Мастер - класс «Неспецифические приемы обучения грамоте старших дошкольников»
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Кведер Ирина Алексеевна

    Дети старшего  дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности, как в усвоении программы детского сада, так и в дальнейшем при обучении в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_po_gramote.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Неспецифические приемы обучения грамоте старших дошкольников»

    Дети старшего  дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности, как в усвоении программы детского сада, так и в дальнейшем при обучении в общеобразовательной школе.

Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия нередко препятствуют формированию звуко-слогового анализа слов – необходимой ступени к овладению ребенком устной и письменной речью.

Используя традиционные формы работы по анализу звукового состава слова (звуковые линейки, звуковые часы, карточки-звуки, индивидуальный раздаточный материал) возникают определенные трудности.
Основные из них:
    1. В большинстве заданий и игровых приемов отрабатывается лишь одно из понятий, касающихся звукового состава слова («Определи первый звук в словах», «Найди место звука в слове»).
   2. Нет возможности сравнить сразу несколько слов по звуко - слоговому составу, т.к. требуется много раздаточного материала, занимает много места на рабочем столе, длительно по времени, не удобно на групповых занятиях
  3. Сложно проследить успехи или трудности каждого ребенка  при формировании представлений о звуковом составе слова, т.к. нет сжатой и наглядной формы.

Новые формы работы – специальные таблицы по звуковому анализу слов. Их особенность в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, мета звука в слове, твердости-мягкости согласных звуков, слогов, слов в предложениях в специально отведенных ячейках таблицы.

В левом столбце таблиц кратко изложены задания с графическими подсказками, что поможет родителям в домашних условиях закреплять полученные детьми знания, а также наблюдать за их успехами при формировании звукового анализа изучаемых слов.

Таблицы различаются по сложности и по объему изучаемого материала. Чем больше объем заданий для звукового анализа слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.

Работа с таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали. Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов место ударения в различных словах, твердость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

Условные обозначения, необходимые для работы с таблицами:

Первый период обучения:

Второй период

Слова делятся на части(слоги). Чтобы сосчитать, сколько частей (слогов) в слове, следует на каждом слоге хлопать в ладоши.

Условные обозначения:

Слово - ________

Части слова (слоги) - __  __  __

Предложение обозначается длинной линией: ____________________________

Слова в предложении обозначаются короткими линиями: ________  ________  ________  .

Слов в предложении может быть несколько. Сколько слов в предложении, столько коротких линий надо нарисовать.

Каждое слово в предложении пишется отдельно, значит, и короткие линии-слова нужно рисовать отдельно друг от друга:

________  ________  ________  .

Предлог обозначается (маленькое слово)

Перове слово в предложении пишется с прописной буквы. Его нужно рисовать так:                |_______.

В конце предложения ставиться точка ( . ).

Третий период

Запомни:

__/__- ударный слог в слове.

Вспомни:

красный            - гласные звуки;

синий                - твердые согласные звуки;

зеленый           - мягкие согласные звуки;

___________- слово;

__  __  __ - слоги;

Предложение обозначается длинной линией: ____________________________

Слова в предложении обозначаются короткими линиями: ________  ________  ________  .

Слов в предложении может быть несколько. Сколько слов в предложении, столько коротких линий надо нарисовать.

Каждое слово в предложении пишется отдельно, значит, и короткие линии-слова нужно рисовать отдельно друг от друга:

________  ________  ________  .

Предлог обозначается (маленькое слово)

Перове слово в предложении пишется с прописной буквы. Его нужно рисовать так: |_______.

В конце предложения ставиться точка ( . ).

Последовательность работы разберем на конкретном примере

 (см. таблицу 1).

Ж

i.jpg

i111.jpg

Найди и обозначь место звука Н в слове (начало, середина, конец) символом

_______________

_____________

Сколько слогов в слове

--, --  --, --  --  --

Определи твердость или мягкость звука Н в словах

Задания и вопросы:

  • Назвать картинки, которые изображены на верхней строчке таблицы;
  • Какой общий звук в названиях этих картинок;
  • Показать букву Ж в таблице;
  • Где находиться звук Ж с лове ЖУК: в начале, середине или конце? В клеточке под картинкой с изображением жука нарисовать кружок в начале линии (в начале слова);
  • Поделить слово на части. Сколько получилось частей?  В следующей клеточке, которая ниже, нарисовать одну черточку;
  • Послушать, как произноситься звук Ж в слове – твердо или мягко? Каким цветом нужно раскрасить кружок – синим или зеленым? В клеточке, которая ниже, раскрасить кружок в синий цвет;
  • Назвать по порядку все звуки в слове; нарисовать в следующей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове;
  • Закрасить красным цветом гласные звуки, синим (или зеленым) – согласные;

Так же разбирается следующее слово. Затем сравнивается звукослоговой состав слов:

  • Где находиться звук Ж в словах ЖУК или ЛЫЖИ?
  • Сравнить количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее,  какое короче;
  • В обоих ли словах звук Ж твердый?
  • Сколько звуков в словах ЖУК, ЛЫЖИ?
  • Назвать гласные звуки в этих словах;
  • Назвать согласные звуки в этих словах.

В дальнейшем, когда у детей закрепиться умение достаточно свободно анализировать слова, можно вводить сравнение по следующей инструкции:

  • что общего в этих словах (чем похожи слова)?
  • чем отличаются данные слова?

Также рассмотрим примеры таблиц, соответствующих:

Первому периоду обучения (таблица 2,3).

Таблица 2.

У

3

22

i

Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук У, нужно обозначить его символом

Таблица 3.

Д

КАРАНДАШ

дом

дерево

Найди и обозначь место звука Д в слове (начало, середина, конец) символом

_______________

_____________

_____________

Определи твердость или мягкость звука Д в словах

Второму периоду обучения  (таблица 4)

Таблица 4.

Н

65

5

слон

Найди и обозначь место звука Н в слове (начало, середина, конец) символом

_______________

_____________

_____________

Сколько слогов в слове

--, --  --, --  --  --

Определи твердость или мягкость звука Н в словах

Третьему периоду обучения (таблицы 5,6,7,8,9)

Таблица 5.

Дети идут в лес.

58

Нарисуй схему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с прописной буквы, в конце предложения ставиться точка.

Обозначь предлог

Подели каждое слово на слоги:

-, - -, - - -

Назови слова по порядку:

  • первое слово;
  • последнее слово;
  • слово, которое стоит после первого слова; перед последним словом

Таблица 6.

Подбери картинку, которая подходит к схеме предложения

                                                                     .      

                                                                         

Произнеси предложение вслух, показывая пальцем каждое слово.

Таблица 7.

Нарисуй картинки со звуком А, названия которых подходят с схемам.

Проговаривай слова вслух, выделяя голосом ударение в словах.

Назови ударный слог.

__________________

___  ___  _/_

__________________

_/_

__________________

___  _/_

Таблица 8.

Послушай, как произноситься каждое слово

Нарисуй последовательность звуков в слове.

Раскрась гласные и согласные звуки, твердые и мягкие

Подели слова на слоги

-, - -, - - -

Выдели ударный слог /

Определи количество:

  • гласных звуков в каждом слове, назови их;
  • Согласных звуков в каждом слове, назови их

Назови все звуки по порядку

 Таблица 9.

Дедушка Ваня пилит доску.

Нарисовать схему предложения.

В ответах на вопросы возможна опора, как на зрительный образ проанализированного слова, так и на его слуховое восприятие без опоры на таблицу, что может быть использовано для работы со слабой и сильной группы соответственно (принцип индивидуально-дифференцированного обучения).

Таблицы можно использовать не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в качестве домашних заданий учителя-логопеда.
   Преимущества использования таблиц:
   1. При работе с таблицами ребенок учиться самостоятельности, усидчивости.
   2. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуется память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги.
   3. Ребёнок зрительно воспринимает план свих действий.
   4. Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя детей от переутомления.
    В качестве поощрения нужно под таблицей наклеить или нарисовать большую звезду, если частично – маленькую звёздочку.
    Для развития самоконтроля можно использовать словесную инструкцию (ответы на вопросы) или образец (лист с правильно выполненным заданием - соотнесение своей работы с образцом).

Анализ самостоятельно заполненных таблиц детьми дает возможность проследить динамику  усвоения знаний, умений и навыков в области звукового анализа слова и состава предложения.

Видны пробелы в усвоении материала (неумение  определить место звука в слове, последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, различать твердые и мягкие согласные, согласные и гласные звуки, нарушение пространственной ориентировки- левая/правая; выше/ниже; предлогов- между, за, перед, после).

Для детей с низким уровнем сформированности психических и речевых процессов  таблицы дают возможность приобретения умения самостоятельно обдумывать каждое задание.

Опираясь на уровень развития можно создавать индивидуальные таблицы, позволяющие компоновать разнообразный материал (в соответствии с состоянием звукопроизношения, уменьшать или увеличивать количество картинок, разнообразить виды заданий).

Литература:

  1.  Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М., Сфера (Библиотека журнала «Логопед»).
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (мастер-класс) на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Методические приемы обучения педагогов изготовлению тряпичных кукол для дошкольников»

Мастер-класс «Методические приемы обучения педагогов изготовлению тряпичных кукол для дошкольников»...

Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте в старшей группе»

Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте в старшей группе»...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»

Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы  в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...

Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению техники оригами в работе с дошкольниками...

Мастер - класс для родителей «Обучение грамоте» в старшей группе

Данный мастер- класс уточняет представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....