Перспективный план экспериментально-опытной деятельности по теме «Мы – частичка природы» с детьми подготовительной к школе группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жукова Антонина Анатольевна

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план экспериментально-опытной деятельности по теме «Мы – частичка природы»

с детьми подготовительной к школе группы

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Развивать личность ребёнка, психические качества: (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширять знания детей об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними; формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребёнка к школьной жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природе.

Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней.

Формировать желание стать другом природы и её активным защитником.

Месяц

Тема

Цель деятельности

Сентябрь

«Вода – волшебница»

Вода прозрачная.

У воды нет вкуса.

У воды нет запаха.

Вода – жидкость, может течь.

Капельки.

Формы.

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода. Рассказать о разнообразии состояний воды.

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Познакомить детей с некоторыми свойствами (вода прозрачная, жидкая, без запаха и вкуса, растворяет вещества,  жидкое, твёрдое и газообразное состояние воды, температура воды и т.д.),  формами, видами  воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Расширять представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.

Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; развивать экологическую культуру.

Октябрь

Вода бывает тёплой,  холодной, горячей.

У растения есть внутри вода.

Вода нужна всем.

Растения пьют воду.

Ноябрь

Вода смачивает и очищает предметы.

В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

Лёд – твёрдая вода.

Пар – это тоже вода.

Ходит капелька по кругу.

Превращение  воды.

Снег.

Декабрь

 «Воздух – невидимка»

Воздух.

Воздух невидим.

Пузырьки воздуха.

В воде есть воздух.

Ветер – движение воздуха.

Летающие семена.

Волны.

Движение воздуха.

Песок путешествует по пустыне.

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условия жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Формировать интерес к экспериментальной работе; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения,  влиянием на жизнь живых организмов и человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Развивать наблюдательность, мышление, речь. Воспитывать желание узнавать больше об окружающем нас мире вещей и явлений.

Январь

 « Что у нас под ногами»

Сыпучий песок.

Песок может двигаться.

Свойства сухого песка.

Свойства мокрого песка.

Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду.

Познакомить детей с почвой, её особенностями, значением в жизни растений.

Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Познакомить дошкольников с использованием песка и глины в зависимости от их свойств; воспитывать уважительное отношение к народным промыслам, бережное отношение к предметам быта, игрушкам.

Дать элементарные представления о происхождении песка, развивать мышление дошкольников.

Февраль

Вода в почве.

Как передвигается вода в почве.

Воздух в почве.

Тёмный цвет почвы (придаёт перегной).

Песок и глина в почве.

Минеральные соли в почве.

Влияние состава почвы на рост растений.

Март

«Кто живёт в доме – природы»

Посев семечка (лук, помидор, огурец, цветы).

В розовом ростке спрятан целый дуб.

Ветер расселяет деревья по новым местам.

У растения внутри есть вода.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.

Уточнить представление детей о том, из чего можно вырастить растение; закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах (помидоры, огурцы); подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений.

Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.

Апрель

«Солнце – источник тепла и света». (Солнечные лучики).

Влияние солнечного света на жизнь на Земле.

Солнечный зайчик.

Тень.

На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

Дать детям представление о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

Дать детям понятие о роли солнца в жизни растений, животных, человека.

Май

Из каких цветов в действительности состоит солнечный лучик.

Твёрдые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.

Литература

  1. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176с.
  2. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа»/ Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «Карапуз  –  дидактика», 2005. – 192 с.
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А. В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.- 240.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Мой Родной край»

Образовательные  области:   «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие».Задачи:1.  Уточнять и расширять представления о Родном крае, о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Дикие животные весной».

Задачи:Углублять знания детей о жизни диких животных весной.Развитие знаний о весне, явлениях и признаках природы весной, весенних изменениях в живой и неживой природеАктивизировать словарный запас по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...

План - конспект мастер-класса на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»

Конспект мастер - класса для педагогов на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми подготовительной к школе группы» «Встречаем весну»

laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»с детьми подготовительной к школе группы»«Встречаем весну»...