Проект "Организация исследовательской деятельности детей на тему "Мальчики и девочки".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В конспекте представлены разные методы,приемы,способы,добычи информации для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_malchiki_i_devochki.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
организации исследовательской деятельности детей
в старшей группе
на тему «Мальчики и девочки».
Образовательные задачи.
1.Познакомить детей с техникой проведения исследования.
2.Учить детей наиболее рациональным способам поиска информации.
3.Расширить представления детей о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек.
Развивающие задачи.
1.Развивать у детей умение управлять процессом усвоения знаний:
-прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
-анализировать, синтезировать, и классифицировать информацию.
2.Развивать умение понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
Воспитательные задачи.
1.Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
2.Способствовать формированию навыков общения между мальчиками и девочками.
Методы и приёмы. Проблемные вопросы к детям, совместное составление детьми и воспитателем плана исследования; вопросы детей друг к другу; чтение воспитателем информации из энциклопедии; выбор и фиксация детьми информации в виде картинок; игра «Оживи кружочек» (пиктографическое письмо); игра «Зеркало»; художественное слово; разбор домашнего задания.
Материал.
Карточки с символическим изображением «методов исследования», картинки с изображением тематики исследований, картинки с изображением информации о мальчиках и девочках (причёски, одежда, игры, поведение, взросление людей); кружочки белого цвета для каждого ребёнка, фломастеры; листы «исследования» - 2 шт.
Предварительная работа.
Выбор темы исследования. Знакомство со способами поиска информации.
Домашнее задание для родителей на тему «Как растут люди».
Наблюдение на прогулке «Возраст прохожих».
Игры: «Мы – разные», «Кто я?».
Беседа «С кем бы я хотел дружить».
Упражнение «Приглашение на танец».
Раскрашивание буквы «Я».
Ход работы | Деятельность детей |
Дети сидят полукругом, перед ними мольберт. -Сегодня мы будем проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые учёные. Из множества тем мы выбрали тему «Дети: девочки и мальчики» (показ темы на мольберте). -Теперь перед нами стоит задача: получить как можно больше сведений о девочках и мальчиках и подготовить сообщение (рассказ). Есть много способов добычи информации. Это ещё называют «методы исследования». Что мы должны сделать, чтобы узнать что-то новое? (воспитатель поощряет ответы детей и выкладывает карточки с изображением методов) -Как вы думаете, что делает учёный во время исследования? Воспитатель продолжает выкладывать карточки, называет и добавляет те, которые дети не назвали: спросить у другого человека, посмотреть в компьютере. -Вы назвали много методов, но сейчас их надо выложить по порядку, чтобы получился план исследования. Подумайте, что нам надо сделать в самом начале. -Что мы сделаем потом? -Что сделаем в третью очередь? -Что будем делать дальше? (таким образом идёт обсуждение; воспитатель предлагает детям находить названные карточки-символы и выкладывать их в предложенном порядке) -План проведения исследований составлен, и все мы готовы к поиску. Всю собранную информацию мы поместим на листах исследования. Девочки готовят информацию о мальчиках, мальчики – о девочках. Информацию помещаем на листе исследователя. -Обратимся к первому методу. Подумайте самостоятельно, можно ли сразу, просто поглядев друг на друга, узнать: отличаются девочки и мальчики друг от друга или нет? -Чем отличаются по внешнему виду девочки и мальчики? (При необходимости воспитатель задаёт дополнительные вопросы: Можно отличить девочек и мальчиков по причёске? По одежде?) Воспитатель обсуждает с детьми правильность выбранных картинок во время поиска и выкладывания: Кто это? Почему ты так думаешь? Почему ты выбрал эту карточку? Чем отличаются девочки от мальчиков по причёске? Помоги исправить ошибку. Что любят носить девочки? А что – мальчики? -Следующий метод – спросить у другого человека. Спрашивая у других людей можно узнать что-то новое, неизвестное. Подумайте, что бы вы хотели спросить и у взрослых и у других детей, друг у друга об играх и игрушках девочек и мальчиков. -Девочки, скажите, что вы узнали о мальчиках? Подбирайте нужные картинки. -Мальчики, скажите, что ответили девочки на ваши вопросы? Выкладывайте картинки. -Какой следующий метод по плану? -Можно посмотреть в энциклопедии на нашей полочке умных книг (воспитатель предлагает одному из детей принести книгу). -В этой умной книге есть правила отношений между девочками и мальчиками. Хотите узнать? (воспитатель читает правила). -Найдите карточки о том, что вы услышали, узнали из книги. -Мальчики и девочки – все у нас равны, Только помнить мальчики об одном должны: Девочки слабее их, могут и пищать, И должны их мальчики храбро защищать. -Защищать – это не значит с кем-то драться, это значит… -А девочки должны что делать? -Посмотри на эти лица! С кем ты хочешь подружиться? Это Лидочка – дружок, Это Яна – огонёк, Это Полечка – подружка, Это Ксюша – хохотушка, Это Дашенька – краса, У Алёны есть коса. Ромочка – смекалочка, Сережа – выручалочка, А Никита – мальчик умный, А Артём у нас – разумный, Павлик наш – мальчишка скромный, У него характер ровный. -У мальчиков и девочек есть свои имена. И они растут вместе с ними. Сегодня вы малы и имя у вас маленькое: Рома, Даша… Немного подрастёте, поёдёте в школу, и имя тоже подрастёт: Роман, Дарья… Потом станете взрослыми и вас будут звать-величать по имени-отчеству: Роман Романович, Дарья Дмитриевна. -Закройте глаза и попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вас будут звать? -Следующий метод нашего плана – посмотреть в компьютере или телевизоре. Я давала домашнее задание для вас и ваших родителей: узнать о том, как растут люди. -Что узнали из компьютера Лида и Яна о том, как растут мальчики? -Что узнали Никита и Артём о том, как растут девочки? -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Зеркало». Раз, два, три, мальчик девочку пригласи. Встаём в пары, смотрим друг на друга, как в зеркало. 1,2,3 – весёлый появись 1,2,3 – грустный покажись 1,2,3 – друг другу удивись 1,2,3 – рассердились мы 1,2,3 – испугались мы 1,2,3 – помирились мы 1,2,3 – успокоились мы -Последний метод нашего плана – понаблюдать. Сегодня мы наблюдали, с каким настроением вы приходили в детский сад, играли, умывались. Сейчас вы выполните моё задание «Оживи кружочек»: на пустом кружочке нарисуйте лицо с настроением, которое вы видели сегодня у кого-то из детей или хотели бы увидеть. -У нас получились пиктограммы. Мы поместим пиктограммы на последнюю строчку нашего листа исследователя. -Наше исследование подошло к концу. И как настоящие учёные, мы будем с вами завтра рассказывать о том, что узнали. Наши добровольцы сделают «Доклад о мальчиках» и «Доклад о девочках». | Один из детей выкладывает карточку с темой. Понаблюдать, прочитать в книге, посмотреть по телевизору. Думает, читает в книгах, проводит опыты. Подумать самим. Спросить у другого человека Посмотрим в книге. Можно посмотреть по телевизору или в компьютере. Будем наблюдать. Девочки готовят информацию о мальчиках, мальчики – о девочках. Отличаются. Дети называют различия между мальчиками и девочками: а) по причёске б) по одежде. Дети выбирают карточки и помещают на листе исследования. Девочки спрашивают у мальчиков, а мальчики – у девочек: Какие игрушки вы любите? Как любите играть? Чем ещё любите заниматься? Дети находят и выкладывают картинки. Мальчики любят играть в машины, военные игры, играть в футбол, кататься на лыжах, ловить рыбу, строить. Девочки играют в куклы, в «Дочки-матери», «В школу». Любят рисовать, раскрашивать, смотреть книжки, прыгать через скакалку, поливать цветы. Прочитать в книге, посмотреть в энциклопедии. Дети находят и выкладывают картинки. Поднять девочку, если она упадёт, пропустить девочку вперёд, помочь нести тяжёлые вещи, подать пальто. Принимать от мальчиков помощь, благодарить за помощь, помогать мальчикам в уборке, помогать следить за одеждой и внешним видом мальчиков (застегнуть пуговицы, завязать шнурки) Дети закрывают глаза. Называют свои имена, отчества: Полина Петровна, Артём Михайлович и т.д. Девочки выкладывают карточки. Мальчики выкладывают карточки. Называют последовательность взросления человека. Дети выполняют движения, используя мимику, жесты. Дети рисуют пиктограммы на кружочках; объясняют, какое настроение изобразили. Выбирают «учёных-добровольцев». |
Литература.
1.Савенков А.И. детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2.Щетинина А.М., Иванова О.И. полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
3.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А.Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...
Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и...
Проект "Организация исследовательской деятельности дошкольников с помощью наглядно-дидактического пособия "ЭКО-остров"
Проект был представлен на окружном экологическом форуме "Моя Югра - моя планета" (2015г.), а также в рамках Форума "Чудо природы вокруг нас" (проект "Ассоциированные школы ЮНЕСКО как фактор расш...
Проект "Организация исследовательской деятельности в ДОУ"
Организация исследовательской деятельности в ДОУ по методу А.И. Савенкова...
Проект по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе. Тема: «Волшебная сила магнита».
Цель: Познакомиться с магнитом, его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе.Данная цель реализуется через решение следующих задач:Учиться выдвигать гипотезы, делать умоз...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
проект " Организация исследовательской деятельности 1 младшая группа
Способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Является ведущим функциональным механизмом творчества р...