занятие по экологии тема:"Путешествие с Капитошкой".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Вострикова Елена Викторовна

                Тема занятия: Путешествие капельки.

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область: Познание.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал: кукла «Капитошка», капли воды, клей, лиса, кот Леопольд, картинки с иллюстрациями для изготовления коллажа, лягушка-игрушка, кисточки, картинки с иллюстрациями воды (роса, дождь, снег, град, туман, радуга, водоем).

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за  цветами (полив);

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте дорогие ребята, и наши гости!

Живою может быть и мертвой,

И жидкою и очень твердой,

Таиться может в небесах,

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться.(вода)ил. Водоем.

 

2. Игровая ситуация

- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам,  которые живут у нас в группе.

- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода.   (Приклеивают большую капельку)

У аквариума:  рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую  капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

- Капитошка, а сейчас дети тебе расскажут в каком виде в природе они встречали воду.

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
(радуга)

В белом бархате деревня —
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт —
Этот бархат упадёт.
(туман)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. 


(дождь)

Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут  по дорожке.
(град)

 

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(роса)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. 
(снег)

Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)

- Вот где можно еще встретить воду ( радуга, дождь, снег, водоем, роса, град, туман, иней). Капитошка ребята приготовили для тебя стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

4.  Экспериментальная деятельность:

- Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Здесь мы будем проводить опыты с водой.

Опыт первый:

- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

- Потому что здесь вода чистая, а в этой бутылочке грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём  воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

Опыт второй:

- У нас в двух стаканах вода. Каким цветом вода в этих двух стаканах?

- Вода прозрачная, бесцветная, вода не имеет цвета.

- А сейчас мы с вами попробуем изменить цвет воды. Берем вот этот пузырек ( зеленка) и капаем в воду. Каким цветом стала вода?

- Зеленая.

- А в этот стакан мы добавим (йод). В какой цвет окрасилась вода?

- Оранжевый, желтый, коричневый.

- И так цвет воды можно поменять?

-Да, при помощи йода, зеленки, а также можно использовать краски и различные красители.

Опыт третий

-Ребята мы знаем, что вода не имеет ни вкуса, ни запаха. Возьмите пожалуйста ложки и попробуйте воду на вкус.

-Без вкуса.

-А сейчас мы возьмем этот белый порошок и добавим  в первый стакан, во второй стакан мы добавим тоже порошок белого цвета. А теперь попробуем воду из первого стакана. Какой вкус у воды из первого стакана?

-Сладкая.

-Что за порошок мы насыпали в первый стакан?

-Сахар.

-Пробуем воду из второго стакана.

-Соленая.

-Что за порошок мы насыпали во второй стакан?

-Соль.

-Подводим итог запах и вкус воды можно изменить.

-Да.

Игра-«Дождик и солнце»

8. Появляется персонаж(жаба Клава). Она приносит письмо в котором кот Леопольд и Лисичка-сестричка, попали в беду на пруду

-Ребята пойдемте на пруд и поможем тем, кто просит о помощи.

(на пруду разбросаны бутылки, мусор в воде, у животных были поранены лапки, ребята отправили животных к Д.Айболиту и убрали мусор).

-Ребята что же делать для того чтобы защитить водоемы?

-Обнести забором.(дети)

-Поставить охрану.(дети)

-Можно повесить плакат.(дети)

-Хорошо, я приглашаю вас в мастерскую.

Дети выполняют коллаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Итог.

- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

- Для чего нам нужна вода?

- Как нужно беречь воду?

- Я знаю, что некоторые ребята выучили  стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

 

2. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii_lena.docx414.06 КБ

Предварительный просмотр:

                Тема занятия: Путешествие капельки.

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область: Познание.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал: кукла «Капитошка», капли воды, клей, лиса, кот Леопольд, картинки с иллюстрациями для изготовления коллажа, лягушка-игрушка, кисточки, картинки с иллюстрациями воды (роса, дождь, снег, град, туман, радуга, водоем).

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за  цветами (полив);

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте дорогие ребята, и наши гости!

Живою может быть и мертвой,

И жидкою и очень твердой,

Таиться может в небесах,

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться.(вода)ил. Водоем.

2. Игровая ситуация

- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам,  которые живут у нас в группе.

- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода.   (Приклеивают большую капельку)

У аквариума:  рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую  капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

- Капитошка, а сейчас дети тебе расскажут в каком виде в природе они встречали воду.

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
(радуга)

В белом бархате деревня —
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт —
Этот бархат упадёт.
(туман)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. 


(дождь)

Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут  по дорожке.
(град)

 

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(роса)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. 
(снег)

Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)

- Вот где можно еще встретить воду ( радуга, дождь, снег, водоем, роса, град, туман, иней). Капитошка ребята приготовили для тебя стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

4.  Экспериментальная деятельность:

- Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Здесь мы будем проводить опыты с водой.

Опыт первый:

- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

- Потому что здесь вода чистая, а в этой бутылочке грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём  воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

Опыт второй:

- У нас в двух стаканах вода. Каким цветом вода в этих двух стаканах?

- Вода прозрачная, бесцветная, вода не имеет цвета.

- А сейчас мы с вами попробуем изменить цвет воды. Берем вот этот пузырек ( зеленка) и капаем в воду. Каким цветом стала вода?

- Зеленая.

- А в этот стакан мы добавим (йод). В какой цвет окрасилась вода?

- Оранжевый, желтый, коричневый.

- И так цвет воды можно поменять?

-Да, при помощи йода, зеленки, а также можно использовать краски и различные красители.

Опыт третий

-Ребята мы знаем, что вода не имеет ни вкуса, ни запаха. Возьмите пожалуйста ложки и попробуйте воду на вкус.

-Без вкуса.

-А сейчас мы возьмем этот белый порошок и добавим  в первый стакан, во второй стакан мы добавим тоже порошок белого цвета. А теперь попробуем воду из первого стакана. Какой вкус у воды из первого стакана?

-Сладкая.

-Что за порошок мы насыпали в первый стакан?

-Сахар.

-Пробуем воду из второго стакана.

-Соленая.

-Что за порошок мы насыпали во второй стакан?

-Соль.

-Подводим итог запах и вкус воды можно изменить.

-Да.

Игра-«Дождик и солнце»

8. Появляется персонаж(жаба Клава). Она приносит письмо в котором кот Леопольд и Лисичка-сестричка, попали в беду на пруду

-Ребята пойдемте на пруд и поможем тем, кто просит о помощи.

(на пруду разбросаны бутылки, мусор в воде, у животных были поранены лапки, ребята отправили животных к Д.Айболиту и убрали мусор).

-Ребята что же делать для того чтобы защитить водоемы?

-Обнести забором.(дети)

-Поставить охрану.(дети)

-Можно повесить плакат.(дети)

-Хорошо, я приглашаю вас в мастерскую.

Дети выполняют коллаж.

C:\Users\user\Desktop\февраль март  фото\P1050205.JPG

C:\Users\user\Desktop\занятие.jpg

 

9. Итог.

- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

- Для чего нам нужна вода?

- Как нужно беречь воду?

- Я знаю, что некоторые ребята выучили  стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

2. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе на тему: "Путешествие с Капитошкой"

Конспект интегрированного занятия  во 2 младшей группе на тему: "Путешествие с Капитошкой"....

Занятие по экологии Тема: Путешествия растений

формирование представлений детей о строении, росте, развитии и  семенном размножении растений....

Конспект открытого занятия по экологии Тема: : Путешествия растений

Этот конспект занятия развивает речь ребенка.Расширяет представление детей о частях растений....

Конспект познавательно- исследовательской деятельности для детей средней группы. Тема: «Путешествие с Капитошкой в мир воды».

Конспект познавательно -исследовательской деятельности для среднего дошкольного возраста, тема "Путешествие с Капитошкой в мир воды". Задачи: познакомить со свойствами воды; учить способам исследовани...

занятие по экологии тема:"Путешествие с Капитошкой".

              Тема занятия: Путешествие капельки.Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение ...

Конспект открытого занятия по экологии Тема: : Путешествия растений

Конспект открытого занятия по экологииТема: : Путешествия растений...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По ознакомлению с окружающим миром в младшей группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»

Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообразное, твердое). Познаком...