Путешествие берестяной шкатулочки
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фролова Наталия Викторовна

Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе, дети знакомяться со свойствами бересты.Получают представления о народном промысле из бересты и его значении в жизни наших предков.                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx19.01 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

НОД «Познавательно-исследовательской деятельности» в старшей группе

Тема: "Путешествие берестяной шкатулке.

Задачи:

Создать условие для формирование у детей представлений о народном промысле из бересты и его значении в жизни наших предков.                        Познакомит со свойствами бересты в ходе экспериментальной  деятельности (прочность, гибкость, многослойность)                                                            Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности природы и произведений народного творчества  России.

Оборудование: берестяные шкатулки ; индивидуальные деревянные палочки ; береста белого и желтого цвета; слайдовая презентация «Чудеса из бересты»; магнитофон с записью веселой музыки; дети в костюмах Лисы, Зайца, Девочка с корзиночкой,

Подготовительная работа

Дети знакомятся с  пословицами  и поговорками, народными приметами, , стихами поэтов про березу.

Логика образовательной деятельности

-     Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, и говорили: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Здравствуйте , гости дорогие» 

Раздается плач ( шкатулка)

Восп-ль: Это плачет наша шкатулочка. Почему ты заплакала?

Шкатулка: Я давно у вас в гостях, по утрам , я вижу как вас приводят мамы в группу. Я хочу узнать , а кто моя мама? Помогите мне найти ее.

Восп - ль -.Ребята! Поможем берестяной шкатулке  найти  маму?

Для этого мы отправляемся в сказку по берестяной дорожке.

Звучит музыка.

По берестяной дорожке , мы пойдем , вместе в сказку придем.

Выходит ребенок в костюме лисы.

Шкатулка:-  Вот моя мама!

Лиса. Нет, шкатулочка,  я не твоя мама. У твоей мамы ствол белый. Говорят, что это единственное в мире дерево с белой корой. Что это за дерево?(береза)

- Как называется  кора березы ?( береста).Значит , ты берестяная шкатулка.

 Береста  надежно защищает ствол от перегрева. Её верхний слой покрыт белым налетом, он как мел или порошок, который отражает солнечные лучи.

Практическая работа                 

( Проходите за стол , предлагая рассмотреть кусочек бересты)

-Со стола возьмите в руки кусочек бересты, рассмотрите его внимательно, потрите пальчиком по коре. Что осталось на ладошках?( Белый налет.)

- Возьмите салфетку, вытрите ладошки.

 - Что мы узнали о бересте? ( Береста  белого цвета.  Есть белый налет, он оставляет след, а еще  нам лисичка сказала, что этот порошок , отражает солнечные лучи.

Лисичка : А еще про твою маму говорят так:

Белотелая девица

           Солнца вовсе не боится.

Конец лету,

А загара на ней нету.

- Лисичка, пойдем вместе с нами искать маму шкатулки.

Звучит  музыка.

-Ребята! Посмотрите  там зайчик- беляк от страха дрожит.

Берестяная шкатулка:. Вот моя мама! белая мама.

Зайка. Нет! Я не твоя мама, но знаю, что твоя мама живет там, где очень много света! В березовой роще, которую называют березняк или чистяк: там всегда светло, мало кустов и чисто.

Восп- ль: , мы знаем с ребятами, что твою маму называют символом России, красоту русской березы воспевают художники , поэты и писатели. Давайте вспомним стихи про березу

Есенин “Белая береза”

Еще люди собрали много примет про березу.

Народные приметы:

1.Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. 

2.Если на березе осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым

3.Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
4. .Зазеленеет это дерево - пора сажать картошку.

 5Для врага и берёза – угроза. 
Загадки

Стоит Федосья, распустила волосья. 

Летом цветёт, зимой греет, настанет весна - потечёт слеза

Зайка. А вы знаете, что очень-очень давно, более тысячи лет назад, когда еще не было бумаги, люди писали и рисовали на бересте. Писали на бересте тонкими костяными  палочками -писалами. Хотите попробовать

Практическая работа

. Возьмите палочку со стола, представьте, что это писало, и попробуйте нарисовать что – нибудь.

-Ребята! Что мы узнали(.на бересте  можно писать.)

- Зайка, пойдем с нами искать маму  шкатулочки.

Звучит музыка появляется девочка

Шкатулочка : Вот моя мама!

Девочка (ласково погладив ) шкатулку . Нет, я не твоя мама, но знаю я, что маму твою издавна любят и ценят за добрую, долгую службу людям.

Вос- ль:

- За что любят и ценят березу в нашей стране?

Люди пьют полезный березовый сок,

 парятся березовыми вениками,

моют голову отваром березовых листьев.,

используют дрова для бани,

из березы делают игрушки  матрешки, людей лечить.

Почки и листья березовые больных исцеляют. Еще польза от березы – чистоту соблюдать. Березовым веничком пол метут

Вос- ль : Вы знаете, что раньше из листьев березы делали зеленую краску, из почек – коричневую.

Практическая работа

Снимать бересту можно было только с поваленных деревьев или старых пней. Снимать бересту с  живого дерева,  нельзя. Это принесет ему непоправимый вред.

Предлагаю рассмотреть бересту через лупу, посмотрите на срез, для того , чтобы увидеть слои бересты.

Сколько слоев у бересты?( Много.)

Попробуйте согнуть  бересту (легко ее сгибают)

-А порвать ?(Дети рвут бересту, она рвется, расслаиваясь.)

-О каких свойствах бересты мы узнали? ( Она  гибкая, упругая, рвется легко, но в изделии прочная )

Девочка: Береста многослойна. Каждый новый слой плотно прилегает к другому, но все же между ними проходит воздух. Чем старше береза, тем больше слоев.

Подойдем к экрану и посмотрите на слайд.

 У молодого дерева кора бурого цвета, а через пять лет она будет белая.

Девочка :Береста  использовалась в быту.

Презентации «Чудеса из бересты»

Из нее делали обувь, посуду, корзины. Украшения. игрушки. Особенно популярны были туеса, в которых любая жидкость не согревалась и не остывала, не портилась. Туесок был вечным спутником   рыбака и охотника. Мастера расписывали туески и украшали.
Восп- ль Все эти изделия делали из бересты, а бересту брали от березы.

Шкатулочка: Спасибо, ребята вот моя мамочка – это русская березка.

Восп-ль: Вот , мы с вами и помогли шкатулочки найти свою маму.

 А чтобы нам вернуться из сказки, нужно ответить на вопросы:

-Из какого материала сделана шкатулка?

 -Что такое бересты?

Какие свойства бересты использовал народ для изготовления предметов быта?(Прочность, гибкость, долговечность, ее способность не поддаваться гниению. )

Теперь шкатулочка знает свою маму и может отправляться на выставку народного промысла.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История русской письменности немыслима без берестяных грамот"

Презентация для ДОУ (берестяные грамоты, письменность, восковые дощечки...)...

Интегрированное занятие"Берестяные певцы"

Конспект  интегрированного занятия (развитие речи, ручной труд) для детей подготовительной группы...

Конспект занятия "В поисках берестяного сундучка"

Конспект занятия в подготовительной группе " В поисках берестяного сундучка"...

Мастер-класс для педагогов "Берестяные грамоты или как мы сказку сочиняли"

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 61       МАСТЕР-КЛАССдля педагогов дошкольных учрежденийНаро-Фомин...

Загадки в играх и развлечениях. Берестяной кузовок старичка Лесовичка

Закрепление навыков речи-доказательства, развитие навыков речи- описания...

Презентация "Берестяные мелодии"

Упражнять старших дошкольников в определении направления мелодии через графическую запись:•Восходящее•Нисходящее•Горизонтальное или «на месте»•Скачками....