтогрудые синички
- Динь - день, динь - день! -
Распевают целый день.
В небе тучек стало мало,
Солнце ярко засияло.
От тепла проснулись почки,
В них проклюнулись листочки.
Тает снег, теплом простужен,
Превращается он в лужи.
Веселей резвятся птички,
Про Весну поют синички. 

В. Гвоздев
Отдохнут пускай игрушки.
Мы морозным зимним днем
С братом сделаем кормушку
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Им  в морозы много бед.
Ждем вас, милые синицы,
Прилетайте на обед.
Мы насыплем вам пшеницы
И чего-нибудь еще.
Прилетайте к нам, синицы,
С вами очень хорошо!

Л. Громова
Шустрые синички,
Птички-невелички,
Прилетают в города
На зиму, где есть еда.
А весеннею порой
Улетают в лес родной.

Ю. Симбирская
Шкафа нету у синиц,
А в шкафу - пальто и шапок,
Нет перчаток,рукавиц,
И носков для тонких лапок,
Свитеров и шубок нет -
Не взлететь в такой одёжке.
Есть жилетка и берет.
Ну, и перышек немножко. 

О. Счастливая
Желтогрудая синица 
С ветки - прыг, на ветку - скок!
Кошке тоже не сидится,
Кошка точит коготок.
"Мяу-мяу! Ох, поймаю!"
Лапой - раз! Не повезло.
"Ничего не понимаю..."
Кошка щупает стекло.
А синичка за окошком
Веселится от души,
Собирает хлеба крошки - 
Кошка птичку не страшит

Тетушка Ау
Морозы и метели
Синицам надоели!
И если спят синицы -
Синицам лето снится!
А там, на юге где-то,
Во сне их видит лето!


Видали, как нас
испугалась синица?
А бабушку птица 
совсем не  боится!
И прямо с распахнутой,
тёплой ладошки
Клюёт аппетитные
хлебные крошки!
Летает за нею 
ручным огоньком,
Подружкой своею
считает тайком,
До самой весны у кормушки
«Спасибо!» щебечет старушке!


И. Дементьева
Вот -  синица - эта птица
Не летит в чужие страны,
Ей и дома веселиться
Не мешает ветер странный.
Ей и вьюга не помеха,
И мороз, что так крепчает.
Для неё в мороз утеха
Клювом тонким барабанить
Постучит. -Вы не забыли?
Сколько можно к вам стучаться?
Кто сейчас живёт в квартире?
Мне лететь или дождаться?
Что ж, конечно же дождаться,
Сало вывесим скорее.
Зазвенела. Наклевалась.
Всё. Сыта. Теперь теплее.

Л. Генералова
Захотела я синичек
На балконе покормить.
Папе говорю: - Для птичек
Домик надо смастерить.
Целый вечер папа с братом
Мастерили птичий дом.
Вот синички будут рады,
Прилетая на балкон.
Купим семечек. И сало
Папа будет прибивать.
Ведь зимою корма мало,
Надо птичкам помогать.
Прилетайте к нам, синички,
Ждёт вас угощенье.
А кормушка получилась
Просто загляденье! 

В. Гвоздев
Отдохнут пускай игрушки.
Мы морозным зимним днем
С братом сделаем кормушку
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Им  в морозы много бед.
Ждем вас, милые синицы,
Прилетайте на обед.
Мы насыплем вам пшеницы
И чего-нибудь еще.
Прилетайте к нам, синицы,
С вами очень хорошо!


И. Батый
Синица - мастерица
Все лето веселиться.
Охотница, певица,
В саду она - царица.
Увы, не может птица
Зимою прокормиться.
Едва взойдет зарница,
Синица в дом стучится.
Малыш наш удивится:
- "Она здесь не жилица.
Зачем в окно стучится,
Заглядывает в лица?"
- "Синичек вереница
Летит сюда кормиться!
Насыпим мы для птицы
Семян, зерна крупицы!"

М. Борина

Резвые  синички
Умненькие птички,
В галстучках на шейках,
В желтых телогрейках.
Темненькие спинки,
Лапки, как былинки.
Прыгают так ловко,
Столько в них сноровки!
Целый день щебечут,
Обещают встречу.
Стайками летают,
Что-то собирают.
Семечки, орехи
Им не для потехи.
Корм синичкам нужен,
И вода из лужи.

Н. Капустюк

Мне синичка на ладонь села,
Крошку бережно сняла -съела.   
Как у щедрого стола, отдохнула,
Тенькнув радостно: «Дела!»-упорхнула.

О чём поёт синица
И что синице снится?
О том, что кто-то за окном
Зовёт за семечками в дом.

В.Кузьминов

К нам в окно стучит синичка –
Клювик острый как игла.
Ей налью сейчас водички,
Чтоб попить она могла.
Ей насыплю хлеба крошек,
Чтоб поела не спеша…
Жаль, зимой совсем нет мошек
Для такого малыша.
Я смела в ладошку крошки
И синичке говорю:
«Потерпи еще немножко,
Дай, окошко отворю!»
Но она не усидела,
Зря вставала я на стул:
Пискнув, тут же улетела,
Может ветер птичку сдул?

Г. Ключникова

Под моим окном две птички -
Желтогрудые синички
Долго громко щебетали
И в окно стучаться стали.
Видно кушать захотели.
Снег повсюду, в самом деле
Корм синицам не сыскать.
Нужно срочно помогать.
Привяжу с пшеном лоточек,
Сала свежего кусочек.
Мне не жалко, клюйте, птички.
Желтогрудые синички.

Дидактические игры

«Угадай, что за птица?»

Дидактическая задача: Упражнять детей классифицировать птиц на перелетных и зимующих. Расширить представления о птицах родного края, выявить экологические знания детей, воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Материал и оборудование: Магнитная доска, наборное полотно, картины с изображением птиц. Шапочка дятла, воздушные шары, разноцветные ленты. Записки с загадками о птицах.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята,  хотите отправиться в путешествие на Планету птиц?

А на каком виде транспорта, вы хотите отправиться в путешествие.

-На воздушном шаре.

-А как мы назовем свой воздушный шар? Воспитатель выносит надутые воздушные шары на длинных лентах. Внутри шариков — записки с загадками.

-Давайте назовем его — Птицелет. Тогда торопитесь на посадку.  Начинаем отсчет: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-ПУСК! Полетели! Дети берутся за концы лент, и начинают двигаться по кругу, ускоряя темп.

Наш  Птицелет  благополучно совершает посадку на Планету птиц, приготовились , начинаем считать:1-2-3-4-5-6-7-8-9-10, неожиданно шарики лопаются. Из них вылетают записки. Это послание из Планеты птиц. Обитатели Планеты желают знать, с какими намерениями мы к ним прибыли. Возьмите записки и прочитайте, что на них написано (кто не умеет читать, воспитывать читает сам.)

Скажите, ребята, на какие группы делятся птицы (зимующие и перелетные)

 На магнитной доске птицы все перемешались, при отгадывании их надо расселить по своим домам: на верхнюю полоску   наборного полотна- зимующих, на нижнюю — перелетных.

(Дети или воспитатель читают загадки)

(Дети находят отгадку и ставят картину на верхнюю полоску наборного полотна).

1.Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый ? (
Воробей)

2. Не сверкает опереньем.  Неприятен он на вид.

А чудесным звонким пеньем

Всех на свете удивит.

Можно слушать без конца

Знаменитого певца. (Соловей)

3. Кто летает, кто стрекочет?

 Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

4. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда (Кукушка)

Воспитатель: А кого в лесу недаром

Называют санитаром?

О себе загадку нам

Загадать он хочет сам.

(Ваня надевает шапочку дятла)

5. По деревьям я скачу,

 Проверяю их лечу,

клювом я стучу: тук-тук.

Где тут. Где тут вредный жук? (Дятел)

6. Пестрая крякушка

Ловит лягушек

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

7. Листья падают с осин.

Мчится в небе острый клин, (Журавли)

8. Всю ночь летает , мышей добывает.

А станет светло- спать летит в дупло. (Сова)

9. Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)

10. На лету поймает мушку,
Не боится есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка?
Желтогрудая ?(
Синичка)

11. Что за птица мороза не боится.

Хоть снега лежат везде.

У нее птенцы в гнезде? (Клест)

12. На берёзу птички сели. 
И на белом заалели
Словно капельки зари
Чудо -  птички ... ! (
Снегири)

 (На магнитной доске остались картины птиц, про которых не было загадано загадок)

Ребята, как мы назовем одним словом птиц на верхней полоске наборного полотна?

А на нижней?

Планета птиц встретила нас добром, улыбнитесь друг другу.

Какой мы сделаем вывод:

Птицы наши друзья-

 Птиц надо беречь.

Рефлексия. Что вам больше всего понравилось? О чем вы расскажете дома?

Наше путешествие на Планету птиц закончилось, но наш  Птицелет  лопнул. Как же мы вернемся на нашу родную землю?

Воспитатель выслушивает предложения детей.

Давайте мы произнесем заклинание: Крабле , крибле 1-2-3

Руки в крылья преврати.

Нас на Землю опусти.

(Дети «превращаются» в птиц и под запись «Голоса птиц» возвращаются  на Землю).

«Что за птица»

Цель: закреплять знания о зимующих птицах. Развивать зрительное восприятие.

Материал и оборудование: карточки с изображением птиц (контурное изображение и цветное).

(Закрывается цветная карточка, отгадывается вторая. Проверяется открытием цветной.)

«Назови птичку, которой не стало»

Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

 «Угадай по описанию»

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

Цель: научить составлять описательный рассказ; продолжать знакомство с птицами.

 «Улетели птицы»

Цель: упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет филина, сороки

Нет (кого?) – нет филинов, сорок.

 «Подбери предмет к признаку»:

Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

«Чей хвост?»

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-( -ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Ход игры.

Нужно найти по заданию хвост животного, поставить стрелки в нужной позиции.

Воспитатель показывает на картинке хвост животного и спрашивает: «Чей хвост?» Ребенок отвечает: «Это лисий хвост». Потом ребенок на картинке находит хвост лисы, устанавливает стрелочки в нужном положении.

 «Узнай птицу по описанию»

Взрослый описывает признаки птицы, а ребенок называет ее.

«Улетает – не улетает»

Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет.

«Четвертый лишний»

По картинкам; по представлению.

Лебедь, дикая утка, журавль, голубь. (Голубь – не перелетная птица).

«Один–много»

Цель: образование множественного числа существительных: сорока – сороки, сова – совы, дятел - …

«Назови ласково»

Цель: Упражнение в словообразовании: синица – синичка, соловей - …

«Счет птиц»

Цель: Закрепление согласования числительных с существительными: Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

Первый соловей, второй соловей, … пятый соловей.

Первая сова, вторая сова, …, пятая сова.

«Подбери признак»

Ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…

«Угощу птиц»
Цель: Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже. 

Материал и оборудование: карточки с изображением птиц и кормом.

(Дети определяют корм для данной птицы. Клест – шишка, голубь – семечки и т.д.)

«Расскажи, кто какой голос подает?»

Картинки по запросу картинки ворона

Каркает

Похожее изображение

Тинькает

Картинки по запросу картинки сорока птица

Стрекочет

Картинки по запросу картинки сова птица

Ухает

Похожее изображение

Токует

Картинки по запросу картинки голубь

Воркует

Похожее изображение

Чирикает

Подвижная игра «Вороны»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Xод игры:

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Сюжетно ролевая игра «Птичий двор»

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.

Наши уточки с утра ...

Наши гуси у пруда ...

А индюк среди двора ...

Наши гуленьки вверху ...

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт ...!

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.

Подвижная игра «Снегири»

Цель: работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.

Вот на ветках, посмотри,

(по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири

(4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,

(на первое слово – частое потряхивание руками)

Греются на солнышке.

(на второе – хлопок по бокам)

Головой вертят,

(по 2 поворота головы на каждую строку)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели!

(дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

Подвижная игра «Собака и воробьи»

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Скок поскок

Скок поскок.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей

Чив, Чив, чив,

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)

Вдруг собачка прибежала,

Воробушек распугала.

Пальчиковые игры на тему «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.

Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Шевелить ими – птенцы.

Ну-ка, посчитай-ка!

Десять птичек – стайка.

Вот ворона, галка тут,

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

Хлопки в ладоши.

Ладони открыты, пальцы растопырены.

Загибать пальцы поочередно.

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки.

Сорока

Сорока, сорока,

Научи меня летать,

Невысоко,

Недалеко,

Чтобы солнышко видать.

Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями.

Руку поднимаем вверх.

Кисть руки прикладываем к глазам.

Рисуем в воздухе круг.

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Галки, голуби, синицы…

Прилетели снегири.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.

Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.

Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Снегири

Снегири.

Раз, два, три.

Прилетели, посидели,

Погалдели, улетели.

Улетели в небеса.

Вот какие чудеса!

Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.

Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.

Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Останавливаются, машут скрещенными ладонями.

С удивлением разводят руками.

Птички

В гости к нашей сестричке

Весной прилетали птички:

Эта птичка – совушка,

Ну а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну а эта – соловей.

Эта – дятел, эта – стриж,

Эта же – поющий чиж,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну а это издалека

Прилетела к нам сорока.

Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.

Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Удары кулачками друг о друга сверху.

Раскрыть ладошки.

Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.

Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.

Сел на ветку снегирек

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками»

Птичка

Птичка дом себе вила,

В гнездо веточку несла.

Там, где курочка гуляла,

Три пушиночки нашла.

Хлев овечий обошла,

Две соломинки нашла.

Получился дом отличный,

Можно отложить яички.

Пальцы складывают «домиком».

Каждый пальчик удаляется от пальчика (запястье не отводить).

Пальчики «ходят» по столу.

Пальчики стучат по столу.

Пальцы складывают «домиком».

Каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике

Воробей

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

Летит над полем птичка

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Что несет синичка?

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками – «крылья»

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Изобразить удивление – приподнять плечи.

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Соединить большой и указательный пальцы, как будто держим травинку.

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо».

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Сорока

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.

Воробей

Шустро скачет воробьишка,

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Стучат пальцами по столу.

Сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Пальцами «ходят» по столу.

Стучат пальцами по столу.

Лесной лекарь

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица».

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме "Покормите птиц зимой"

Педагогический проект на тему: "Покормите птиц зимой" направлен на расширение знаний и представлений о птицах, их образе жизни, формирование у детей разновозрастной группы заботливого отношения к перн...

Проектная деятельность "Покормите птиц зимой" для детей старшего дошкольного возраста

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значе...

Презентация по итогам, прошедшего конкурса в ДОУ на тему: "Покормите птиц зимой!", среди групп старшего дошкольного возраста.

Ежегодно, в каждом дошкольном учреждении и примерно в один и тот же период времени, проходит акция: "Покормите птиц зимой". Родители совместно с детьми, мастерят кормушки, придумывают стенга...

Экологический проект на тему: «Покорми птиц зимой» в первой младшей группе

Экологический проект на тему:«Покорми птиц зимой» в первой младшей группеПроблема. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование природоохранного сознания н...

Экологический проект на тему «Покормим птиц зимой» в подготовительной группе.

Цель: обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержани...

ПРОЕКТ Тема: «Покормите птиц зимой!» средняя группа

Зима - суровое время года, а для птиц  самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты  тонким слоем льда.  Когда ночн...

Конспект дистанционного занятия на тему «Покормите птиц зимой» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект дистанционного занятия на тему «Покормите птиц зимой» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих  птицах, воспи...