Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Юный эколог»
( эколого-биологической направленности)
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Кружок «Юный эколог» имеет эколого-биологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Формировать систему элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Развивать познавательный интерес к миру природы.
4. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Основные формы и методы работы:
- Экскурсия
- Наблюдение
- Беседа
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная деятельность
- Проектная деятельность
- Эколого-биологические игры, игры-путешествия
- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Условия реализации программы :
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород.
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- В группе создана мини-лаборатория для организации и проведения опытов с объектами природы.
Ожидаемый результат:
Показателями высокой эколого-биологической культуры детей следует считать:
- Интерес к объектам живой и неживой природы;
- Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- Желание заботиться о живых объектах природы;
-Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- Попытка оценивать свое поведение.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.
Срок реализации- 2016-2017 уч/год.
Время проведения в режиме дня –2 раза в неделю во второй половине дня, всего 8 (9) занятий по 30 минут – в соответствии с СанПиН.
День недели - вторник, четверг
Тематический план
месяц | №п/п | тема | цель | методические приемы | |||
Октябрь | 1 | «Что такое природа?» | Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы. | Чтение стихов, беседа, д/игры, опыт, рассматривание слайдов. | |||
2 | «Лес как экологическая система» | Сформировать понятие «этажи леса»; выявит взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания : «Мы нужны друг другу на земле». | Беседа. эколог. игры, загадки, рассматривание слайдов. | ||||
3 | «Я – человек» | Развивать представление детей, что человек – часть природы; уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. | Беседа, рассматривание иллюстраций, мини-викторина, опыт. | ||||
4 | «Планета Земля в опасности!» | Дать детям представление о том, что планета Земля- это огромный шар; расширить представление детей о природоохранной деятельности человека; обогатить знание детей о правилах поведения на природе. | Чтение стихов, беседа, игры, рассматривание слайдов. | ||||
Ноябрь | 5 | «Как растения готовятся к зиме» | Сформировать представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону; дать знания о способах распространения семян. | Загадки, беседа, рассматривание слайдов, экскурсия по территории детского сада. | |||
6 | «Воздух - и его свойства» (опытно- экспериментальная д-ть) | Закреплять и расширять знания детей о свойствах воздуха; развивать у детей исследовательский интерес, любознательность. | Беседа, рассматривание слайдов, загадки игры, опыты. | ||||
7 | «Путешествие капельки» | Формировать представления о круговороте воды в природе; развивать самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. | Загадки, беседа, рассматривание слайдов, схема изображения круговорота воды в природе, игры. | ||||
8 | « Что такое огонь?» | Познакомить детей с огнём как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле и как противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть) | Беседа, рассматривание слайдов. | ||||
9 | «Если хочешь быть здоров» | Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях. | Беседа, рассматривание слайдов. | ||||
Декабрь | 10 | «Кто главный в лесу?» | Дать представление о леснике – человеке, который заботиться о лесе. | Беседа, рассматривание слайдов. | |||
11 | «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. | Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование. | ||||
12 | «Вода» (опытно- экспериментальная д-ть) | Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воды. | Беседа, рассматривание слайдов, загадки игры, опыты. | ||||
Январь | 13 | «Что мы знаем о птицах» | Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. | Чтение стихов, беседа, игры, рассматривание слайдов. | |||
14 | «Дикие животные зимой в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу. | Беседа, загадки, рассматривание слайдов, игры. | ||||
15 | «Животные жарких стран» | Углубить представления детей о многообразии живых существ. | Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание слайдов. | ||||
16 | «Дерево» (опытно- экспериментальная д-ть) | Закреплять и уточнять знания детей о свойствах дерева. | Беседа, рассматривание слайдов, загадки игры, опыты. | ||||
Февраль | 17 | « Лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. | Беседа с элементами труда. | |||
18 | « Пищевые цепочки в лесу» | Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. | Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование. | ||||
19 | «Комнатные растения-спутники нашей жизни» | Рассказ воспитателя, наблюдение, практическая работа. | |||||
Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними. | |||||||
20 | «Загадки природы» | Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня). | Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование. | ||||
21 | «Как появляются горы?» | Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. | Беседа, рассматривание слайдов, опыты. | ||||
Март | |||||||
22 | « Красная книга – сигнал опасности» | Познакомить детей с «Красной книгой», дать представления о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. | Беседа, рассматривание слайдов. | ||||
23 | «Магнит» (опытно- экспериментальная д-ть) | Познакомить детей с магнитом и его свойствами. | Беседа, рассматривание слайдов, загадки игры, опыты. | ||||
Апрель | 24 | «Кто живет в воде» | Познакомить детей с представителями водных животных. | Беседа, рассматривание слайдов, игры. | |||
25 | «Солнце – большая звезда» | Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. | Беседа, д/игра, опыт. | ||||
26 | «Весенний пейзаж» | Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. | Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание слайдов, игры. | ||||
27 | «Всё обо всём» (опытно-экспериментальная д-ть) | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе . | Самостоятельная опытно-экспериментальная д-ть детей. | ||||
Май | 28 | «Песочные фантазии» (опытно-экспериментальная д-ть) | Расширять кругозор детей, закрепить знания о свойствах песка.
| Рассматривание слайдов, беседа, опыты. | |||
29 | «Будем беречь и охранять природу» | Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению. | Рассматривание слайдов, беседа, д/ игра. | ||||
30 | «Знатоки природы» | Закрепить знания детей о природе. | Игра – викторина (участие родителей). | ||||
31 | «Здравствуй, лето!» | Углубить и обобщить представления детей о лете, его признаках. | Беседа, загадки, чтение стихов, рассматривание слайдов, игры. |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы эколого-биологического кружка «Юный натуралист»
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Группа детского сада_________________________________________________
Дата проведения мониторинга__________________________________________
Имя, фамилия________________________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений _____________________________________________
Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира _________________________________
Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона______________________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов __________________________________________________
Имеет представления об экологии , называет факты отрицательного воздействия человека на природу _________________
Имеет представления о правилах поведения в природе________________________
Имеет представления о явлениях природы, и их свойствах, значении____________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________
Сформированы основы экологического сознания____________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Взаимодействие с семьями:
- Папка-передвижка «Какие опыты можно провести дома»
- Конкурс плакатов «Защитим наш лес!»
- Консультация « Дыхательная гимнастика для детей»
- Игра - викторина «Знатоки природы»
Список используемой литературы :
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2012.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», г. Москва «ВАКО» 2015.
3. Николаева С.Н. «Юный Эколог»(система работы в подготовительной группе), г. Москва «Мозаика-Синтез» 2010.
4. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2013.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по реализации образовательной программы ДОУ
Учебная рабочая программа разработана на основе: образовательной программы ДОУ и комплексной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, дополнительных вариативные и авторских программ ДОУ: «Свет...
Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе
Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"
Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.Орнитология ...
Рабочая программа в группе комбинированной направленности старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...
Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)
Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)...
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Юный эколог»
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности«Юный эколог»...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Полезная и нужная программа.
Полезная и нужная программа. А Вы ее использовали в работе? Какие результаты?