Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе Тема: «Волшебная сила магнита!»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Елена Викторовна Труфанова

Цель: помочь детям получить отчётливые представления о магните с выделением его выраженных качеств и свойств.

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать представления детей о магните и его свойствах притягивать предметы;
  2. учить детей экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;

Развивающие:

1. развивать интерес к поисково-познавательной деятельности;

2. развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

3. развивать умение передавать в танце эмоциональное содержание.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  2. воспитывать умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи.

Материалы и оборудование:

Ноутбук; мультфильм «Лунтик и Магнит»; магниты по количеству детей; карточки с изображением различных предметов; таз с водой; фигуры рыбок; удочки с магнитным наконечником; металлические предметы (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и неметаллические предметы (картон, бумага, кусочки дерева, резина и пластмасса); контейнеры с сыпучими продуктами; большой магнит.

Ход занятия:

1.Приветствие:

Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг! Ты мой друг и я твой друг! Вместе за руки возьмёмся и друг- другу улыбнёмся! Ребята, сегодня нас ждут увлекательные игры, а, чтобы у нас всё получилось и было хорошее настроение давайте скажем себе и нашим гостям «Доброе утро!» и похлопаем в ладоши 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!

2. Сюрпризный момент:

(Раздаётся стук в дверь, входит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте ребята! (дети здороваются)

Почтальон: Я принёс вам посылку! Вот, пожалуйста, получите! (отдаёт воспитателю посылку, воспитатель забирает её и благодарит почтальона. Почтальон прощается и уходит).

Воспитатель: Как вы думаете, что в этой посылке? (предположения детей).

Воспитатель: Проверим, что там? (да)

(воспитатель открывает посылку и достаёт флешку).

Воспитатель: Это же флешка! Интересно, что на ней?

(воспитатель предлагает детям присесть на стульчики, включает флешку, и они все вместе смотрят мультфильм «Лунтик и магнит!»)

Воспитатель: Дети, о чём мы с вами посмотрели мультфильм? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, про магнит! (показывает магнит).

Воспитатель: У поэта Алексея Ерошина есть стихотворение «Магнит!» послушайте.

Магнит

Всем известно, что магнит
Притяженьем знаменит.
Словно там, внутри,
В магните, есть невидимые нити,

Целых сто невидных глазу
Очень длинных цепких рук,
Раз магнит хватает сразу
Все железное вокруг:
Скрепки, Гвозди, Гайки, Кнопки,
Иглы мамины для штопки,
Спицы, Ножницы, Булавки,
Ржавый винтик из-под лавки,
Связку папиных ключей,
Ложку, Провода кусище!
И еще не меньше тыщи
Самых разных мелочей.
Ай да хватка ,ну и ну!
Крепче, чем стальные клещи!
Как же я все эти вещи
На свои места верну?

Воспитатель: Вот о секретах магнита мы с вами сегодня и поговорим.

Опыт №1:  (Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых лежит множество предметов из разных материалов).

Воспитатель: Что перед вами? (ответы детей).

Воспитатель: Да, здесь разные предметы, возьмите магниты и поднесите к этим предметам.

(дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно или в парах).

Вопросы детям:

- Что у вас получилось?

- Какой предмет ты вытащил?

- Что о нём можно сказать?  

- Так какие же предметы притягивает магнит? (ответы детей)

Воспитатель: Итак, мы узнали, что магнит притягивает или по-другому можно сказать «примагничивает» железные предметы.  Какое трудное слово «примагничивает», повторим его все вместе (дети повторяют вместе с воспитателем, можно попросить индивидуально повторить слово «примагничивает»).

Опыт №2:

Воспитатель: Присядьте на стулья, сейчас я расскажу вам сказку.

Жила- была злая и сердитая мачеха. были у неё три дочери. Двух она любила, а третью Золушку ругала, бранила, заставляла делать самую тяжелую работу. Однажды мачеха с дочерями стали собираться на бал.

- Я тоже хочу на бал. – сказала Золушка.

- Ты ещё все дела не переделала! – забранила ее мачеха. Схватила одну банку с горохом, а другую - с разными железными предметами. Высыпала все в чашку и перемешала их.

- Вот разберёшь всё по отдельности, тогда и пойдёшь.

Заплакала Золушка: - Да тут целую неделю мне работать придётся, чтобы все это из гороха выбрать.

Воспитатель: Ребята, как же Золушке можно помочь? как выбрать железные предметы из чашки с горохом? (ответы детей)

Воспитатель: Ну, что ж проверим, поможет ли нам в этом магнит! (Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на столе чашки с горохом, в них спрятаны металлические предметы).

Воспитатель: Попробуйте достать то, что спрятано, не опуская туда рук? (дети выполняют действия).

Вопросы детям:

- Какие предметы вы достали?

- Какой предмет вам помогал?

- Что можно сказать о магните?

Воспитатель: Молодцы, помогли Золушке справится с трудной работой, а теперь и мы потанцуем, будто вместе с Золушкой попали на бал!

Танец: (Звучит музыка дети вместе с воспитателем танцуют).

Воспитатель: Вот пришла пора погулять нам детвора. я предлагаю вам сходить на рыбалку. Что нам для этого нужно? (удочки)

Воспитатель: Конечно же удочки, только удочки у нас не простые, посмотрите и скажите какие они? (у удочки вместо крючка магнит)

(дети вместе с воспитателем подходят к тазу с водой, на дне таза лежат разные предметы - рыбки, гвозди и т.д.)

Воспитатель: А вот и наш водоём! Ой, что же с ним случилось? (ответы детей). Посмотрите, какие предметы лежат на дне водоёма? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам поможет достать эти железные предметы? (магнит).

Воспитатель: Правильно магнит! Ребята, нам нужно срочно помочь обитателям водоёма!  Возьмите удочки и очистите водоём от мусора.

(дети выполняют действия).

Воспитатель: Вот так с помощью магнита можно сделать доброе и полезное дело! Молодцы!

Воспитатель: А теперь снимите с подвески любую картинку.

(дети подходят к подвеске, снимают картинку).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Что изображено на твоей картинке? (ответы детей). Отлично поиграем, Игра: «Найди свой дом». Ребята, обратите внимание на мольберты, на одном прикреплена картинка «Магнит», на другом «Магнит перечеркнут». Ваша задача найти дом для своих картинок.  

Воспитатель: 1,2,3,4,5 начинаем мы играть! (дети выполняют действия, в конце игры подводятся итоги).

Итог занятия:

Воспитатель: Что же мы с вами сегодня узнали. (ответы детей: магнит притягивает, примагничевает разные металлические предметы ещё мы помогали Золушке, с помощью магнита очистили пруд)

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились! За это я хочу преподнести вам подарок игру, где присутствует наш друг магнит. (шашки, шахматы, нарды). Какие свойства магнита ещё используются в жизни человека об этом мы поговорим в следующий раз!

 

Используемая литература:

  1. Алексей Ерошин. Сборник стихотворений  «Прятки».
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», 2010 г.
  3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство – Пресс, 2013г.
  4. Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». 2011 г.
  5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010 г.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Магия магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Проект по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе. Тема: «Волшебная сила магнита».

Цель: Познакомиться с магнитом, его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе.Данная цель реализуется через решение следующих задач:Учиться выдвигать гипотезы,  делать умоз...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Я живу в селе Алакуртти»

Расширить знания детей о родном селе, его достопримечательностях; познакомить с историей  возникновения с. Алакуртти Мурманской области....

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...

Тема: «Удивительные свойства магнита» Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе

 Тема: «Удивительные свойства магнита»Конспект занятия по познавательному развитию(экспериментирование) в старшей группе...

Тема: «Удивительные свойства магнита» Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе

 Тема: «Удивительные свойства магнита»Конспект занятия по познавательному развитию(экспериментирование) в старшей группе...