Проект эколого-биологической направленности «Зелёные спасатели»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект включает в себя основные этапы работы экологического движения "Зелёные спасатели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zelyonye_spasateli_-novyy.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
эколого-биологической направленности
«Зелёные спасатели»
Автор проекта:
Романовская М.В.
воспитатель СП «Детский сад» №29 ГБОУ СОШ №5,
г.о. Сызрань
Содержание экологического проекта «Зеленые спасатели»:
Актуальность……………………………………………………………………….3
Постановка проблемы ……………………………………………………………..4
Цели и задачи проекта……………………………………………………………..5
Планируемый образовательный результат……………………………………….6
Программа реализации педагогического проекта………………………………..7
Основные формы работы……………………………………………………….8 - 9
Этапы реализации проекта………………………………………………………..10
Содержание деятельности………………………………………………………...11
Система работы с родителями……………………………………………………12
Механизм оценки результатов……………………………………………………13
Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………… 14
Список литературы ………..……………………………………………………. 15
Приложение:
Приложение №1 Паспорт экологического проекта……………………………..18
Приложение №2 Учебно-тематический план……………………………………19
Приложение №3 Перспективный план ………………………………………20-27
Приложение №4 Общая схема «Экологической тропы»……………………….28
Приложение №5 Схема «Царство природы» ………………………………..….29
Приложение №6 Анализ результатов реализации проекта…………………….30
Приложение №7 Анкета для родителей…………………………………………31
Приложение №8 План-конспект мастер-класса экологического движения
«Зеленых спасателей»
Приложение №9 Презентация реализации проекта «Зелёные спасатели»
Актуальность
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
И росли как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Формирование экологической культуры дошкольников является необходимым условием становления ответственного отношения их к природе.
Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимое для жизни условия. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
Постановка проблемы
Организация и создание полноценной эколого-развивающей среды, различных «экологических пространств», как важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательно-образовательной работе с дошкольниками и их родителями, т.к. в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.
Цель проекта:
способствовать обогащению и развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.
Задачи проекта:
- Формировать чувства близости к природе, основы экологической культуры у детей;
- Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного края, их красоте и пользе;
- Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Планируемый образовательный результат
После реализации проекта «Зелёные спасатели» дети смогут овладеть следующими компетенциями:
- создание и поддерживание необходимых условий для роста растений;
- применение навыков и умений по уходу за растениями в уголке природы и на участке детского сада;
- высаживание овощных и зерновых культур, закрепление способов ухаживания за ними;
- углубленное владение знаниями о живой и неживой природе через экспериментирование;
- принятие самостоятельных решений и выводов после постановки опытов и экспериментирования;
- бережное и ответственное отношение к миру природы;
- умения ухаживать за объектами «Царства Природы», самостоятельно решать экологические задачи;
Программа реализации педагогического проекта:
1.Изучение эколого-биологической литературы по проблемам проекта.
2. Изучение положительного педагогического опыта.
3.Изучение «Методики экологического воспитания детей дошкольного возраста»
4. Разработка учебно-тематического плана проекта (Приложение №2)
5. Разработка перспективного плана работы с детьми (Приложение №3)
6.Создание паспорта «Экологической тропы» (Приложение №1)
Основные формы работы
Методы | Приёмы |
1. Наглядный метод | 1. Наглядно-зрительные приёмы. 2. Наглядно-слуховые приёмы. 3. Создание презентаций, слайд-шоу. |
2. Информационно-рецептивный метод | 1.Наблюдение. 2.Рассматривание, обследование объектов. 3.Разъяснение, объяснение. 4.Установление и взаимосвязи нового с уже знакомым. |
3. Репродуктивный метод | 1.Воспроизведение известных действий по образцу. 2.Тактильно-мышечные приёмы. 3.Упражнения. |
4. Практический метод | 1. Показ. 2. Контрастное сопоставление. 3. Опыты и эксперименты. 4.Мастер-классы. |
5. Словесный метод | 1. Краткое описание и объяснение. 2. Образный сюжетный рассказ. 3. Беседа. 4. Художественное слово. |
6. Метод проблемного обучения | 1. Творческое использование полученных знаний. 2. Самостоятельное пополнение знаний. 3.Создание ситуаций с конкретными условиями действия. |
7. Игровой метод | 1. Дидактические игры. 2. Развивающие игры. 3. Подвижные игры. 4. Игры-путешествия. |
8. Исследовательский метод | 1. Самостоятельное придумывание. 2. Сравнение. 3. Импровизация. 4. Выполнение творческого задания по представлению. |
9. Соревновательный метод | 1. Решение задач в быстром темпе. 2. Нахождение неординарных решений для достижения цели. |
Этапы реализации проекта:
- 1 этап: диагностический – изучение экологических знаний детей;
- 2 этап: организационный – создание проекта и экологического движения «Зелёные спасатели»;
- 3 этап: основной – реализация и актуализация экологического проекта.
Содержание деятельности:
Создание «Царства Природы»:
(Приложение №5)
«Царство овощей» - огород представляет собой экологическую точку на открытом, хорошо освещенном пространстве. На огороде высаживают быстро растущие, рано созревающие овощи.
«Царство лекарственных растений» - выращивание лекарственных растений: мята перечная, календула, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха.
«Царство цветов» - проводятся практические занятия, где дети самостоятельно смогут сеять, высаживать рассаду и в дальнейшем ухаживать за данными цветами. Выращивание цветов: васильков, ромашек, петуньи, бархатцев и др.
«Царство полей» - выращивание зерновых культур: пшеницы, ржи, овса, льна.
«Царство экспериментирования» - осуществляется экспериментально-опытническая деятельность с водой, песком и воздухом.
Система работы с родителями
- Консультации для родителей:
- «Прогулки в природу»;
- «Зелёный мир на окне»;
2. Оформление папки-передвижки на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни»
3. Совместное изготовление книжек-малышек «Экологические сказки»
4. Оформление фотовыставки «Зеленая аптека»
5.Участие в совместном экологическом празднике «Экологами не рождаются – экологами становятся»
6.Создание презентации «Зелёные спасатели» (Приложение №9)
7. Помощь в создании детских проектов на тему «Огород на окне»
8. Совместные акции по благоустройству участка детского сада.
9. Анкетирование родителей «Что вы знаете об экологии?» (Приложение №7)
10. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе.
11. Изготовление атрибутов для экспериментирования.
12. Оформление фотоальбома «Зелёные спасатели».
13. Участие в экологическом КВН.
Механизм оценки результатов
1.Психолого-педагогическая диагностика.
- диагностические задания;
- анкетирование родителей;
- тестовые работы;
- наблюдения;
- опросчик для детей;
- Анализ результатов реализации проекта.
(Приложение №6)
Дальнейшее развитие проекта
1. Создание «Экологической тропы» для решение следующих
задач: экологическое обучение и воспитание, сохранение природы в
прилегающей зоне, создание разных ситуаций, играющие важную роль в деле эколого-педагогической работы с дошкольниками.
(Приложение №4)
Уход за тропой на протяжении всего года приучит детей к труду и
бережному отношению к общему достоянию.
2.Развитие самостоятельной исследовательской работы детей для укрепления взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития начал в дошкольниках; убежденности в необходимости беречь природу, опираясь не
только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт.
3. Продолжение формирования навыков правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. Уход за тропой на протяжении всего года приучит детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
4. Проведение мастер - классов команды экологического движения «Зеленых спасателей» для детей детского сада после изученного блока по учебно-тематическому плану под руководством воспитателя. Мастер – классы «Зеленых спасателей» включают в себя демонстрацию практических умений по пройденному материалу.
(Приложение №8)
Список литературы:
1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание.
2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
3.Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-
образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно -
педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - 24-36.
4. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб., Детство – пресс. – 2002.
5.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой,З.А.Михайловой.-244с.- СПб.; Детство- Пресс,2005.
6.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.(серия «Вместе с детьми). 60.
7.Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М.: Сфера, 2002. - 28 с.
8. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
9.Иванова А.И Мир растений /А.И.Иванова – М.:ТЦ Сфера, 2004 – С.37 – 46
10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст: Учебн. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений /С.Н.Николаева –М.: «Академия»,2002.
13.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
14.Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду :– М.: Изд. дом «Карапуз»,
2001.
15.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы): - М.,
ЛИНКА-ПРЕСС, 2003
16. Энциклопедия комнатного цветоводства.: МОЙ МИР, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)
Программа является результатом обобщения многолетнего практического опыта в области экологического образования и основана на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
Эколого – биологическое направление Кружок «АИСТЁНОК»
Работа кружка «Аистёнок» призвана решать следующие задачи:1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) «Мы - дети природы» в старшей (разновозрастной)группе «Гномики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) ...
Всероссийский открытый урок "Эколята - молодые защитники природы" по проекту "Эколята-дошколята" (для детей 5-6 лет) (по материалам предоставленным ФГБОУ ДО "Федеральным детским эколого-биологическим центром"
19 ноября 2020 г. воспитанники старшей группы "Звездочка" МДОУ "Детский сад № 177", как участники проекта "Эколята-дошколята", приняли участие во всерос...