Исследовательская деятельность детей на тему: «Мыло и мыловарение»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Персональный сайт воспитателя Самигуллиной Галии Радифовны

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «ЦРР-детский сад №4» Группа №16 «Лучики» Исследовательская работа: «Мыло и мыловарение» Выполнила : Камалиева Ралина Руководитель: С амигуллина Г.Р

Слайд 2

Все началось с того, что мама купила в магазине жидкое мыло. Меня это заинтересовало. Я подумала, почему жидкое, а не обычное, твердое? Я решила узнать, как можно больше о мыле. Цель работы : Изучить историю возникновения и процесса получения мыла, а так же выяснить, какое мыло лучше: жидкое или твёрдое? Задачи: Познакомится с историей возникновения мыла. Узнать состав мыла. Научиться изготавливать мыло своими руками. Выяснить, какому мылу лучше доверять: жидкому или твёрдому? Гипотеза : Большее доверие вызывает жидкое мыло. Практическая значимость: Жидкое мыло удобнее в использовании. Приемы и методы исследования: Наблюдения, изучение литературы, беседы, интернет ресурсы. Предмет исследования: мыло.

Слайд 3

Мыло является неотъемлемой частью нашей гигиены. Это средство, которое используют люди, когда принимают ванну, или моются под душем, чтобы тело было чистым, приятно пахло свежестью.

Слайд 4

В нашем мире существует много разновидностей твердого мыла. Например: хозяйственное, детское, туалетное, косметическое и др.

Слайд 5

Кроме твердого мыла еще бывает мыло в жидкой форме .

Слайд 6

И мне захотелось узнать про мыло побольше. Как его варят, чем пользовались люди до изобретения мыла и какой у него состав. Сейчас я попробую рассказать вам об этом. История мыла насчитывает около 6 тысяч лет. До изобретения мыла жир и грязь удаляли золой и мелким речным песком. Также для мытья рук и тела использовали различные растения, например, мыльнянку (сапонария), кору дуба.

Слайд 7

Открытие мыла, как средства гигиенического ухода, приписывают знаменитому античному врачу Галену, жившему во II веке нашей эры. В своих записях он оставил заметки о мыле, о его составе и свойствах. Так он писал, что мыло получают из раствора золы и извести с добавлением жира. Кроме того, Гален отметил, что полученным веществом можно было не только очищать и смягчать кожу, но и избавляться от загрязнений на одежде. На протяжении веков люди налаживали процесс изготовления мыла.

Слайд 8

Мыло - это чистящее средство, которым мы пользуемся каждый день. Оно бывает разных форм и размеров, к нему добавляют разные ароматизаторы и красители. Самым главным в мыле является очищающее свойства, оно хорошо пенится, потому что в его состав входят жирные кислоты.

Слайд 9

Что же такое мыло как вещество? Возьмем стакан воды и капнем подсолнечное масло. Масло соберется на поверхности единым слоем. Теперь все это разболтаем. Масло разобьется на маленькие капельки.

Слайд 10

Добавляем немного мыла и перемешиваем . Как мы видим, мыло « съело» капельки масла. Дело в том, что на капельки жира набросились молекулы мыла, окружив их, растворили в воде.

Слайд 11

То же самое происходит, когда мы моем грязные и жирные руки. Молекулы мыла окружают частицы грязи и жира, растворяют их в воде. А вода уносит грязь в канализацию. Кстати, мыло удаляет не только видимую грязь, но и невидимые бактерии и микробы.

Слайд 12

1. Из мыльной основы (специальный состав для производства мыла). 2. Мыло «с нуля» из жиров масел и щелочи (такое мыло изготавливают на фабрике). 3. «Мыло из мыла» - который я попробовала приготовить сама дома: Я взяла детское мыло. Как же получить мыло в домашних условиях?

Слайд 13

Натерла мыло на терке. Переплавила на водяной бане.

Слайд 14

Добавила немного меда, масла и глицерина . Готовая масса похожа на сметану.

Слайд 15

Добавила немного красителя, чтобы получился красный цвет. Капнула капельку ароматизатора.

Слайд 16

Разложила по формам. И вот что у меня получилось.

Слайд 17

Как мы уже знаем, мыло бывает твердым и жидким. Какому мылу доверять больше? Жидкому или твердому? Все мы знаем, что без мыла нам не обойтись.

Слайд 18

Твердое мыло - его достоинства: -оно быстро смывается, значит, его можно использовать в любых ситуациях. -оно дешевое. Твердое мыло - его недостатки: -оно быстро сохнет. -оно сушит кожу. -оставляет после себя налет. -на нем могут остаться микробы.

Слайд 19

Теперь возьмем жидкое мыло: Его достоинства: -оно не сушит кожу. -есть дозатор, значит оно более гигиеничное. -не выскальзывает из рук - быстро пенится. -имеет стойкий аромат -практический антиаллергенно. Недостатки: -стоит оно дороже -требуется много воды, чтобы смыть его.

Слайд 20

И к чему же мы пришли? Конечно, по своему составу твердое и жидкое мыло мало отличаются, но у жидкого мыла больше преимуществ. Поэтому наша гипотеза, что жидкое мыло лучше - подтвердилось. Работая над этим исследованием, все поставленные задачи я выполнила. Узнала много интересного и определила значение мыла в нашей жизни, показала детям в группе, вам, как можно изготовить мыло в домашних условиях. В современном мире на прилавках магазина предоставлено много разновидностей мыла. Мы можем выбрать нужный аромат, форму, состав. Но мыло сделанное своими руками приятнее получить в подарок. Такое мыло принесет человеку радостные и приятные моменты.

Слайд 21

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 4»

городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Исследовательская работа

на тему:

«Мыло и мыловарение»

старшая группа №16

«Лучики»

                                                              Выполнила: Камалиева Ралина

                                                                Руководитель: Самигуллина Г.Р

         Все началось с того, что мама купила в магазине жидкое мыло. Меня это заинтересовало. Я подумала, почему жидкое, а не обычное, твердое? Я решила узнать, как можно больше о мыле.

Цель работы – изучить историю возникновения и процесса получения мыла, а так же выяснить, какое мыло лучше: жидкое или твёрдое?

Задачи: 

  1. Познакомится с историей возникновения мыла.
  2. Узнать состав мыла.
  3. Научиться изготавливать мыло своими руками.
  4. Выяснить, какому мылу лучше доверять: жидкому или твёрдому?

Гипотеза: Большее доверие вызывает жидкое мыло.

Практическая значимость: Жидкое мыло удобнее в использовании.

Приемы и методы исследования: Наблюдения, изучение литературы, беседы, интернет ресурсы.

Предмет исследования: мыло.

Мыло является неотъемлемой частью нашей гигиены. Это средство, которое используют люди, когда принимают ванну, или моются под душем, чтобы тело было чистым, приятно пахло свежестью. Вряд ли найдётся дом, где не будет ни одного кусочка мыла!

В нашем мире существует много разновидностей твердого мыла.

Например: хозяйственное, детское, туалетное, косметическое и др. Кроме твердого мыла еще бывает мыло в жидкой форме.  

Приложение №1

И мне захотелось узнать про мыло побольше. Как его варят, чем пользовались люди до изобретения мыла и, какой у него состав. Сейчас я попробую рассказать вам об этом.

История мыла насчитывает около 6 тысяч лет. До изобретения мыла жир и грязь удаляли золой и мелким речным песком. Также для мытья рук и тела использовали различные растения, например,  мыльнянку (сапонария), кору дуба.

Открытие мыла, как средства гигиенического ухода, приписывают знаменитому античному врачу Галену, жившему во II веке нашей эры.

Приложение №2

В своих записях он оставил заметки о мыле, о его составе и свойствах. Так он писал, что мыло получают из раствора золы и извести с добавлением жира. Кроме того, Гален отметил, что полученным веществом можно было не только очищать и смягчать кожу, но и избавляться от загрязнений на одежде. На протяжении веков люди налаживали процесс изготовления мыла. В России производство мыла наладил царь Петр I. В то время мылом пользовались только богатые люди, а бедные крестьяне мылись золой. Но со временем фабрик, где изготавливали мыло, стало очень много и мыло стало доступно всем.

Мыло - это чистящее средство, которым мы пользуемся каждый день.

Приложение №3

Мыло бывает разных форм и размеров, к нему добавляют разные ароматизаторы и красители. Самым главным в мыле является очищающее свойства, оно хорошо пенится, потому что в его состав входят жирные кислоты.

Практическая часть:

Опыт 1.

Что же такое мыло как вещество?

Возьмем стакан воды и капнем подсолнечное масло. Масло соберется на поверхности единым слоем. Теперь все это разболтаем. Масло разобьется на маленькие капельки. А теперь добавим немного мыла и перемешаем. Как мы видим, мыло «съело» капельки масла. Дело в том, что на капельки жира набросились молекулы мыла, окружив их, растворили в воде.

Приложение №4

То же самое происходит, когда мы моем грязные и жирные руки. Молекулы мыла окружают частицы грязи и жира, растворяют их в воде. А вода уносит грязь в канализацию. Кстати, мыло удаляет не только видимую грязь, но и невидимые бактерии и микробы.

Как же получить мыло в домашних условиях?

1. Из мыльной основы (специальный состав для производства мыла).

2. Мыло «с нуля» из жиров масел и щелочи (такое мыло изготавливают на фабрике).

3. «Мыло из мыла» - который я попробовала приготовить сама дома:

Опыт 2

  1. Я взяла детское мыло.
  2. Натерла на терке.  
  3. Переплавила на водяной бане.
  4. Добавила немного меда, масла и глицерина.
  5. Перемешивала. Готовая масса похожа на сметану.
  6. Добавила немного красителя, чтобы получился красный цвет.
  7. Капнула капельку ароматизатора.
  8. Разложила по формам.

Приложение №5

И вот что у меня получилось.

Приложение №6

Как мы уже знаем, мыло бывает твердым и жидким.

Какому мылу доверять больше? Жидкому или твердому?

Все мы знаем, что без мыла нам не обойтись. Оказывается, что мыло не такое уж и безобидное. Давайте попробуем разобраться.

 Итак,

Твердое мыло - его достоинства:

-оно быстро смывается, значит, его можно использовать в любых ситуациях.

-оно дешевое.

Твердое мыло - его недостатки:

-оно быстро сохнет.

-оно сушит кожу.

-оставляет после себя налет.

-на нем могут остаться микробы.

Приложение №7

Теперь возьмем жидкое мыло:

Его достоинства:

-оно не сушит кожу.

-есть дозатор, значит оно более гигиеничное.

-не выскальзывает из рук - быстро пенится.

-имеет стойкий аромат

-практический антиаллергенно.

Недостатки:

-стоит оно дороже

-требуется много воды, чтобы смыть его.

И к чему же мы пришли?

Вывод:

Конечно, по своему составу твердое и жидкое мыло мало отличаются, но у жидкого мыла больше преимуществ. Поэтому наша гипотеза, что жидкое мыло лучше - подтвердилось.

Приложение №8

 Работая над этим исследованием, все поставленные задачи я выполнила. Я узнала много интересного и определила значение мыла в нашей жизни, показала детям в группе, вам, как можно изготовить мыло в домашних условиях.

В современном мире на прилавках магазина предоставлено много разновидностей мыла. Мы можем выбрать нужный аромат, форму, состав. Но мыло сделанное своими руками приятнее получить в подарок. Такое мыло принесет человеку радостные и приятные моменты.

Приложение №9

Список использованной литературы

  1. «Мыло своими руками» Автор: Вера Корнилова, Ольга Смирнова Издательство: АСТ- Пресс,2011  
  2. «Варим мыло дома» Автор: Рязанова Г.А. Издательство «Астрель»,2012 Сайт «Википедия»
  3. «Рассказы о веществе»; под редакцией Генриха Эрлиха. – М.: Яуза-пресс, 2011.-208 с.
  4. «Из чего всё сделано?» Стрельникова Л.Н.
  5. ru.wikipedia.org›Гален
  6. ru.wikipedia.org›Мыло

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация исследовательской деятельности детей на тему "Мальчики и девочки".

В конспекте представлены разные методы,приемы,способы,добычи информации для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в средней группе "Мыло и его свойства"

Данное мероприятие предназначено для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности детей, познакомить детей со свойствами мыла; с общей схемой исследовательской деятельности....

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Средняя группа Тема: «Мыло - волшебник».

Формирование основ культуры здоровья дошкольников посредством расширения их представлений о мыле в  процессе экспериментальной и исследовательской деятельности. Воспитание осознанного отношения к...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»

Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»...