Мастер-класс для педагогов "Берестяные грамоты или как мы сказку сочиняли"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Кияметдинова Юлия Владимировна

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 61

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов дошкольных учреждений

Наро-Фоминского муниципального района

 

 

 

«Берестяные грамоты

 или

как мы сказку сочиняли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил и провел

воспитатель

Кияметдинова Юлия Владимировна

 

 

 

 

 

2015 г.

 

Цель мастер-класса: обмен опытом работы в направлении «Ознакомление дошкольников с книгой» на основе культурного наследия русского народа.

Педагогам предлагается выступить в роли детей и проявить свое творчество.

 

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности

«Берестяные грамоты или как мы сказку сочиняли»

 

Проектировочный компонент

 

Цель:

Формирование первичных представлений о появлении первых книг на Руси.

 

Задачи:

- Познакомить со способом написания книги в Древней Руси;

- Создание условий для приобретения опыта развития познавательно-исследовательской деятельности и первичной творческой активности в экспериментировании;

- Создание условий для развития мелкой моторики и координации движения рук.

 

 Материалы и оборудование:

 Плотный картон черного цвета

 Пластилин желтого цвета

 Стеки и дощечки для лепки

 Палочки с одним заостренным концом

 Кора березы

 Изображения старинных берестяных грамот с записями

 

Организационный компонент

 

          Как вы думаете, чем книга интересна и важна для человека? (Педагог выслушивает ответы).

          Знаете ли вы, как и когда появились первые книги на Руси? (Слушатели высказывают свои предположения).      

         С ранних лет мы встречаемся с книгами: родители читают своим малышам сказки, школьники и студенты получают из книг новые научные знания, да и в более зрелом возрасте книга не оставляет нас. (Слайд 4)

 

         Сегодня я предлагаю всем вместе перенестись в Древнюю Русь и больше узнать о появлении первых книг.

          В старину на Руси людьми слагались сказания, былины и легенды о богатырях, о природных явлениях, о боевых сражениях и царях. Люди передавали эти легенды из уст в уста, добавляя что-то свое. Узнали мы об этих сказаниях из  древних письменных источников. Древние книги на Руси выглядели очень большими и толстыми. 

          Они напоминали сундучок с замочком и ручкой (Слайд 5).

Обложки важных книг украшали драгоценными камнями и металлами.

Также тогда составлялись государственные документы, письма, разные списки, делались хозяйственные записи. Вот из таких древних документов и состоят первые книги на Руси.

         В древние времена ни бумаги, ни чернил не было. Но, несмотря на их отсутствие, люди умели писать. Люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях.

         Но чаще всего для письма использовали кору березы – бересту (Слайд 6).

Бересту снимали с дерева, затем ее мочили, чистили, разделяли на тонкие слои. Так получались готовые тонкие и мягкие берестяные странички (Слайд 7).

         Документы и письма, написанные на таких листах, называли грамотами.

В городе Новгороде ученые обнаружили вот такие берестяные грамоты, на которых были сделаны записи. (Слайд 8)

         Писали на бересте при помощи заостренных палочек из дерева или кости. Они назывались «писала». (Слайд 9)

 Все «писала» имели вверху ушко с отверстием, через которое протягивалась тесемка. Так  их люди подвешивали к поясу. Мы не можем прочитать эти надписи, настолько изменились буквы. А вот ученые смогли прочесть древние тексты. Из них и узнали о жизни наших предков, об их занятиях, о торговле, войнах, праздниках, обычаях.

          В Новгороде ученые нашли целую берестяную тетрадь: несколько листочков бересты были написаны мальчиком по имени Онфим. На них он старательно выполнял упражнения по письму, заданные учителем, делал свои зарисовки. Этой тетради более 700 лет! (Слайд 10).

         Теперь подошло время и нам написать свои грамоты. Давайте представим, что мы древние летописцы, которые слагают сказы и легенды, и попробуем записать (точнее зарисовать) свои сказки на дощечках с помощью стеков  (Слайд 11).

(Также для написания можно использовать деревянные палочки, использованные стержни шариковых ручек, заостренные с одной стороны ватные палочки.)

 Для этого нам надо подготовить дощечку: берем черный картон и наносим на него размазывающими движениями тонкий слой желтого пластилина.

Помните о правилах безопасности во время работы со стеками!

Затем, когда ваши дощечки будут готовы, можно приступать к написанию сказки с помощью стеки. Рисунок надо процарапывать, слегка нажимая на свое «писало». Так будут появляться черные контуры рисунков или букв.

Подумайте, какую бы сказку вы хотели отразить в своей грамоте, и выполните рисунок. (Слайд 12).

 

Рефлексивный компонент

 

В конце работы каждый участник должен продемонстрировать «свою грамоту»   и кратко представить сказку. Участники мастер-класса обмениваются полученными впечатлениями. Педагог благодарит всех за плодотворную работу. Все «грамоты» остаются на память у авторов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 61

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов дошкольных учреждений

Наро-Фоминского муниципального района

«Берестяные грамоты

 или

как мы сказку сочиняли»

Подготовил и провел

воспитатель

Кияметдинова Юлия Владимировна

2015 г.

Цель мастер-класса: обмен опытом работы в направлении «Ознакомление дошкольников с книгой» на основе культурного наследия русского народа.

Педагогам предлагается выступить в роли детей и проявить свое творчество.

Конспект организованной образовательной деятельности

«Берестяные грамоты или как мы сказку сочиняли»

Проектировочный компонент

Цель:

Формирование первичных представлений о появлении первых книг на Руси.

Задачи:

- Познакомить со способом написания книги в Древней Руси;

- Создание условий для приобретения опыта развития познавательно-исследовательской деятельности и первичной творческой активности в экспериментировании;

- Создание условий для развития мелкой моторики и координации движения рук.

 Материалы и оборудование:

 Плотный картон черного цвета

 Пластилин желтого цвета

 Стеки и дощечки для лепки

 Палочки с одним заостренным концом

 Кора березы

 Изображения старинных берестяных грамот с записями

Организационный компонент

          Как вы думаете, чем книга интересна и важна для человека? (Педагог выслушивает ответы).

          Знаете ли вы, как и когда появились первые книги на Руси? (Слушатели высказывают свои предположения).      

         С ранних лет мы встречаемся с книгами: родители читают своим малышам сказки, школьники и студенты получают из книг новые научные знания, да и в более зрелом возрасте книга не оставляет нас. (Слайд 4)

         Сегодня я предлагаю всем вместе перенестись в Древнюю Русь и больше узнать о появлении первых книг.

          В старину на Руси людьми слагались сказания, былины и легенды о богатырях, о природных явлениях, о боевых сражениях и царях. Люди передавали эти легенды из уст в уста, добавляя что-то свое. Узнали мы об этих сказаниях из  древних письменных источников. Древние книги на Руси выглядели очень большими и толстыми.  

          Они напоминали сундучок с замочком и ручкой (Слайд 5).

Обложки важных книг украшали драгоценными камнями и металлами.

Также тогда составлялись государственные документы, письма, разные списки, делались хозяйственные записи. Вот из таких древних документов и состоят первые книги на Руси.

         В древние времена ни бумаги, ни чернил не было. Но, несмотря на их отсутствие, люди умели писать. Люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях.

         Но чаще всего для письма использовали кору березы – бересту (Слайд 6).

Бересту снимали с дерева, затем ее мочили, чистили, разделяли на тонкие слои. Так получались готовые тонкие и мягкие берестяные странички (Слайд 7).

         Документы и письма, написанные на таких листах, называли грамотами.

В городе Новгороде ученые обнаружили вот такие берестяные грамоты, на которых были сделаны записи. (Слайд 8)

         Писали на бересте при помощи заостренных палочек из дерева или кости. Они назывались «писала». (Слайд 9)

 Все «писала» имели вверху ушко с отверстием, через которое протягивалась тесемка. Так  их люди подвешивали к поясу. Мы не можем прочитать эти надписи, настолько изменились буквы. А вот ученые смогли прочесть древние тексты. Из них и узнали о жизни наших предков, об их занятиях, о торговле, войнах, праздниках, обычаях.

          В Новгороде ученые нашли целую берестяную тетрадь: несколько листочков бересты были написаны мальчиком по имени Онфим. На них он старательно выполнял упражнения по письму, заданные учителем, делал свои зарисовки. Этой тетради более 700 лет! (Слайд 10).

         Теперь подошло время и нам написать свои грамоты. Давайте представим, что мы древние летописцы, которые слагают сказы и легенды, и попробуем записать (точнее зарисовать) свои сказки на дощечках с помощью стеков  (Слайд 11).

(Также для написания можно использовать деревянные палочки, использованные стержни шариковых ручек, заостренные с одной стороны ватные палочки.)

 Для этого нам надо подготовить дощечку: берем черный картон и наносим на него размазывающими движениями тонкий слой желтого пластилина.

Помните о правилах безопасности во время работы со стеками!

Затем, когда ваши дощечки будут готовы, можно приступать к написанию сказки с помощью стеки. Рисунок надо процарапывать, слегка нажимая на свое «писало». Так будут появляться черные контуры рисунков или букв.

Подумайте, какую бы сказку вы хотели отразить в своей грамоте, и выполните рисунок. (Слайд 12).

Рефлексивный компонент

В конце работы каждый участник должен продемонстрировать «свою грамоту»   и кратко представить сказку. Участники мастер-класса обмениваются полученными впечатлениями. Педагог благодарит всех за плодотворную работу. Все «грамоты» остаются на память у авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Неспецифические приемы обучения грамоте старших дошкольников»

  Дети старшего  дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности, как в усвоении программы детского сада, так и в дальнейшем при обу...

Родительское собрание (мастер-класс) на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Обучению грамоте"

Учимся грамотно говорить Учимся грамотно читать Учимся грамотно писать ...

Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте в старшей группе»

Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте в старшей группе»...

Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов;научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних усл...

Мастер - класс для родителей "Обучение грамоте детей 5-6 лет с ОНР"

Уточнить представление  родителей о процессе подготовки детей к обучению грамоте....

Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

Мастер-класс для педагогов«Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»...