Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ларюшкина Оксана Ивановна

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

                                         «Юный эколог»

                       ( эколого-биологической направленности)

                                    Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

                                                                                          В. Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог» имеет эколого-биологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

При изучении  тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Цель:   формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. Формировать систему элементарных понятий об окружающем мире,  взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Развивать познавательный интерес к миру природы.

4. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

В основе программы лежат следующие принципы:

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от  простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Основные формы и методы работы:

- Экскурсия

- Наблюдение

- Беседа

- Исследовательская деятельность

- Экспериментальная деятельность

- Проектная деятельность

- Эколого-биологические игры, игры-путешествия

- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Условия реализации программы :

- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород.

- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

- В группе создана  мини-лаборатория для организации и проведения опытов с объектами природы.

Ожидаемый результат:

      Показателями высокой эколого-биологической культуры детей следует считать:

- Интерес к объектам живой и неживой природы;

- Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

- Желание заботиться о живых объектах природы;

-Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- Попытка оценивать свое поведение.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

Срок реализации- 2016-2017 уч/год.

Время проведения в режиме дня –2 раза в неделю во второй половине дня, всего 8 (9)  занятий по 30 минут – в соответствии с СанПиН.

День недели - вторник, четверг

                                             Тематический план

месяц

№п/п

          тема

цель

методические приемы

Октябрь

1

«Что такое природа?»

 Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы.

                                                              Чтение стихов, беседа, д/игры, опыт, рассматривание слайдов.

 2  

«Лес как экологическая система»

Сформировать понятие «этажи леса»; выявит взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания : «Мы нужны друг другу на земле».

Беседа. эколог. игры, загадки, рассматривание слайдов.

3

  «Я – человек»

Развивать представление детей, что человек – часть природы; уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, мини-викторина, опыт.

4

«Планета Земля в опасности!»

Дать детям представление о том, что планета  Земля- это огромный шар; расширить представление детей о природоохранной деятельности человека; обогатить знание детей о правилах поведения на природе.

Чтение стихов, беседа, игры, рассматривание слайдов.

Ноябрь

5

«Как растения готовятся к зиме»

Сформировать представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону; дать знания о способах распространения семян.

Загадки, беседа,

рассматривание слайдов, экскурсия по территории детского сада.

6

«Воздух - и его свойства» (опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять и расширять знания детей о свойствах воздуха; развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

7

«Путешествие капельки»

Формировать представления о круговороте воды в природе; развивать самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Загадки, беседа,

рассматривание слайдов, схема изображения круговорота воды в природе, игры.

8

« Что такое огонь?»

Познакомить детей с огнём как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле и как противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть)

Беседа, рассматривание слайдов.

9

        «Если хочешь быть здоров»

Закрепить представления детей  о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях.

Беседа, рассматривание слайдов.

Декабрь

10

«Кто главный в лесу?»

Дать представление о леснике – человеке, который заботиться о лесе.

Беседа, рассматривание слайдов.

11

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни.

  Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

12

«Вода» (опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воды.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

         Январь

13

«Что мы знаем о птицах»

Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни.

Чтение стихов, беседа, игры, рассматривание слайдов.

14

«Дикие животные зимой в лесу»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу.

Беседа, загадки, рассматривание слайдов, игры.

15

«Животные жарких стран»

Углубить представления детей о многообразии живых существ.

Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание слайдов.

16

«Дерево»

(опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять  и уточнять знания детей о свойствах дерева.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

Февраль

17

« Лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах.

Беседа с элементами труда.

18

« Пищевые цепочки в лесу»

Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.

Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

19

«Комнатные растения-спутники нашей жизни»

Рассказ воспитателя, наблюдение, практическая работа.

 Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними.

20

«Загадки природы»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня).

  Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

21

«Как появляются горы?»

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор.

Беседа, рассматривание слайдов, опыты.

                         Март

22

« Красная книга – сигнал опасности»

  Познакомить детей с    «Красной книгой», дать представления о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. 

Беседа, рассматривание слайдов.

23

«Магнит» (опытно- экспериментальная д-ть)

Познакомить детей с магнитом и его свойствами.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

Апрель

24

«Кто живет в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных.

Беседа, рассматривание слайдов, игры.

25

«Солнце – большая звезда»

 Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Беседа, д/игра, опыт.

26

«Весенний пейзаж»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание слайдов, игры.

27

«Всё обо всём»

(опытно-экспериментальная д-ть)

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе .

Самостоятельная

опытно-экспериментальная д-ть детей.

                                         Май

28

«Песочные фантазии»

(опытно-экспериментальная д-ть)

Расширять кругозор детей, закрепить знания  о свойствах песка.

 

Рассматривание слайдов, беседа, опыты.

29

«Будем беречь  и охранять природу»

Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению.

Рассматривание слайдов, беседа,

д/ игра.

30

«Знатоки природы»

Закрепить знания детей о природе.

Игра – викторина

(участие родителей).

31

«Здравствуй, лето!»

Углубить и обобщить представления детей о лете, его признаках.

Беседа, загадки, чтение стихов, рассматривание слайдов, игры.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы эколого-биологического кружка «Юный натуралист»

Результаты  экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского сада_________________________________________________

Дата проведения мониторинга__________________________________________

Имя, фамилия________________________________________________________

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений _____________________________________________

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира _________________________________

Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона______________________________________

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов __________________________________________________

Имеет представления об экологии , называет факты отрицательного воздействия человека на природу _________________

Имеет представления о правилах поведения в природе________________________

Имеет представления о явлениях природы, и их свойствах, значении____________

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________

Сформированы основы экологического сознания____________________________

 Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

Взаимодействие с семьями:

- Папка-передвижка «Какие опыты можно провести дома»

- Конкурс плакатов «Защитим наш лес!»

- Консультация  « Дыхательная гимнастика для детей»

- Игра - викторина «Знатоки природы»

Список используемой литературы :

1. Воронкевич О.А.  «Добро пожаловать в экологию», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2012.

2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», г. Москва «ВАКО» 2015.

3. Николаева С.Н. «Юный Эколог»(система работы в подготовительной группе), г. Москва «Мозаика-Синтез» 2010.

4. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2013.

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по реализации образовательной программы ДОУ

Учебная рабочая программа разработана на основе: образовательной программы ДОУ и комплексной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, дополнительных вариативные и авторских программ ДОУ: «Свет...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"

Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.Орнитология ...

Рабочая программа в группе комбинированной направленности старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)

Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)...

Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Юный эколог»

Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности«Юный эколог»...


 

Комментарии

Межова Светлана Леонидовна

Полезная и нужная программа. А Вы ее использовали в работе? Какие результаты?