Сообщение из опыта работы по проблеме "Воспитание экологической культуры"
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дитятьева Валентина Петровна

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_probleme.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по проблеме «Воспитание экологической культуры» воспитателя Дитятьевой В.П.

   Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду.

   Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и к окружающим людям.

   Основным  содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он  знакомится в дошкольном детстве.

   Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

   Свою работу по экологическому воспитанию я начала с диагностических наблюдений за детьми в группе и на участке детского сада. Эти наблюдения я фиксировала в отдельной тетради .Затем составила перспективный план на год, где отразила основные формы работы. Это и занятия, и беседы, дидактические игры, опыты и эксперименты, экологические сказки, наблюдения, выставки, и, конечно, труд в природе.

   Я познакомилась и изучила программы по экологическому воспитанию и остановила свой выбор на программе «Юный эколог», потому что в этой программе нет жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада.

   Всю работу по экологическому воспитанию я вела по 2 направлениям:

1.Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.

2.Живая природа:

   а) многообразие растений и их связь со средой обитания.

   Б) многообразие животных и их связь со средой обитания.

   в) рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

   г) жизнь растений и животных в сообществе.

   д) взаимодействие человека с природой.

   При знакомстве с неживой природой использовала книгу «Мир и человек», глобус. Много рассказывала детям о нашей планете Земля и других планетах солнечной системы. В процессе работы я увидела, что дети проявляют интерес к сведениям о мироздании: они охотно включаются в наблюдения за небом, с интересом участвуют в занятиях с глобусом, слушают рассказ взрослого, задают вопросы, отражают свои впечатления о Вселенной в рисунках.

   При ознакомлении с водой и ее свойствами провели ряд опытов, и дети сами убедились, что вода – это жидкое вещество, она льется, течет, не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Вода может быть разной температуры, может менять свое состояние. Вода нужна всем живым существам. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать.

   При проведении опытов у детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно дома, задают множество вопросов.

   Про воздух дети могут рассказать, что он есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный, он не препятствует бегу и ходьбе. Воздух можно почувствовать, когда он движется, дует ветер, работает вентилятор. Живым существам воздух нужен для дыхания. Дети с большим желанием участвуют в проведении опытов с воздухом, в разных играх по обнаружению воздуха.
  Также мы знакомим детей с почвами: землей, песком, глиной и их свойствами. Параллельно познакомили с природными камнями: морскими, речными, кусками угля, мелом. Собрали коллекции морских камней и ракушек. Дети с удовольствием рисуют мелом и углем на асфальте.

   Дети с желанием участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре, в эстетических переживаниях – дети замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках, охотно слушают короткие музыкальные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников (живопись, графику, фотоиллюстрации в книгах).

   При знакомстве с живой природой 1-ю очередь я уделяла внимание комнатным растениям и растениям на участке детского сада. У детей развивается познавательные интерес: они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдениях, делают зарисовки в календаре, задают вопросы. Развиваются эстетические чувства: умение замечать красоту формы и окраску листьев, красоту цветущего растения. Дети замечали, эмоционально реагировали на появившиеся ростки, бутоны, цветы.  Дети стали воспринимать комнатные растения, как живые существа. Они стали сочувствовать растениям, сообщать о замеченных неполадках и делать свои выводы: если растение красивое и цветет, значит, ему хватает и света и влаги и тепла. Аналогично дети могут отличить хорошее самочувствие аквариумных рыбок, замечать  болезненное состояние, беспокоится по этому поводу.

   При ознакомлении с домашними животными дети проявляют интерес к их жизни, охотно наблюдают за ними, за их поведением, проявляют готовность ухаживать за рыбками, умеют правильно обращаться с ними: играть, ласково разговаривать, гладить. Также дети проявляют интерес к жизни птиц, наблюдают за ними, задают вопросы, любуются ими, участвуют в подкормке зимующих птиц.

   Используя игры типа «Что сначала, что потом?» дети узнали, что новое растение можно вырастить из семени, получили представление о стадиях роста и развития однолетних культур (на примере фасоли): семя, проросток, наращивание зеленой массы, цветение, плодоношение (образование семян).

   Дети узнали, что птицы размножаются, откладывая яйца. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло. Затем птенцы вылупляются и родители их кормят, обогревают, охраняют и защищают.

   При ознакомлении с жизнью, ростом и развитием диких животных и насекомых, чаще использовали экологические сказки, такие как «Для чего жирафу пятна», «Как медведь пень потерял», «О божьей коровке» и др.

   Знакомя детей с жизнью растения и животных в сообществах, я использовала дидактические игры «Что где растет?» и схемы, разработанные в программе «Юный эколог».

   Большой интерес дети проявляют к взаимодействию человека с природой. После проведенных занятий, бесед, игр, наблюдений дети не рвут книги, замечают сломанные деревянные стулья, игрушки, закрывают кран с водой, если он течет. Любуются хорошими изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом изготовления.  Большим интересом слушают о том, как человек охраняет природу, очень детям нравятся занятия «Если б я был деревом», «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Когда я был добрым по отношению к природе» и др. На этих занятиях дети сами рассказывают, сочиняют, фантазируют.

   К своей работе по воспитанию экологической культуры у детей я, конечно же, привлекла и родителей. Они активно участвуют при проведении различных выставок, изготовлении поделок, при сборе разных коллекций.

   Таким образом, знания, полученные в процессе общения ребенка с природой, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильно их оценивают и адекватно реагируют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему:"Экологическое воспитание в повседневной жизни детей в 1-й младшей группе"

СООБЩЕНИЕ«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»           МБДОУ Д/САД №22ВО...

Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста

Описание опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного края...

Сообщение из опыта работы на тему "Диалог культур русского и татарского народа в ДОУ"

Современное общество характеризуется ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных...

Сообщение из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

Пожалуй, никогда перед человеком так остро не стояла проблема экологической катастрофы, как в наши дни. Экологизация материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним...

Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...

Сообщение из опыта работы "Развитие элементов экологического сознания дошкольников"

Формирование экологического сознания происходит при наличии специальных знаний, развитии эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности....

Сообщение из опыта работы на педсовете «Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО»

ЦЕЛЬ: рассмотреть проблему экологического образования, как одно из приоритетных направлений дошкольной педагогики и возможности  реализации данной темы в дошкольных образовательных организац...