«Использование моделей в доу»
консультация по окружающему миру на тему

Хохлова Светлана Владимировна

Использование моделей в экологической культуре в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modeli.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование моделей в доу»

Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов – Никитов.

  Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

          Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вырубка лесов разрушает экосистему и приводит к исчезновению многих видов животных и растений.

Поэтому, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я решила уделить внимание формированию

 экологической культуре  подрастающего поколения. Ведь именно в  дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок  обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных.

В своей работе по экологической культуре, я широко использовала дидактические игры, моделирующую деятельность  (модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо). Образовательная деятельность, экологического содержания, которые я использую в формирование экологической культуры, расширяют представления о взаимодействии человека и  природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально – ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

  1. Главное, в создании модели, который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом, это то, что при размещении объектов природы, предметов окружающего мира на макете, а в дальнейшем в процессе деятельности по его использованию,  ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную раннее, общается с педагогом или с другими детьми в совместной деятельности, таким образом, происходит не только развитие связной речи ребенка, закрепление имеющихся знаний, но и получение новой информации в необычной для ребенка форме.
    При составлении модели дети описывают природное явление или природную зону, сравнивают природные объекты, происходит развитие доказательной речи, дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, развивается словарь и выразительность речи. При составлении макета, дети знакомятся с планом, с правилами размещения предметов в зависимости от заданной темы. Закрепляются навыки различных видов продуктивной деятельности (работа с бумагой, тканью, бросовым материалом и т.д.)
  2. Модель – это результат творческой конструктивной деятельности детей, (детей и педагога), направленной на создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие различных игровых ситуаций, в том числе и режиссерской игры (ст. дошкольный возраст).
  3. Модель обязательно должна обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда для закрепления знаний из различных образовательных областей: познание, а также коммуникация, художественное творчество, социализация и др. Модель может быть напольной, настольной, мини-макетом, и даже настенным.
  4. Модели по возрастным группам:

Младшие группы (плоскостные и объемные):

  • «Кто живет в лесу»;
  • «Домашние животные и птицы»;
  • «Что растет в огороде»;
  • «Что растет в саду».

Средняя группа. Часть из них такие же, как в младшей группе.

Новые: Лес, поле, луг, водоем, муравейник, парк, зоопарк, сезонные макеты. Например: зимний двор, зимний лес.

Старшая группа. Часть из них такие же, как в средней группе.

Новые: макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктика, пустыня, тропический лес…);

  • Море;

.

Подготовительная группа. Часть из них такие же, как в старшей группе.

Новые: жизнь и быт людей разных материков и регионов Земли;

  • Космические дали и др.

Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате  полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки, освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

Литература

  1. «Экспериментальная деятельность», Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова.
  2.   «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.
  3. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Л.А. Уланова, С.О.Мордан.
  4.  http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-161618.html
  5.  О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию!, издание 2-е, переработанное, «Детство-Пресс», С.-Пб. 2010г.
  6.  Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет, издание 2-е, исправленное и дополненное, ТЦ «Учитель», Воронеж 2009г.
  7.  Н.В.Коломина «Занятия по экологии в детском саду», ТЦ «Сфера», М. 1010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета

В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...

Развитие связных высказываний детей через использование моделей

Использование приема наглядного моделирования при обучении связному высказываапнию. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:самостоятельного анализа ситуации или объе...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...

Использование моделей в работе с детьми по речевому развитию. Модель "Овощи, фрукты"

Составление связного рассказа по модели "Овощи, фрукты"Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.Широкое применение в обучение детей получила такая тех...