Проект "Организация исследовательской деятельности детей на тему "Мальчики и девочки".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корнева Надежда Юрьевна

В конспекте представлены разные методы,приемы,способы,добычи информации для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_malchiki_i_devochki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                            КОНСПЕКТ  

организации исследовательской деятельности детей

                                в старшей группе

                   на тему «Мальчики и девочки».

Образовательные задачи.

1.Познакомить детей с техникой проведения исследования.

2.Учить детей наиболее рациональным способам поиска информации.

3.Расширить представления детей о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек.

Развивающие задачи.

1.Развивать у детей умение управлять процессом усвоения знаний:

-прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

-анализировать, синтезировать, и классифицировать информацию.

2.Развивать умение понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.

Воспитательные задачи.

1.Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.

2.Способствовать формированию навыков общения между мальчиками и девочками.

Методы и приёмы. Проблемные вопросы к детям, совместное составление детьми и воспитателем плана исследования; вопросы детей друг к другу; чтение воспитателем информации из энциклопедии; выбор и фиксация детьми информации в виде картинок; игра «Оживи кружочек» (пиктографическое письмо); игра «Зеркало»; художественное слово; разбор домашнего задания.

Материал.

Карточки с символическим изображением «методов исследования», картинки с изображением тематики исследований, картинки с изображением информации о мальчиках и девочках (причёски, одежда, игры, поведение, взросление людей); кружочки белого цвета для каждого ребёнка, фломастеры; листы «исследования» - 2 шт.

Предварительная работа.

Выбор темы исследования. Знакомство со способами поиска информации.

Домашнее задание для родителей на тему «Как растут люди».

Наблюдение на прогулке «Возраст прохожих».

Игры: «Мы – разные», «Кто я?».

Беседа «С кем бы я хотел дружить».

Упражнение «Приглашение на танец».

Раскрашивание буквы «Я».

                               Ход работы

Деятельность детей

Дети сидят полукругом, перед ними мольберт.

-Сегодня мы будем проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые учёные.

Из множества тем мы выбрали тему «Дети: девочки и мальчики» (показ темы на мольберте).

-Теперь перед нами стоит задача: получить как можно больше сведений о девочках и мальчиках и подготовить сообщение (рассказ). Есть много способов добычи информации. Это ещё называют «методы исследования». Что мы должны сделать, чтобы узнать что-то новое? (воспитатель поощряет ответы детей и выкладывает карточки с изображением методов)

-Как вы думаете, что делает учёный во время исследования?

     Воспитатель продолжает выкладывать карточки, называет и добавляет те, которые дети не назвали: спросить у другого человека, посмотреть в компьютере.

-Вы назвали много методов, но сейчас их надо выложить по порядку, чтобы получился план исследования. Подумайте, что нам надо сделать в самом начале.

-Что мы сделаем потом?

-Что сделаем в третью очередь?

-Что будем делать дальше?

(таким образом идёт обсуждение; воспитатель предлагает детям находить названные карточки-символы и выкладывать их в предложенном порядке)

-План проведения исследований составлен, и все мы готовы к поиску. Всю собранную информацию мы поместим на листах исследования. Девочки готовят информацию о мальчиках, мальчики – о девочках. Информацию помещаем на листе исследователя.

-Обратимся к первому методу. Подумайте самостоятельно, можно ли сразу, просто поглядев друг на друга, узнать: отличаются девочки и мальчики друг от друга или нет?  

-Чем отличаются по внешнему виду девочки и мальчики? (При необходимости воспитатель задаёт дополнительные вопросы: Можно отличить девочек и мальчиков по причёске? По одежде?)

Воспитатель обсуждает с детьми правильность выбранных картинок во время поиска и выкладывания: Кто это? Почему ты так думаешь? Почему ты выбрал эту карточку? Чем отличаются девочки от мальчиков по причёске? Помоги исправить ошибку. Что любят носить девочки? А что – мальчики?

-Следующий метод – спросить у другого человека. Спрашивая у других людей можно узнать что-то новое, неизвестное. Подумайте, что бы вы хотели спросить и у взрослых и у других детей, друг у друга об играх и игрушках девочек и мальчиков.

-Девочки, скажите, что вы узнали о мальчиках? Подбирайте нужные картинки.

-Мальчики, скажите, что ответили девочки на ваши вопросы? Выкладывайте картинки.

-Какой следующий метод по плану?

-Можно посмотреть в энциклопедии на нашей полочке умных книг (воспитатель предлагает одному из детей принести книгу).

-В этой умной книге есть правила отношений между девочками и мальчиками. Хотите узнать? (воспитатель читает правила).

-Найдите карточки о том, что вы услышали, узнали из книги.

-Мальчики и девочки – все у нас равны,

 Только помнить мальчики об одном должны:

 Девочки слабее их, могут и пищать,

 И должны их мальчики храбро защищать.

-Защищать – это не значит с кем-то драться, это значит…

-А девочки должны что делать?

-Посмотри на эти лица!

С кем ты хочешь подружиться?

Это Лидочка – дружок,

Это Яна – огонёк,

Это Полечка – подружка,

Это Ксюша – хохотушка,

Это Дашенька – краса,

У Алёны есть коса.

Ромочка – смекалочка,

Сережа – выручалочка,

А Никита – мальчик умный,

А Артём у нас – разумный,

Павлик наш – мальчишка скромный,

У него характер ровный.

-У мальчиков и девочек есть свои имена. И они растут вместе с ними. Сегодня вы малы и имя у вас маленькое: Рома, Даша… Немного подрастёте, поёдёте в школу, и имя тоже подрастёт: Роман, Дарья… Потом станете взрослыми и вас будут звать-величать по имени-отчеству: Роман Романович, Дарья Дмитриевна.

-Закройте глаза и попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вас будут звать?

-Следующий метод нашего плана – посмотреть в компьютере или телевизоре. Я давала домашнее задание для вас и ваших родителей: узнать о том, как растут люди.

-Что узнали из компьютера Лида и Яна о том, как растут мальчики?

-Что узнали Никита и Артём о том, как растут девочки?

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Зеркало».

Раз, два, три, мальчик девочку пригласи. Встаём в пары, смотрим друг на друга, как в зеркало.

1,2,3 – весёлый появись

1,2,3 – грустный покажись

1,2,3 – друг другу удивись

1,2,3 – рассердились мы

1,2,3 – испугались мы

1,2,3 – помирились мы

1,2,3 – успокоились мы

-Последний метод нашего плана – понаблюдать. Сегодня мы наблюдали, с каким настроением вы приходили в детский сад, играли, умывались. Сейчас вы выполните моё задание «Оживи кружочек»: на пустом кружочке нарисуйте лицо с настроением, которое вы видели сегодня у кого-то из детей или хотели бы увидеть.

-У нас получились пиктограммы.  Мы поместим пиктограммы на последнюю строчку нашего листа исследователя.

-Наше исследование подошло к концу. И как настоящие учёные, мы будем с вами завтра  рассказывать о том, что узнали. Наши добровольцы сделают «Доклад о мальчиках» и «Доклад о девочках».

Один из детей выкладывает карточку с темой.

Понаблюдать, прочитать в книге, посмотреть по телевизору.

Думает, читает в книгах, проводит опыты.

Подумать самим.

Спросить у другого человека

Посмотрим в книге.

Можно посмотреть по телевизору или в компьютере.

Будем наблюдать.

Девочки готовят информацию о мальчиках, мальчики – о девочках.

Отличаются.

Дети называют различия между мальчиками и девочками:

а) по причёске

б) по одежде.

Дети выбирают карточки и помещают на листе исследования.

Девочки спрашивают у мальчиков, а мальчики – у девочек:

Какие игрушки вы любите?

Как любите играть? Чем ещё любите заниматься?

Дети находят и выкладывают картинки.

Мальчики любят играть в машины, военные игры, играть в футбол, кататься на лыжах, ловить рыбу, строить.

Девочки играют в куклы, в «Дочки-матери», «В школу». Любят рисовать, раскрашивать, смотреть книжки, прыгать через скакалку, поливать цветы.

Прочитать в книге, посмотреть в энциклопедии.

Дети находят и выкладывают картинки.

Поднять девочку, если она упадёт, пропустить девочку вперёд, помочь нести тяжёлые вещи, подать пальто.

Принимать от мальчиков помощь, благодарить за помощь, помогать мальчикам в уборке, помогать следить за одеждой и внешним видом мальчиков (застегнуть пуговицы, завязать шнурки)

Дети закрывают глаза.

Называют свои имена, отчества:

Полина Петровна, Артём Михайлович и т.д.

Девочки выкладывают карточки.

Мальчики выкладывают карточки.

Называют последовательность взросления человека.

Дети выполняют движения, используя мимику, жесты.

Дети рисуют пиктограммы на кружочках; объясняют, какое настроение изобразили.

Выбирают «учёных-добровольцев».

Литература.

1.Савенков А.И. детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

2.Щетинина А.М., Иванова О.И.  полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А.Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...

Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и...

Проект "Организация исследовательской деятельности дошкольников с помощью наглядно-дидактического пособия "ЭКО-остров"

Проект был представлен на окружном экологическом форуме "Моя Югра - моя планета" (2015г.),  а также в рамках Форума "Чудо природы вокруг нас" (проект "Ассоциированные школы ЮНЕСКО как фактор расш...

Проект "Организация исследовательской деятельности в ДОУ"

Организация исследовательской деятельности в ДОУ по методу А.И. Савенкова...

Проект по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе. Тема: «Волшебная сила магнита».

Цель: Познакомиться с магнитом, его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе.Данная цель реализуется через решение следующих задач:Учиться выдвигать гипотезы,  делать умоз...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

проект " Организация исследовательской деятельности 1 младшая группа

Способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.    Является ведущим функциональным механизмом творчества р...