Проект "Маленькие садовники"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Сазанович Елена Юрьевна

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей во вторую младшую группу. Малыши 3-4 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность со взрослым, с удовольствием манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Маленькие садовники» (2 младшая группа)

Воспитатель: Сазанович Елена Юрьевна.

Актуальность: 

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей во вторую младшую группу. Малыши 3-4 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность со взрослым, с удовольствием манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Цель проекта: создание условий для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологическое воспитание через знакомство с жизнью растений.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

  1. Закрепить знания детей о растениях: комнатных и цветущих травянистых;
  2. Учить замечать красоту окружающих растений, дать представление о клумбе, о растениях, которые человек высаживает для красоты;
  3. Воспитывать доброе отношение, отзывчивость, любовь ко всему живому, в том числе и к растениям. Учить детей оказывать посильную помощь в уходе за растениями;
  4. Развивать интерес к природе, знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев).

Для работы с родителями

  1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
  2. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

  1. Реализация творческого потенциала.
  2. Привлечение внимания к проблеме экологического воспитания дошкольников.
  3. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения.    

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Время реализации проекта: февраль 2016г.– июль 2016г.

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы «Капелька», родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Для детей:

Расширение кругозора детей о растениях комнатных, полевых, садовых, обогащение и активизация словарного запаса детей, совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели воспитания гармонически развитых детей.

Для родителей: 

Повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога:

Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Принципы реализации проекта:

Принцип развития – ориентация на развитие личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Формы реализации проекта: Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях. Тематическое занятие: «Цветы на окошке, цветы за окошком».

Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Этапы реализации проекта:

№ Этапа

Содержание деятельности

Срок реализации

Ответственные

за выполнение

1) Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «саду на окне»

Февраль

Педагог

группы

2) Основной

1. Рассматривание семян (астры, цинии, бархотки, ромашки).

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

оформление сада на окне;

Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием.

3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.

Февраль

Апрель

Март

Педагог

группы

3) Заключительный

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш цветущий сад!».

3. Презентация проекта «Сада на окошке» в заключение конкурса.

4. Награждение родителей, которые активно участвовали в проекте.

Июль

Педагог

группы

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

2. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с миром природы. М:, Мозаика-Синтез 2016 г.

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду 3-4 года. М:, ТЦ Сфера 2015 г.

4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

5. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

6. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.

7. Интернет ресурсы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей группе №2 «Капелька»
Тема: «Цветы садовые и луговые»

Тема: «Цветы садовые и луговые» (познавательно-речевая)

Вторая младшая группа (возраст 3-4 года) группа №2

Направление: социально-личностное, познавательно-речевое, игровое, трудовое; доминирует речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие”, "Речевое развитие”, "Художественно-эстетическое развитие”, "Физическое развитие”.

Цель: Дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе.

Задачи:

1.Воспитательные:

Прививать любовь к цветам; формировать бережное отношение к природе, воспитывать трудолюбие

2. Развивающие:

Развивать речь, мышление, самостоятельность

Развивать художественное восприятие цветов.

3. Обучающие:

Обогащать активный словарь по теме "цветы”. Рассказывать детям об охране растений

Познакомить детей со строением цветов. Дать понятие, что для роста цветов нужна вода.

Методы и приемы:         

- практические: рисование на цветной соли, импровизация под музыку "Танец цветов”.

наглядные: рассматривание  иллюстраций с цветами.

- словесные: отгадывание загадок, ответы на вопросы, дидактическая игра, рассуждения, формулировка выводов.

Оборудование: игрушка кукла Ромашка, муз. центр, запись музыки, салфетки, тарелочки, цветная соль, мольберт, искусственные цветы, картинки цветов.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная.

Физкультминутка: "Мы цветы в саду сажаем”.

Игровая.

Игра "Назови ласково”, "Подбирай, называй, запоминай”.

Изобразительная.

Рисование на цветной соли "Цветы”.

Познавательно – исследовательская.

Рассматривание картинок цветов луговых и садовых, сравнение.

Коммуникативная.

Беседа о цветах садовых и луговых, отгадывание загадок.

Музыкальная.

Музыкальное сопровождение, импровизация "Танец цветов”.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Введение в игровую ситуацию.

Появляется кукла Ромашка, от лица игрушки педагог загадывает загадки:

Я в зимнем саду

Целый день проведу.

Захвачу акварельные краски.

Нарисую...

(Анютины глазки.)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок -

И остался стебелёк. (Одуванчик.)

Хоть не зверь я и не птица,

Но сумею защититься!

Растопырю коготки –

Только тронь мои цветки! (Роза.)

Белые звоночки

У меня в садочке,

На зеленом стебельке

Прячутся в тенёчке. (Ландыш.)

Эй, звоночки,

Синий цвет, –

С язычком,

А звону нет! (Колокольчик.)

Ярко-синий, пушистый

Он в хлебе родится,

В еду не годится. (Василек.)

Пышный куст в саду расцвел,

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветах махровых –

Белых, розовых, бордовых! (Пион.)

Здороваются с игрушкой.

Отгадывают загадки.

Проявление интереса к ситуации. Развивает внимание. Логическое мышление.

2.

Обращает внимание детей на вывешенные на мольберте картинки цветов – отгадки.

Кто ухаживает за цветами в саду?

А кто ухаживает за луговыми цветами?

Рассматривают цветы, называют цвет цветка. Слушают объяснения педагога.

Развивается познавательный интерес. Активизация внимания.

3.

Предлагает от лица Ромашки потанцевать. "Танец цветов”.

Раздает каждому ребенку цветок, по желанию. (Красные, синие, желтые.)

Включает музыкальное сопровождение, показывает движения.

Танцуют, импровизируют.

Формируют навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

4.

Педагог предлагает игру "Назови ласково”.

Ромашка..

Тюльпан..

Роза..

Василек..

Лист..

Лепесток..

Подбирают слова, в уменьшительно ласкательной форме.

Развивают фонематический слух.

5.

Проводит физкультминутку: Мы цветы в саду сажаем, Астры, лилии, тюльпаны Их из лейки поливаем. Пусть растут для нашей мамы.

Выполняют упражнения.

Снимается напряжение.

6.

Предлагает игру: "Подбирай, называй, запоминай” На клумбах цветы (что делают?).. Из садовой лейки цветы (что делают?)... Выращенные цветы ножом (что делают?)…

В букеты цветы (что делают?)… Цветами люди (что делают?)…

Заканчивают предложения словами – действиями.

Развивают умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия.

7.

Предлагает рисование на цветной соли, пальчиками "Цветы для Ромашки”. Малоподвижным детям – красную, фиолетовую, розовую соль. Подвижным детям – синего, зеленого цвета, бирюзового.

Рисуют пальчиками на цветном песке.

Рассматривают, какие цветы нарисовали дети, называют их.

Улучшение эмоционального состояния.

Закрепление лексической темы "Цветы”.

8.

Педагог от лица куклы Ромашки прощается с детьми.

Прощается с куклой.

Закрепляют навыки культурного поведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа с детьми:

Рисование «Цветы для пчёлки».

Задачи:

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности;

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги;

Закрепить знания красного и зеленого цветов;

Развивать воображение;

Воспитывать аккуратность.

Ход занятия: Воспитатель предлагает вспомнить детям все цветы которые они знают. Рассмотреть их, сравнить по величине, цвету, форме. Предложить вспомнить и показать в воздухе, как рисовать цветы. Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.

Лепка декоративная рельефная «Летний узор»

Задачи: Совершенствование приёмов лепки: умения скатывать глину круговыми движениями; вдавливать шар пальцами для получения полой формы, прочно и аккуратно соединять детали. Развитие мелкой моторики рук.

Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемой лексической теме.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия:

Солнце печёт, липа цветёт,

Клубника поспевает.

Когда это бывает?

Правильно летом. А когда лето наступает? После весны. Вам хочется, чтобы наступило лето? Давайте встречать его и сделаем для него картинку. Сначала каждый выберет себе картинку о лете (Дети выбирают картинку о лете из разложенных на столе иллюстраций). Что есть на вашей картинке? Зелёные листья, трава, цветы, солнышко и т.д.

Посмотрите, какие узоры я сделала из листочков, травинок, цветов. А чтобы было очень красиво, мы выложим эти узоры из глины на картоне, а потом их раскрасим.

Показ и проговаривание приёмов работы. Как вы думаете, как можно сделать цветок из глины? (Раскатать пальчиками маленькие шарики, сплющить их, пальчиком надавить на серединку, выложить на картон). Как можно сделать травинку? (Раскатать палочку, сплющить ладошками или пальчиками).

Как можно сделать листик? (Раскатать шарик, сплющить, пальчиками сделать остреньким кончик).

Выполнение работы детьми. Педагог помогает индивидуально, поощряет добавление в узор солнышка, бабочек и т.д. По рекомендации музыкального руководителя можно включить музыку на время изготовления поделки.

Аппликация  «Букет цветов»

Задачи: Закрепление умения любоваться красотой весенней природы, знаний детей о частях растений – цветов. Закрепление у детей приемов и техники работы с аппликацией (навыки нанесения клея на детали аппликации и их приклеивания, ориентирования на листе бумаги, приклеивая детали в необходимых местах). Развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, творческих способностей. Развитие интереса к результату своей работы. Активизация в речи детей существительных (весна, зелень, цветы, стебель, листик, бутон) ; эпитетов (красивые, цветущие, нежные, зеленые, белые и т. д.). Развитие правильной связной речи с помощью пальчиковой гимнастики. Воспитывать у детей самостоятельность, терпеливость, усидчивость, аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.

Ход занятия:

Педагог напоминает детям, какое время года на улице, обращает внимание, какая трава, какие цветы распустились, что пригревает солнце. Воспитатель читает стихотворение детям о цветах, напоминает, из каких частей он состоит. Объясняет, какие детали, в каком порядке  наклеивать, проговаривают, как надо держать кисточку, как намазывать детали. Продуктивная самостоятельная деятельность детей. Выставка и анализ детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Я садовником родился...."

Уже с рождения ребёнок начинает познавать мир. Всё, что видит и ощущает, он старается исследовать самостоятельно. Но ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы, поэтому ему помогают взр...

Сюжетно-ролевая игра "Садовник" (знакомство с трудом садовника)

Конспект сюжетно-ролевой игры, проведенной с детьми 3 года обучения с нарушеним интеллекта на тему "Садовник" (знакомство с трудом садовника)...

Проект по трудовому воспитанию "Знакомство с трудом садовника, дворника"

План-схема реализации проекта "Знакомство с трудом садовника, дворника"...

Игра «Загадка садовника»

Цель. Закреплять у детей навык описательной речи.Задачи. Создавать словесный образ предмета. Находить самостоятельно варианты описаний, сравнений.Предварительная работа. Словесные игры на прогулке и в...

Учебно-методическое пособие по теме "Юный садовник" (электронная игра)

Классификация садовых и луговых цветов ( на слайдах изображения цветов, нужно вспомнить где растёт тот или иной цветок)...

Учебно-методическое пособие по теме "Юный садовник" (электронная игра)

Классификация садовых и луговых цветов ( на слайдах изображения цветов, нужно вспомнить где растёт тот или иной цветок)...