Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Панченко Людмила Ивановна

Возвращаются певцы.
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy_2.docx65.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №10» г. Бутурлиновка.

 

 

Конспект НОД  в подготовительной к школе группе

«Перелётные птицы»

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/232/79765/1/640/img7.jpg

Подготовила и провела  воспитатель 1 К /К Панченко Людмила Ивановна

 Г. Бутурлиновка

Март 2017 г.

Возвращаются певцы.
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.

Тема НОД. «Перелётные птицы.»

Цель: уточнить знания детей о весне и перелётных птицах.

 Задачи:

Образовательные:

  1.   расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни;  
  2.  обучение развернутому высказыванию;
  3.  обучение образованию сложных прилагательных;  
  4.  обучение образованию приставочных глаголов;

Развивающие:

  1. Развитие умения отвечать на вопросы полно;
  2.  Развитие связной речи;  
  3.  Развитие словесно-логического мышления;  

 Воспитательные:

 1)Воспитание бережного отношения к природе;  

    2)воспитание нравственных качеств.

Организация образовательной среды:

Для мотивации к НОД: аудиозапись  «Голоса птиц».

Для проведения НОД: предметные картинки, глобус, иллюстрации полета птиц.

Предварительная работа:

разработка конспекта, изготовление пособий, подбор речевого материала и предметных картинок по теме НОД; наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций с различными видами птиц.

Проведение НОД:

Дети играют на ковре. Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: - Ребята, какие звуки раздаются вокруг? Давайте внимательно послушаем. Чьи голоса вы услышали? - Какое настроение вызвало у вас пение птиц? - Какие птицы прилетают весной?  - Как называют таких птиц?     - Почему их называют перелётными? - Каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)                                                                                                                          1. Игра «4-й лишний». На доску вывешиваются картинки с изображением птиц. - Какая птица лишняя? Почему? (дети объясняют свой выбор)

Ласточка – соловей – ворона – журавль,;

Сорока – аист – воробей – голубь

2. Закрепление знаний о перелётных птицах. 

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети: Потому что становится холодно, нечего кушать.  

Воспитатель: Самое главное то, что нет корма для жизни. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Если птицы питаются насекомыми, то им зимой нечем будет прокормиться.  - Если птицы питаются насекомыми, то их называют насекомоядными. Каких насекомоядных птиц вы знаете?

  Дети: Насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Их можно отличить по клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.  

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых.  - Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете.

 Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика.  - Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

   3. Игра «Скажи одним словом» 

Воспитатель: Давайте обратим внимание на характерные признаки перелётных птиц. У каждой птицы они свои. Составьте определение для птицы, используя два слова.

- У аиста длинные ноги. Он…(длинноногий)

 - У кукушки пёстрые крылья. Она…(пестрокрылая)

 - У утки широкий клюв. Она…(ширококлювая)

- У грача чёрные крылья. Он…(чернокрылый)

 - У скворца звонкий голос. Он…(звонкоголосый)

 - У лебедя длинная шея. Он…(длинношеий)

 - У ласточки белая грудка. Она…(белогрудая)

4. Игра «Что делает птица». 

Воспитатель - Закончите предложение, изменяя слово «летает»:

 1. Скворец в скворечник…(залетает)

2. Ласточка к нам из-за моря…(прилетает)

3. Кукушка с ветки на ветку…(перелетает)

4. Лебедь из гнезда… (вылетает)

 5. Чайка к воде…(подлетает)

6. Журавль в небо…(улетает)

5. Беседа о птицах.

 Воспитатель - Ребята, а вы знаете,  как птицы находят дорогу домой?

- В полёте они ориентируются на звёзды. А если небо затянуто облаками и земли не видно, то они ориентируются на её колебания.   - Знаете ли вы, что некоторые птицы, например,  утки, улетают «стайками», т.е. все вместе. Некоторые птицы, например журавли,  летят «клином», т.е.  в виде треугольника. Другие птицы выстраиваются «цепочкой», т.е. летят  друг за другом  по одной  линии. Это зависит от повадок птиц. У птиц всегда есть вожак, который летит впереди и показывает дорогу.

6.Физминутка «Птицы» 

Дети загибаются пальцы рук на каждое название птицы:

Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

 Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

 Эта – стриж,

 Эта – развеселый чиж.

 Ну а эта – злой орлан,

 Птички, птички, по домам. (Дети разбегаются в стороны) .

7.Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» 

- Первыми осенью улетают насекомоядные птицы, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).

 - Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнезда).

 - Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет, заливается).

- Весной перелетные птицы возвращаются, потому что … (им нужно выводить птенцов).

8. Рассказ о местах зимования  птиц. 

Воспитатель - Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. (Дети рассматривают иллюстрации) Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.  Одни птицы зимуют на побережье Средиземного моря, другие – в Африке, а есть и такие, которые летят на зимовку в Японию. (Показать маршрут перелётов птиц на глобусе, затем это делают дети)

9. Беседа на экологическую тему. 

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

Дети: Потому что они приносят пользу. Птицы  радуют нас своим пением, щебетанием. Людям от этого радостнее, веселее жить.

Воспитатель: А что произойдёт, если птицы не прилетят весной?

Дети: Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать леса и парки от вредных насекомых. Насекомые могут съесть всю растительность и урожаи на огородах, на дачах. Некому будет разносить семена ягод и растений. Поэтому птиц считают друзьями человека. Их надо беречь и заботиться о них!

Чтение стихотворения Мусы Джангазиева «Берегите птиц»

                            Не трогай ласточку! Она издалека летит сюда!

  У нас растит своих птенцов, Не разоряй её гнезда.

              Будь другом птиц! Пусть под окном поет весною соловей,

И над просторами Земли летают стаи голубей.

10. Подведение итогов.

Воспитатель: -  Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти. Не забывайте, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы должны беречь их и охранять.

Литература:

1. Петрова Т.И., Петрова Е.С. «  Игры и занятия по развитию речи дошкольников». М., 2007.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»

Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация  словаря по теме, употребление предлогов;коррекционно-развивающие: разви...

Конспект открытого занятия в средней группе "Перелётные птицы"

Конспект занятия про перелётных птиц для воспитателей средних групп....

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...

Конспект НООД в подготовительной к школе группе "Перелётные и зимующие птицы"

Тема: «Перелётные и зимующие птицы»Цели занятия: Расширение знаний о птицах нашего региона.Задачи: Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимую...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе«Перелётные птицы»Тема: Весёлое путешествие. Перелетные птицы.Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их ...