Проект по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе. Тема: «Волшебная сила магнита».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Беликова Любовь Геннадьевна

Цель: Познакомиться с магнитом, его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • Учиться выдвигать гипотезы,  делать умозаключения и выводы.
  • Проявлять интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
  • Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
  • Развивать логическое мышление при выборе способа действия.
  •  Расширять и углублять свои знания и представления  об окружающих предметах.
  • Активизировать свой  словарь, закрепить пословицы о труде.
  • Воспитывать у себя внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.             

   При ознакомлении с магнитом и его свойствами использовались следующие методы и приемы: рассказ, объяснение и указание воспитателя, изучение материалов энциклопедии, беседа, вопросы проблемного характера, экспериментальная деятельность (опыты), фиксирование результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебная сила магнита824.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад          

                                       комбинированного вида       «Сказка».

                                   Проект

       по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе.       

                               Тема: «Волшебная сила магнита».

                                                       

                                                                 Исполнитель: Воспитанница комбинированной группы №2

                                                                                                                                 Литвина Виктория Александровна.

                                                                                                     Руководитель: Воспитатель комбинированной группы №2

                                                                                                                                Беликова Любовь Геннадьевна

                                                                                                   

C:\Documents and Settings\Карина\Рабочий стол\Картинки Анжелы\magnet.png

                                                 Г. Лабытнанги  2015 год.                                                                   

                                                                                         «На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как

                                                                      на маленького искателя истины. Поддерживать и

                                                                      питать в нем дух неугомонного искания истины,

                                                                      лелеять  проснувшуюся  жажду знания».

                                                                                                                                           К.Н.Вентцель.

                                                                Аннотация.                                                                                                        

Цель: Познакомиться с магнитом, его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • Учиться выдвигать гипотезы,  делать умозаключения и выводы.
  • Проявлять интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
  • Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
  • Развивать логическое мышление при выборе способа действия.
  •  Расширять и углублять свои знания и представления  об окружающих предметах.
  • Активизировать свой  словарь, закрепить пословицы о труде.
  • Воспитывать у себя внимательность, аккуратность, осторожность при работе с                     опасными предметами.              

   При ознакомлении с магнитом и его свойствами использовались следующие методы и приемы: рассказ, объяснение и указание воспитателя, изучение материалов энциклопедии, беседа, вопросы проблемного характера, экспериментальная деятельность (опыты), фиксирование результатов.

По окончании экспериментальной деятельности получены следующие выводы: 

Магнит тяжелый, холодный, гладкий, твердый, железный, магнетический.                

  • Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду.
  • Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.
  • Магнит взаимодействует с металлическими предметами через картон.
  • Магнит не взаимодействует с не металлическими предметами: с  деревом, резиной, стеклом, бумагой, пластмассой, камнями, материалами.
  • Магнит передает свое магнитное поле на некоторое время металлическим предметам.                                                                                                          

    Я узнала, что магнит – тело, обладающее собственным магнитным полем. Экспериментальным путем осмыслила магнетические свойства магнита, его взаимодействие с металлическими предметами через воду, песок и картон, а также отсутствие  взаимодействия магнита с не металлическими предметами и использование его в медицине, технике, быту.

                                                         Введение.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию предмета, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Познавая предметы окружающего мира, ребенок стремится не только их рассмотреть, но и потрогать  руками, языком, понюхать, постучать и т.п. Экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенком и основ культурного  познания им окружающих предметов, оно безопасно и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы:  почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Создаются предпосылки формирования у ребенка новых практических и умственных действий, приобретается опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Объект  исследования:      магнит.

Предмет:  установление взаимосвязи магнита с магнетическими и не магнетическими предметами. Использование магнита в медицине, технике, быту.

Гипотеза: Предполагаю, что экспериментальным путем можно узнать, как магнит взаимодействует с металлическими  предметами через воду,  песок, картон.

                    Предполагаю, что экспериментальным путем узнаю, что магнит взаимодействует с предметами других качеств.

                     Предполагаю, что с помощью магнита можно создать магнитное поле, которое будет притягивать несколько предметов.

Исследование проводилось:  с  03.10. 2014 года по 13. 10. 2014 года.

                                     

2.          Описание работы.                                                                                          

2.1.        Словарь терминов и понятий:

  •  Магнит – тело, обладающее собственным магнитным поле.   [ 2 стр. 15 ]
  • Магнетические – предметы, которые притягиваются к магниту.[ 1 стр. 30 ]
  • Не магнетически – предметы, которые не притягиваются к магниту. [ 3 стр.9]
  • Взаимодействие – притягивание. [ 1 стр.12 ]
  • НИИ – научно-исследовательский институт. [2 стр. 14]
  • Лаборатория – помещение, где проводят опыты и эксперименты.[3 стр.16]
  • Компас–прибор для определения своего местоположения, сторон света.                                    [1 стр.9]
  • Энциклопедия –«умная книга», которая дает знания обо всем на свете.               [ 1 стр.17 ]

2.2.           Этапы работы.

На улице, во время прогулки, я нашла две «железяки», которые прочно прикрепились друг к другу. Я не смогла их разъединить и попросила Любовь Геннадьевну, свою воспитательницу. Мне стало интересно, почему не все «железяки»  так прочно скрепляются между собой без видимых причин. Любовь Геннадьевна сказала, что один из железных или металлических предметов является магнитом. Магнит, это тело, обладающее собственным магнитным полем. Она показала нам энциклопедию (умную книгу), в которой автор описывал магниты и их свойства.

C:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0128.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0120.JPGC:\Documents and Settings\Карина\Рабочий стол\Картинки Анжелы\main11138410_f6fdd369475c82ba685261eb1b9d210b.jpeg

          Любовь Геннадьевна рассказала, что есть, оказывается,  древнее сказание о пастухе Магнисе, который жил в горах. Пропала раз у него овца. Прихватил Магнис свой посох и отправился ее искать. Шел – шел и попал в одно странное место, где повсюду лежали голые темные камни, на которых ничего не росло, даже лишайники со мхами. Вдруг стал замечать Магнис, что посох его прилипает к этим камням, словно они пытаются его задержать. Нагнулся Магнис, потрогал камни рукой – сухие и к руке не липнут. Опять тронул железным наконечником посоха – опять прилипает. Повернул Магнис посох верхним деревянным концом вниз, и волшебное действие странных камней прекратилось. Магнис набрал этих темных камней и принес домой. Люди, узнав их чудесное свойство  притягивать железо, решили дать камням имя, назвав в честь пастуха – магнитами. Сейчас геологи называют их магнитным железняком, потому что в камнях этих содержится много железа.

Дома,  мама с папой показали мне в интернете, как научные сотрудники в лаборатории НИИ проводят опыты, используя магниты.

  Любовь Геннадьевна рассказала нам, что НИИ это научно – исследовательский институт, где ученые решают различные проблемы, проводят эксперименты. Магнит взаимодействует, т.е. притягивает к себе металлические предметы.  Она предложила мне обследовать магнит. При помощи детских весов я убедилась, что магнит тяжелый, а на ощупь он оказался холодным, гладким, твердым. Но, чтобы узнать, насколько прочно взаимодействие магнита с предметами,  можно провести эксперименты

       C:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0201.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0205.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0207.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0208.JPG

2.3.              Экспериментальная деятельность.

Опыт №1. «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?».

Материал: Стакан с водой, иголка, чайная ложка, емкость, магнит.                                                           

Обследовала швейную иголку. Она острая, холодная, твердая, гладкая, блестящая. Опустила иголку в стакан с водой, она опустилась на дно. А как можно достать иголку со дна стакана, не замочив рук? Можно достать при помощи чайной ложки или вылить воду в емкость. Любовь Геннадьевна предложила мне использовать « волшебную» силу магнита и при его помощи я достала иголку со дна стакана, не замочив рук.                        

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду.

      C:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0130.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0133.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0136.JPG

                                                                  C:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0137.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0140.JPG                   

Опыт №2.  «Можно ли найти металлические предметы в песке?».

Материал: Емкость с песком, металлические предметы (детали металлического конструктора, гвоздики, скрепки, шурупы, болтики), магнит.

В емкость с песком « спрятались» металлические предметы, я при помощи магнита достала их и сложила на поднос. Магнит водила над поверхностью песка и все, что «спряталось» в песке, словно по волшебству к нему прикрепилось, т.е. примагнитилась.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.

C:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0141.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0142.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0144.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0182.JPG

Опыт №3.    «Фокус со скрепкой и листом картона».

Материал:  Лист картона, скрепка, магнит.

  Мне Любовь Геннадьевна предложила показать детям фокус со скрепкой. Я взяла скрепку, положила на лист картона, а с обратной стороны стала водить магнитом. Скрепка начала двигаться по всему листу картона. Детям фокус очень понравился.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через лист картона.

                              C:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0148.JPGC:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0149.JPG

Опыт №4. «С какими еще  предметами взаимодействует магнит?».

Материал: Подносы с металлическими предметами (детали металлического конструктора, гвоздики, скрепки, шурупы, болтики, гайки), с деревянными кубиками, с резиновыми игрушками, со стеклянными шариками и черепашкой, с бумажными геометрическими фигурами, с пластмассовыми фруктами и овощами, с камнями, с игрушками пальчикового театра из материала.

  Я поочередно подносила волшебный магнит к подносам с разными предметами: к подносу с металлическими предметами, к подносу с деревянными кубиками, с резиновыми игрушками, со стеклянными шариками и черепашкой, с бумажными геометрическими фигурами, с пластмассовыми фруктами и овощами, с камнями, с игрушками пальчикового театра из тканевого материала и результаты исследования отмечала в планшете. Напротив предметов, которые взаимодействуют с магнитом, то есть притягиваются, я ставила знак плюс, а напротив предметов, которые не взаимодействуют, то есть не притягиваются к магниту, ставила:  знак минус. Получился вот такой результат.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами и не взаимодействует с предметами других качеств.

                                               C:\Users\User\Desktop\Проект\Проект беликова\IMG_0151.JPG

Опыт №5.   «Фокус со скрепками».

Материал: Скрепки, магнит.

  Любовь Геннадьевна рассказала, что магнитные свойства можно передавать обычному железу. Я попробовала к магниту подвесить скрепку – получилось, к ней поднесла еще одну, оказалось, что верхняя скрепка примагнитила нижнюю. У меня прикрепилось 3        штуки, но когда я убрала магнит, то все скрепки распались.

Вывод:  Магнитное поле можно создать искусственно.

А теперь отгадайте загадку:  Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.

                                                   Со мной пойдешь, дорогу обратно найдешь.

                                                                                                                (Компас).

Опыт №6.   «Самый простой компас».

Материал:  Емкости с водой, резиновые перчатки, ватные диски, емкости с растительным маслом, намагниченные иголки.

Наша планета Земля –  огромный магнит и на  этом основана работа компаса. Я прошу одного желающего поучаствовать в нашем эксперименте. Садитесь за стол, оденьте резиновые перчатки. Ватным диском смажьте намагниченную иголку растительным маслом и аккуратно положите на поверхность воды в емкости на столе. Иголка не просто будет плавать, но и развернется в определенном направлении. Она всегда будет так поворачиваться – на север.

Вывод:  Намагниченная иголка всегда разворачивается на север.

2.4.      Использование магнита в медицине, технике, быту, группе.

Магнитные приборы  используют в медицине для лечения и диагностики больных. Вот несколько примеров: магнитные налокотники, повязки, даже гантели.

Магниты используют в технике, они помогают поднимать тяжелые грузы на заводах. На мельницах Магниты используются: в наушниках, телефонной трубке, телевизоре, компьютере, магнитофоне, даже пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.

В быту также используют магниты, например, для поддержки штор или на холодильник прикрепляют магниты с гербом города, знаком зодиака, рекламные, фото и т.д.

В группе нам магниты помогают поддерживать картины, мы выкладываем из них цифры, узоры. Есть магнитный конструктор, азбука. Магнитные игрушки встречаются и в киндер – сюрпризах.

2.5.         Пословицы о труде.

Сегодня мы хорошо потрудились, много провели экспериментов. А какие пословицы вы знаете о труде?

  • «Глаза страшатся, а руки делают».
  • «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

2.6.       Ребусы для гостей.

Попробуйте разгадать ребусы по представленному материалу. Самому догадливому я подарю магнитик на память о сегодняшнем проекте.                                                 

3.               Заключение.                                                                                                          

  • После проделанной работы я могу с уверенностью утверждать, что гипотеза о   взаимодействии магнита с металлическими предметами (деталями металлического конструктора, гвоздиками, скрепками, шурупами, болтиками, гайками) через воду, песок и картон полностью подтвердилась.
  • Гипотеза о том, что магнит взаимодействует с предметами других качеств, после проведенных опытов не подтвердилась. Магнит не притягивает к себе не металлические  предметы (дерево, резина, стекло, бумага, пластмасса, камни, тканевый материал).
  • Экспериментальным путем я доказала, что магнитное поле можно создать искусственно (фокус со скрепками).

 Самый простой компас можно изготовить самостоятельно, используя намагниченную, смазанную растительным маслом иголку и  емкость с водой. Иголка всегда будет поворачиваться на север.

Познакомила вас, как магнит используется в медицине, технике, быту и в нашей группе.

Библиография

 1.   «Детское экспериментирование»  И.Э. Куликовская, Н. Н. Совгир/ Педагогическое                общество России. Москва 2003 год.

2.        «Естествознание» В. В. Волина, К. В. Маклаков / Издательство АРД  ЛТД – 1998 год. Екатеринбург.

3.          «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А. И. Савенков  Москва. Педагогический университет «Первое сентября»  2007 год.

                                                                                                                                         

                                               

                                                   

 

                                               

                                                                 

                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему "Такие разные фрукты"

Программное содержание:Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.Развитие умения использовать в речи простые распространённые и сложн...

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Море»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на 1 день по теме море для детей старшей группы...

"Волшебные свойства магнита"Экспериментально-исследовательская деятельность детей в старшей группе

Экспериментально- исследовательская деятельность по систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах. В рамках педагогического проекта: Формирование экологической культуры детей че...

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова. Тема: « Приспособленность животных к среде обитания »

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в  старшей  группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.Тема: « ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности во второй младшей группе Тема: «Волшебная вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды;вовлекать детей в экспериментально исследовательскую деятельность;развивать умение работать в группе;активизировать и обогащать словарь детей;воспи...