Главные вкладки

    Проект эколого-биологической направленности «Зелёные спасатели»
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Романовская Марина Викторовна

    Проект включает в себя основные этапы работы экологического движения "Зелёные спасатели"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_zelyonye_spasateli_-novyy.doc120 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    эколого-биологической направленности

     «Зелёные спасатели»

    Зеленые спасатели

    Автор проекта:

                                                   Романовская М.В.

                                                                                воспитатель СП «Детский сад» №29  ГБОУ СОШ №5,

                                          г.о. Сызрань

    Содержание экологического проекта «Зеленые спасатели»:

    Актуальность……………………………………………………………………….3

    Постановка проблемы ……………………………………………………………..4

    Цели и задачи проекта……………………………………………………………..5

    Планируемый образовательный результат……………………………………….6

    Программа реализации педагогического проекта………………………………..7

    Основные формы работы……………………………………………………….8 - 9

    Этапы реализации проекта………………………………………………………..10

    Содержание деятельности………………………………………………………...11

    Система работы с родителями……………………………………………………12

    Механизм оценки результатов……………………………………………………13

    Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………… 14

    Список литературы ………..…………………………………………………….   15

    Приложение:

    Приложение №1 Паспорт экологического проекта……………………………..18

    Приложение №2 Учебно-тематический план……………………………………19

    Приложение №3 Перспективный план ………………………………………20-27

    Приложение №4 Общая схема «Экологической тропы»……………………….28

    Приложение №5 Схема «Царство природы» ………………………………..….29

    Приложение №6 Анализ результатов реализации проекта…………………….30

    Приложение №7 Анкета для родителей…………………………………………31

    Приложение №8 План-конспект мастер-класса экологического движения

     «Зеленых спасателей»

    Приложение №9 Презентация реализации проекта «Зелёные спасатели»

    Актуальность

    Всё хорошее в людях - из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивиться, узнать, полюбить!

    Мы хотим, чтоб земля расцветала.

    И росли как цветы малыши,

    Чтоб для них экология стала

    Не наукой, а частью души!

              Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

               Формирование экологической культуры дошкольников является необходимым условием становления ответственного отношения их к природе.

              Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимое для жизни условия. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

    Постановка проблемы

         Организация и создание полноценной эколого-развивающей среды, различных «экологических пространств», как важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательно-образовательной работе с дошкольниками и их родителями, т.к. в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.

    Цель проекта:

    способствовать обогащению и развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;

    формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.

    Задачи проекта:

    1. Формировать чувства близости к природе, основы экологической культуры у детей;
    2. Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного      края, их красоте и пользе;
    3. Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
    4. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и     неживой природе.

    Планируемый образовательный результат

    После реализации проекта «Зелёные спасатели» дети смогут овладеть следующими компетенциями:

    - создание и поддерживание необходимых условий для роста растений;

    - применение навыков и умений по уходу за растениями в уголке природы и на участке детского сада;

    - высаживание овощных и зерновых культур, закрепление способов ухаживания за ними;

    -  углубленное владение знаниями о живой и неживой природе через экспериментирование;

    - принятие самостоятельных решений и выводов  после  постановки опытов и экспериментирования;

    - бережное и ответственное отношение к миру природы;

    - умения ухаживать за объектами «Царства Природы», самостоятельно решать экологические задачи;

    Программа реализации педагогического проекта:

    1.Изучение эколого-биологической литературы по  проблемам проекта.

    2. Изучение положительного педагогического опыта.

    3.Изучение «Методики экологического воспитания детей дошкольного возраста»

    4. Разработка учебно-тематического плана проекта (Приложение №2)

    5. Разработка перспективного плана работы с детьми (Приложение №3)

    6.Создание паспорта «Экологической тропы» (Приложение №1)

     

    Основные формы работы

                       Методы

                        Приёмы

    1. Наглядный метод

    1. Наглядно-зрительные приёмы.

    2. Наглядно-слуховые приёмы.

    3. Создание презентаций, слайд-шоу.

    2. Информационно-рецептивный метод

    1.Наблюдение.

    2.Рассматривание,  обследование объектов.

    3.Разъяснение, объяснение.

    4.Установление и взаимосвязи нового с уже знакомым.

    3. Репродуктивный метод

    1.Воспроизведение известных действий по образцу.

    2.Тактильно-мышечные приёмы.

    3.Упражнения.

    4. Практический метод

    1. Показ.

    2. Контрастное сопоставление.

    3. Опыты и эксперименты.

    4.Мастер-классы.

    5. Словесный метод

    1. Краткое описание и объяснение.

    2. Образный сюжетный рассказ.

    3. Беседа.

    4. Художественное слово.

    6. Метод проблемного обучения

    1. Творческое использование полученных

        знаний.

    2. Самостоятельное пополнение знаний.

    3.Создание ситуаций с конкретными условиями действия.

    7. Игровой метод

    1. Дидактические игры.

    2. Развивающие игры.

    3. Подвижные игры.

    4. Игры-путешествия.

    8. Исследовательский метод

    1. Самостоятельное придумывание.

    2. Сравнение.

    3. Импровизация.

    4. Выполнение творческого задания по представлению.

    9. Соревновательный метод

    1. Решение задач в быстром темпе.

    2. Нахождение неординарных решений

        для достижения цели.

    Этапы реализации проекта:

    • 1 этап: диагностический –  изучение экологических знаний детей;
    • 2 этап: организационный – создание проекта и экологического движения «Зелёные спасатели»;
    • 3 этап: основной – реализация и актуализация экологического проекта.

    Содержание деятельности:

    Создание «Царства Природы»:

    (Приложение №5)

    «Царство овощей»  - огород представляет собой экологическую точку на открытом, хорошо освещенном пространстве. На огороде высаживают быстро растущие, рано созревающие овощи.

    «Царство лекарственных  растений» - выращивание лекарственных растений: мята перечная, календула, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха.

    «Царство цветов» - проводятся практические занятия, где дети самостоятельно смогут сеять, высаживать  рассаду и в дальнейшем ухаживать за данными цветами. Выращивание цветов: васильков, ромашек, петуньи, бархатцев и др.

    «Царство полей» - выращивание зерновых культур: пшеницы, ржи, овса, льна.

    «Царство экспериментирования» - осуществляется экспериментально-опытническая деятельность с водой, песком и воздухом.

    Система работы с родителями

    1. Консультации для родителей:

    - «Прогулки в природу»;

    - «Зелёный мир на окне»;

    2.  Оформление  папки-передвижки на тему:

    «Экологическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни»

    3. Совместное изготовление книжек-малышек «Экологические сказки»

    4. Оформление фотовыставки «Зеленая аптека»

    5.Участие в совместном экологическом празднике «Экологами не рождаются – экологами становятся»

    6.Создание презентации «Зелёные спасатели» (Приложение №9)

    7. Помощь в создании детских проектов на тему «Огород на окне»

    8. Совместные акции по благоустройству участка детского сада.

    9. Анкетирование родителей «Что вы знаете об экологии?» (Приложение №7)

    10. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе.

    11. Изготовление атрибутов для экспериментирования.

    12. Оформление фотоальбома «Зелёные спасатели».

    13. Участие в экологическом  КВН.

    Механизм оценки результатов

    1.Психолого-педагогическая диагностика.

    - диагностические задания;

    - анкетирование родителей;

    - тестовые работы;

    - наблюдения;

    - опросчик для детей;

    1. Анализ результатов реализации проекта.

    (Приложение №6)

     

    Дальнейшее развитие проекта    

    1. Создание «Экологической тропы» для решение следующих

    задач: экологическое обучение и воспитание, сохранение природы в

    прилегающей зоне, создание разных ситуаций, играющие важную роль в деле эколого-педагогической работы с дошкольниками.

     (Приложение №4) 

    Уход за тропой на протяжении всего года приучит детей к труду и

    бережному отношению к общему достоянию.

    2.Развитие самостоятельной исследовательской работы детей для укрепления взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития начал в дошкольниках; убежденности в необходимости беречь природу, опираясь не

    только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт.

    3. Продолжение формирования навыков правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. Уход за тропой на протяжении всего года приучит детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

    4. Проведение мастер - классов команды экологического движения «Зеленых спасателей» для детей детского сада  после изученного блока по учебно-тематическому плану под руководством воспитателя. Мастер – классы «Зеленых спасателей» включают в себя демонстрацию практических умений по пройденному материалу.

    (Приложение №8)

     

    Список  литературы:

    1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание.

    2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.

    2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

    3.Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-

    образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно -

    педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - 24-36.

    4. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб., Детство – пресс. – 2002.

    5.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой,З.А.Михайловой.-244с.- СПб.; Детство- Пресс,2005.

    6.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.(серия «Вместе с детьми). 60.

    7.Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М.: Сфера, 2002. - 28 с.

    8. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

    9.Иванова А.И Мир растений /А.И.Иванова – М.:ТЦ Сфера, 2004 – С.37 – 46

    10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

    11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

    дошкольный возраст: Учебн. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

    12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений /С.Н.Николаева –М.: «Академия»,2002.

    13.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

    14.Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду :– М.: Изд. дом «Карапуз»,

    2001.

    15.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы): - М.,

    ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

    16. Энциклопедия комнатного цветоводства.: МОЙ МИР, 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Зелёные спасатели"

    Данный проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе знакомства с разнообразием лекарственных растений, их пользой для здоровья человека....

    авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)

    Программа является результатом обобщения многолетнего  практического  опыта в области экологического образования и основана  на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)

    Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...

    Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

    Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...

    Эколого – биологическое направление Кружок «АИСТЁНОК»

    Работа кружка «Аистёнок» призвана решать следующие задачи:1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и...

    Проект по экологии "Зелёные спасатели"

    Это проект по экологическому воспитанию, мы реализовывали его в подготовительной группе...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»

    Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....