Сообщение из опыта работы "Русской народное творчество - неиссякаемый источник речевой культуры"
статья по развитию речи

Миронова Татьяна Борисовна

Русской народное творчество - неиссякаемый источник речевой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkoe_narodnoe_tv-neissyakaemyy_istochnik.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Русское народное творчество

-неиссякаемый источник формирования речевой культуры»

Современные наблюдения показывают: речь детей дошкольного возраста, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов - «сорняков».  Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах.  Все это в ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности не только в речи, но и миропонимания.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Современные родители редко используют поговорки и пословицы, а в некоторых семьях и совсем не читают народные сказки, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

 

  Работа по включению РНТ  осуществляется по моей авторской программе «Красивая речь»,  основой  использую интерактивную технологию Калейдскоп. Данная технология позволяет соблюдать дидактические принципы дошкольного образования.

Основными формами русского народного фольклора являются колыбельные, народные потешки ,загадки, пословицы и поговорки, и многое другое. Данные формы рассматриваются   в этой технологии  - цветные стеклышки. Которые и создают неповторимый и индивидуальный узор речевого развития дошкольника.

Первыми, что  появляется в жизни ребенка из русского народного творчества- это потешки. В нашем калейдоскопе они будут желтым  цветом.

1.Работа с аудиторией: « Уважаемые коллеги ,посмотрите на свои желтые стеклышки на них есть подсказки.  прочитайте и приклейте их на поле будущего калейдоскопа . С желтым  цветом у нас появилось первое стекло»

 

2. Следующим форма РНТ – это загадка.  Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Применение загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму.

Например, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна.

В моем калейдоскопе появляется – зеленый цвет.

2.Работа с аудиторией: «Уважаемые   коллеги, помогите мне сделать калейдоскоп  разнообразнее, ярче, красочнее. Прошу прочитать загадку на зеленом стеклышке , назвать отгадку и закрепить зеленое стеклышко на нашем калейдоскопе. Работаем в режиме нот-стоп»

(Крутим калейдоскоп)«Обратите внимание, какие красивые сочетания цветов, наш калейдоскоп стал ярче и красочнее, так и речь наших дошк. становится красочнее и разнообразнее с использование в своей речи потешек, загадок..

3. В работе по обогащению и развитию речи также использую пословицы и поговорки, они занимают значительное место в сокровищнице устного народного творчества и в нашем калейдоскопе. Мы их обозначим оранжевый цветом

 Еще М.Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступает прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами»,  они являются незаменимым материалом для дикционных упражнений, С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Пословицы и поговорки помогают  «выломать язык ребенка на русский лад».

При первом знакомстве с пословицами  дали понятие, что такое пословицы и поговорки; что бывают они на разные темы, и старались использовать их на каждой теме недели. На закрепление и лучшее усвоение пословиц с детьми проводим игры: «Я начну, а ты закончи», «Соедини начало и конец пословицы», «Нарисуй картинку к пословице, поговорке» и нашем калейдоскопе мы обозначим их оранжевым цветом.

3.Работа с аудиторией: « Прошу помочь добавить мне оранжевые «стеклышки»» в наш «калейдоскоп»,предлагаю поиграть в игру начну, а ты закончи». Начинаю пословицу,. А вы , у кого на оранжевом «стеклышке» есть подходящая концовка читаете и закрепляете стеклышко на нашем калейдоскопе.

(Крутим калейдоскоп) «Обратите внимание как перемешиваются наши стеклышки и он становится все ярче и ярче.

  С самых ранних лет жизнь ребёнка связана со сказкой. Она является средством приобщения ребёнка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой ключик» к изменению окружающего, его творчеству. Живой и выразительный язык сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

4.Работа с аудиторией «В наш калейдоскоп предлагаю добавить синий цвет, обозначив им сказки..И тем, у кого есть синие»стеклышки предлагаю поиграть в игру «Назови зачин или концовку русской народной сказки» и добавить в наш калейдоскоп синий цвет.»(крутим калейдоскоп) «Посмотрите, какой яркий, насыщенный и красочный стал наш калейдоскоп» Также , как и речь старших дошкольников . с использованием русского народного фольклора.

Таким образом, устное народное творчество, как и прекрасная разнообразная картинка в калейдоскопе, обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало и создает уникальные возможности для участия в театрализованной деятельности и других инновационных видах деятельности.

Так, разнообразные виды красочных театров в сочетании с фольклорными текстами побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Каждая новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Прекрасным результатом   нашей театрализованной деятельности является участие и победа в 1 Районном детском театральном фестивале кукол «Золотой ключик», где я выполняла работу режиссера по сценической речи.

С внедрение ФГОС ДО пришло множество инноваций, которые являются неотъемлемой частью современной образовательной системы. В своей работе я активно стала использовать модуль «Мультстудия «Я творю мир».  В   группе создана мультстудия, в которой мы в содружестве с физ. инструктором и ребятами нашей группы работаем над созданием мультфильмов. Мы со своими воспитанниками  придумываем сюжеты будущих мультфильмов, разрабатываем сценарии, озвучиваем персонажи. В результате нашей деятельности у детей улучшился рече двигательный аппарат, сформировалась диалогическая речь, улучшилась дикция и выразительность речи, дети умеют регулировать громкость и темп речи. И у нас уже есть первые результаты: в этом  учебном году мы создали два мультфильма. И конечно же наша многогранная работа по обогащению речи наших дошкольников ведется в тесном контакте с родителями, они наши лучшие помощники и первые зрители.

Проводя эту интересную работу ,уверена, что она позволит устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарь моих воспитанников ,поможет развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор. Что несомненно послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Сказочное творчество в интеграции образовательных областей"

Авторы: Музыкальный руководитель Федорина Марина Альбертовна, Воспитатели: Шудрова Лидия Апполоновна, Ловыгина Наталья Николаевна.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский ...

«Народное творчество - вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты»

К   народно - музыкальному  творчеству привлекаются все дети без различия их индивидуальных данных.  Нельзя говорить о способностях ребёнка прежде, чем мы приобщим его к музыкальному тв...

Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"

Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"...

О цикле занятий по образовательной области «Развитие речи» «Сказка как источник речевой культуры» (старший дошкольный возраст)

Сказки активизируют и развивают слухо – речевую память у детей, их экспрессивная и коммуникативная речь. Если экспрессивная функция формирует, выбрано – образный каркас языка личности, то коммуникатив...

Сообщение из опыта работы для родителей: «Развитие познавательно – речевой активности детей в предметно – развивающей среде через реализацию театрализованной деятельности»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигатель...

Педагогические условия использования малых жанров устного народного творчества в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Понятие о фольклорной сказке и какие условия необходимы для малых жанров устного народного творчества....

Сообщение из опыта работы " Народное творчество в культурных практиках".

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и формированию у дошкольников самостоятельност...