Сообщение из опыта работы на тему "Диалог культур русского и татарского народа в ДОУ"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Аверина Ольга Анатольевна

 Современное общество характеризуется ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_kultur_russkogo_i_tatarskogo_naroda_v_dou.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Современное общество характеризуется ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения 

 Народная мудрость гласит:  «Не знаешь языка  - заблудишься,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        не знаешь родословную, родных  будешь нуждаться в жизни». Дошкольный возраст является благодатным периодом для восприятия и усвоения культуры любой национальности, любого народа. Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре русского и татарского  народа  как к первой ступени познания и постижения общечеловеческих ценностей.

В нашей многонациональной республике Татарстан большинство составляет русские и татары, поэтому в нашем детском саду я знакомлю детей с русской и татарской национальной культурой. Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладного искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура - это отражение души нации, его национального характера, самосознания.

Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

К.Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности.

Воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. В своей группе я знакомлю детей с матрешкой. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.

Особой силой воспитательного воздействия в системе народной педагогики обладают традиции и обычаи. Многие обычаи и традиции способствовуют нравственному воспитанию. Декоративно - прикладное искусство также национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности и его быту. Декоративно - прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре народов.

Фольклор как сокровищница народа находит применение в различных разделах работы с детьми. Огромную роль играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы. Обрядовые песни, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность , застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается и активно включается в предложенную игровую  ситуацию. Нашим детям особенно нравятся комплексные занятия, построенные полностью на фольклорном материале. Например «Ярмарка». Разве можно устоять на месте,  когда звенят бубны, стучат ложки, развлекают народ скоморохи. Бойко распродают товар купцы. И здесь же, на глазах у всех, работают сами мастера – дети.

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок; - говорил В.А. Сухомлинский

Русским и татарским народом  создано бесчисленное количество глубоко содержательных, правдивых, остроумных и художественно ярких пословиц. В пословицах ярко выражен духовный облик народа, его нравы, его мораль. В них восхваляется трудолюбие, храбрость, отвага, честность, скромность, уважение к старшим и многие другие положительные свойства человеческого характера.

Татарские народные загадки, так же как и загадки других народов, носят аллегорический и метафорический характер и стоят из повествовательных предложений: «Под землей медный пенек» (картофель)

 Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Метко определил загадку сам народ: « Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего - это своеобразное испытание на сообразительность

Конкретные развивающие и обучающие функции выполняют скороговорки, чистоговорки.

Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстроте повторение трудно произносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние .

Они используются для выработки правильной фонетической чистой речи. Считалки (элемент игры) используются для выбора ведущего игры или ведомого, либо, партнера по игре. Зазывалки (тип песенок) способствуют формированию у детей положительного отношения к природе, друг другу. Таким образом, зазывалки представляют собой своеобразный путь ознакомления детей с природой, простейшими связями между ее явлениями (весна - прилет птиц, радуга - дождь, осень - урожай и т. д.) Они формируют первое представление, о единстве мира и его закономерностях. Небылички применяются для воспитания находчивости, внимательности, сообразительности и критичности ума ребенка, потому что в них обычно даются не существующие в мире связи, характеристики отдельных предметов и явлений.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии.

О жизни в старину как в русском, так и в татарском народе  могут много рассказать колыбельные песни. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Как и К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных. Она рекомендовала выбирать их обдуманно: Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы или где описываются простые, понятные детям семейные отношения. Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию].

Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла, и в композиции. Это можно обнаружить в русских народных сказках: «Снегурочка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лисичка - сестричка и серый волк»; татарских народных сказках: «Камыр - батыр», Шурале», «Башмаки», «Старик и лентяй» .

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Испокон веков в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

Татарские народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из глубокой старины. Передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками. Они сохраняют художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой материал.С детьми средней группы мы игаем в русские народные игры . Такие как «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Гуси - гуси»,  а так же татарские народные игры « Волк и ягнята», «Лисички и курочки», «Стая уток», «Стаи уток», «Продаем горшки».

Опыт работы с детьми показывает, что наиболее подходящими приемами ознакомления с историей, культурой родного края являются игровые. В игре ребенок смел, раскрепощен, может глубже пережить события и лучше усвоить предметный материал. Надо постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к занятиям, поэтому я не тороплю детей с ответами, я считаю им необходимо задавать дополнительные наводящие вопросы, давать подсказки. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Исправь ошибку» и др.    

Наши дети всегда с большим удовольствием рассматривают картины, фотографии, альбомы замечательных памятников культуры, находящихся в ансамбле казанского Кремля. Дополняют рассказами об экскурсиях с родителями в город. Здесь они узнают, какую ценность имеет наш Кремль, почему он включен в число удивительных памятников мира, охраняемых Юнеско. Рассказываю детям легенды, в которых говорится об основании города.

Народные праздники - кладезь национальной культуры.

Народный праздник, по определению Большой советской энциклопедии, - праздник, уходящими своими корнями к народным традициям». К сожалению,  народные обычаи уходят из нашей жизни. Только наши бабушки помнят, каким словом приманить весну, зайти в новый дом и.т.д. На занятиях я рассказываю о таких национальных праздниках как Пасха, Троица, Рождество  у русского народа, татарские праздники: Науруз, Нардуган, Сабантуй. Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к праздничной культуре народа, так как воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине.

Традиции и обычаи - часть социокультурного наследия. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у детей уважение к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

Традиционно трудовое воспитание детей в народе включает в себя приобщение к труду и организацию трудового участия детей. Например, праздник труда у татар - Сабантуй.

Таким образом, при изучении народных традиций, обычаев, у ребенка появляется возможность сравнивать культуру, историю других народов, воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что поможет заботливо относиться к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.

Декоративно-прикладное искусство также национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности. Оно обладает большими воспитательными возможностями. Несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре народов. Особую роль играет в развитии воображения детей.

Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры мы  работаем по следующим направлениям:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью ( Хохломской, Городецкой, Семеновской, Жестовской ) –  увлечение их национальным изобразительным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Для успешного воспитания детей в национальных традициях необходимо реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Знакомство с данными материалами (национальными праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.)  целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).

В нашем детском саду мы создали старинную «национальную избу». Здесь собраны старинные предметы быта: есть изделия с вышивкой, татарским орнаментом (покрывала, наволочки, скатерти, занавески), посуда. Расписные лавки, печь, подлинная прялка, стол со скатертью. Национальная выпечка из соленого теста. Дополняют интерьер шторы из ситца с вышивкой, полотенца, домотканые половики и коврик.  При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию любви к родному краю и всей стране учитывается приобретенный опыт, знания и впечатления в младших группах: проявление дружелюбия по отношению друг к другу, заботы о сверстниках - русских, татарских мальчиках и девочках, испытание радости от «встреч» и проводов полюбившихся национальных кукол.

На занятиях по музыкальной деятельности, следуя русской культурной традиции, решаются не только эстетические задачи (научить ребенка слушать музыку, понимать ее язык, эмоционально реагировать на ее изменения), но и задачи развития музыкальных способностей детей. Причем задачи овладения ритмическими, интонационными, танцевальными навыками и т. д. решаются одновременно, так как музыкальный фольклор сочетает в себе и танец, и пение, и игру на музыкальных инструментах. Это свою очередь активизирует внимание, собранность, интеллектуальную и речевую нагрузку. В группе имеется уголок творчества, где дети в свободное время могут рассмотреть народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства (альбомы с их изображением).

В каждой группе имеются уголки НРК и УМК, где представлены предметы быта, альбомы, книги на русском и татарском языках, макеты деревни, куклы в национальных костюмах. Дети имеют возможность в игровой деятельности приобщаться к национальной культуре.

В свободное время и в непроизвольной беседе учим  чистоговорки, загадываем загадки. Используем малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки. На занятиях по изо деятельности использовали задания: « Продолжи узор», «Какой элемент должен быть следующим», «Из каких геометрических фигур состоит цепочка», а также предложили детям нарисовать подружек для Алсу  в народных костюмах. В конце занятия, дети рассказали, как они нарядили своих красавиц, какие декоративные элементы использовали для украшения одежды. Изготавливали посуду, национальные тапочки и сапоги из папье – маше. Из соленого теста изготавливали различную выпечку: татарскую и русскую. Все это потом используем в играх. Так же дети любят слушать русские и татарские сказки. В процессе чтения сказок, дети знакомятся с моралью, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему, с историческим прошлым, бытом, обычаями, спецификой деятельности.

Народные сказки воспевают победу добра над злом, храбрость, мужество, доброту, воспитывают в детях положительные качества и чувства, умение держать свое слово, умение дружить, быть добрым, смелым и честным. При знакомстве с пословицами и поговорками, прежде всего, основывались на их доступном и осознанном восприятии. Использовали поговорки и пословицы к месту и ко времени, в каждом подходящем к тому случае. «Кто делить не ладится, сам без доли останется». Ребенок обидел своего товарища грубыми словами. «Говоря даже в шутку, подумай на минутку». Умело подобранные пословицы и поговорки, примененные в соответствующей ситуации, оказывают влияние на воспитание детей, воспитывают любовь к Родине, чувство дружбы и употребляемые пословицы оказали влияние на речь детей они стали использовать пословицы своей речи. В результате речь становится  более разнообразной, образной, яркой, живой, дети чаще  употребляют сравнения.

Для родителей оформили папки-передвижки по ознакомлению детей с русскими и татарскими народными играми; провели  праздник с использованием фольклорных текстов, народных игр и песен, родительское собрание на тему: «Ваш ребенок».

Дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и с мечтою о будущем поможет нашим детям полюбить родную землю и вырасти достойными гражданами  и людьми своей нации.

                                Используемая литература:

1. О. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры» 2006г

2. Журнал « Воспитатель дошкольного образования» № 7, 2011

3. О.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2006 г.

4. З.М Зарипова , Р.С Исаева, Р.Г Кидряйчева «Говорим по –татарски» 2011г.

5. З.М Зарипова , Р.С Исаева, Р.Г Кидряйчева Программа русскоязычных воспитателей 2013 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен»

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на...

проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"

Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....

Сообщение из опыта работы. " Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе."

в сообщение излагаю основные задачи и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонтисекой стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка....

Сообщение из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до по...

Сообщение из опыта работы "Русской народное творчество - неиссякаемый источник речевой культуры"

Русской народное творчество - неиссякаемый источник речевой культуры...

Сообщение из опыта работы " Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность"

Экологическое воспитание дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь прихоит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, развивает желание оберегать её. Приобщение детей к в...