занятие по экологии тема:"Путешествие с Капитошкой".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Тема занятия: Путешествие капельки.
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Образовательная область: Познание.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: кукла «Капитошка», капли воды, клей, лиса, кот Леопольд, картинки с иллюстрациями для изготовления коллажа, лягушка-игрушка, кисточки, картинки с иллюстрациями воды (роса, дождь, снег, град, туман, радуга, водоем).
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив);
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте дорогие ребята, и наши гости!
Живою может быть и мертвой,
И жидкою и очень твердой,
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться.(вода)ил. Водоем.
2. Игровая ситуация
- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?
Это капелька, которую зовут Капитошка.
Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)
А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.
- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
3. Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети идут по группе делают остановки)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.
(Все вместе пересчитывают капельки)
- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
- Капитошка, а сейчас дети тебе расскажут в каком виде в природе они встречали воду.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
(радуга)
В белом бархате деревня —
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт —
Этот бархат упадёт.
(туман)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(дождь)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке.
(град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(роса)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снег)
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)
- Вот где можно еще встретить воду ( радуга, дождь, снег, водоем, роса, град, туман, иней). Капитошка ребята приготовили для тебя стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
4. Экспериментальная деятельность:
- Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Здесь мы будем проводить опыты с водой.
Опыт первый:
- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
- Потому что здесь вода чистая, а в этой бутылочке грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.
- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.
Опыт второй:
- У нас в двух стаканах вода. Каким цветом вода в этих двух стаканах?
- Вода прозрачная, бесцветная, вода не имеет цвета.
- А сейчас мы с вами попробуем изменить цвет воды. Берем вот этот пузырек ( зеленка) и капаем в воду. Каким цветом стала вода?
- Зеленая.
- А в этот стакан мы добавим (йод). В какой цвет окрасилась вода?
- Оранжевый, желтый, коричневый.
- И так цвет воды можно поменять?
-Да, при помощи йода, зеленки, а также можно использовать краски и различные красители.
Опыт третий
-Ребята мы знаем, что вода не имеет ни вкуса, ни запаха. Возьмите пожалуйста ложки и попробуйте воду на вкус.
-Без вкуса.
-А сейчас мы возьмем этот белый порошок и добавим в первый стакан, во второй стакан мы добавим тоже порошок белого цвета. А теперь попробуем воду из первого стакана. Какой вкус у воды из первого стакана?
-Сладкая.
-Что за порошок мы насыпали в первый стакан?
-Сахар.
-Пробуем воду из второго стакана.
-Соленая.
-Что за порошок мы насыпали во второй стакан?
-Соль.
-Подводим итог запах и вкус воды можно изменить.
-Да.
Игра-«Дождик и солнце»
8. Появляется персонаж(жаба Клава). Она приносит письмо в котором кот Леопольд и Лисичка-сестричка, попали в беду на пруду
-Ребята пойдемте на пруд и поможем тем, кто просит о помощи.
(на пруду разбросаны бутылки, мусор в воде, у животных были поранены лапки, ребята отправили животных к Д.Айболиту и убрали мусор).
-Ребята что же делать для того чтобы защитить водоемы?
-Обнести забором.(дети)
-Поставить охрану.(дети)
-Можно повесить плакат.(дети)
-Хорошо, я приглашаю вас в мастерскую.
Дети выполняют коллаж.
9. Итог.
- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.
- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Каждому ребёнку вручается капелька)
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.
Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Используемая литература:
1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199
2. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii_lena.docx | 414.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Путешествие капельки.
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Образовательная область: Познание.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: кукла «Капитошка», капли воды, клей, лиса, кот Леопольд, картинки с иллюстрациями для изготовления коллажа, лягушка-игрушка, кисточки, картинки с иллюстрациями воды (роса, дождь, снег, град, туман, радуга, водоем).
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив);
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте дорогие ребята, и наши гости!
Живою может быть и мертвой,
И жидкою и очень твердой,
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться.(вода)ил. Водоем.
2. Игровая ситуация
- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?
Это капелька, которую зовут Капитошка.
Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)
А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.
- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
3. Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети идут по группе делают остановки)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.
(Все вместе пересчитывают капельки)
- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
- Капитошка, а сейчас дети тебе расскажут в каком виде в природе они встречали воду.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
(радуга)
В белом бархате деревня —
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт —
Этот бархат упадёт.
(туман)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(дождь)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке.
(град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(роса)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снег)
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)
- Вот где можно еще встретить воду ( радуга, дождь, снег, водоем, роса, град, туман, иней). Капитошка ребята приготовили для тебя стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
4. Экспериментальная деятельность:
- Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Здесь мы будем проводить опыты с водой.
Опыт первый:
- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
- Потому что здесь вода чистая, а в этой бутылочке грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.
- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.
Опыт второй:
- У нас в двух стаканах вода. Каким цветом вода в этих двух стаканах?
- Вода прозрачная, бесцветная, вода не имеет цвета.
- А сейчас мы с вами попробуем изменить цвет воды. Берем вот этот пузырек ( зеленка) и капаем в воду. Каким цветом стала вода?
- Зеленая.
- А в этот стакан мы добавим (йод). В какой цвет окрасилась вода?
- Оранжевый, желтый, коричневый.
- И так цвет воды можно поменять?
-Да, при помощи йода, зеленки, а также можно использовать краски и различные красители.
Опыт третий
-Ребята мы знаем, что вода не имеет ни вкуса, ни запаха. Возьмите пожалуйста ложки и попробуйте воду на вкус.
-Без вкуса.
-А сейчас мы возьмем этот белый порошок и добавим в первый стакан, во второй стакан мы добавим тоже порошок белого цвета. А теперь попробуем воду из первого стакана. Какой вкус у воды из первого стакана?
-Сладкая.
-Что за порошок мы насыпали в первый стакан?
-Сахар.
-Пробуем воду из второго стакана.
-Соленая.
-Что за порошок мы насыпали во второй стакан?
-Соль.
-Подводим итог запах и вкус воды можно изменить.
-Да.
Игра-«Дождик и солнце»
8. Появляется персонаж(жаба Клава). Она приносит письмо в котором кот Леопольд и Лисичка-сестричка, попали в беду на пруду
-Ребята пойдемте на пруд и поможем тем, кто просит о помощи.
(на пруду разбросаны бутылки, мусор в воде, у животных были поранены лапки, ребята отправили животных к Д.Айболиту и убрали мусор).
-Ребята что же делать для того чтобы защитить водоемы?
-Обнести забором.(дети)
-Поставить охрану.(дети)
-Можно повесить плакат.(дети)
-Хорошо, я приглашаю вас в мастерскую.
Дети выполняют коллаж.
9. Итог.
- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.
- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Каждому ребёнку вручается капелька)
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.
Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Используемая литература:
1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199
2. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе на тему: "Путешествие с Капитошкой"
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе на тему: "Путешествие с Капитошкой"....
Занятие по экологии Тема: Путешествия растений
формирование представлений детей о строении, росте, развитии и семенном размножении растений....
Конспект открытого занятия по экологии Тема: : Путешествия растений
Этот конспект занятия развивает речь ребенка.Расширяет представление детей о частях растений....
Конспект познавательно- исследовательской деятельности для детей средней группы. Тема: «Путешествие с Капитошкой в мир воды».
Конспект познавательно -исследовательской деятельности для среднего дошкольного возраста, тема "Путешествие с Капитошкой в мир воды". Задачи: познакомить со свойствами воды; учить способам исследовани...
занятие по экологии тема:"Путешествие с Капитошкой".
Тема занятия: Путешествие капельки.Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение ...
Конспект открытого занятия по экологии Тема: : Путешествия растений
Конспект открытого занятия по экологииТема: : Путешествия растений...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По ознакомлению с окружающим миром в младшей группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»
Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообразное, твердое). Познаком...