«Народное творчество - вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты»
статья по музыке на тему

К   народно - музыкальному  творчеству привлекаются все дети без различия их индивидуальных данных.  Нельзя говорить о способностях ребёнка прежде, чем мы приобщим его к музыкальному творческому опыту, только тогда происходит отчётливое выявление и становление  его способностей. Поэтому нельзя  отказываться от музыкального развития тех детей, которые на первый  взгляд  расцениваются, как не способные. Необходимо всех детей приобщать  к музыкальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchest2.docx17.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

К моменту поступления в школу ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития, зависящего в некоторой степени от качества приобретённого  опыта и музыкальных способностей. В связи с этим перед педагогом стоят следующие задачи:

1.Формировать творческое отношение к музыкальной деятельности;

2. Побуждать к самостоятельным действиям, проявлять слуховой самоконтроль качества своего пения, исполнять знакомые песни , танцы, игры.

Развивая ребёнка  эстетически и умственно , необходимо поддерживать творческие проявления, которые активизируют восприятие и предстовление.

Уже с раннего возраста у детей начинает проявляться самостоятельность и подражательность, творческое воображение и художественный вкус.

Ребёнок может гуляя на улице петь, включая в  попевку  всё то, что привлекает его внимание на улице.

Дети могут самостоятельно сочинять мелодию и текст, передавая свои впечатления об окружающем. Искажение знакомых мелодий  или фальшивое пение нельзя считать детским творчеством. Создавая свои  попевки, дети иногда как бы отталкиваются  от знакомых мелодий, но при этом ведущим моментом оказывается импровизация, тогда, как  в основе исполнения знакомых песен лежит процесс воспроизведения.

Однообразное эмоциональное начало в  созданных  попевках  даёт  возможность   причислить эти  импровизации к    первоначальным действиям  творческого характера в музыкальной деятельности.  В связи с различными по характеру музыкальными образами у детей  возникает эмоциональная отзывчивость на настроение песни .Музыкальные образы вызывают у детей различные переживания: радость, сочувствие и т. д.Эти чувства у младших дошкольников закрепляются в простейших движениях («Пальчики- пляшут»).Дети постарше могут инсценировать песенку в соответствии с сюжетом («Спи, мой мишка»).

Красота, или как говорят  в северных деревнях, узорица,  открывается в старинных колыбельных песнях. Они наполнены материнской любовью, сулят  неисчеслимые  грядущие  удачи и благополучие: « Будешь в золоте ходить , чисто серебро носить». «Приди , киса, ночевать, приди Васеньку качать».  За работу коту сулят пирог и кувшин молока.

За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребёнка пестушками  и потешками. Своё название честушки получили  от слова «пестовать»- нянчить, холить ,ходить за кем – нибудь. Это короткие стихотворные приговоры. Проснётся младенец – потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают : « Потягушеньки, порастунюшки, роток говорунюшки, руки  хватунюшки».Пестушка незаметно переходит  в потешку –песенку. « Ох ты, котик, коток, коток крутолобенький!  Поиграй ты,кот, со мной , с Машкой, кошкой молодой!»

В первые годы жизни, матери и няньки пели песенки и более сложного содержания. Это – песенные прибаутки. Поэзия прибауток – поэзия смелого смешения реальных явлений, но такого за которым угадываются действительные связи мира.

На улице ребенок выучился закличкам и приговоркам. Закличка- это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка – обращение к мыши чтобы дала новый крепкий зуб вместо выпавшего, к улитке, чтобы выставила рожки. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, не группой а каждым отдельно. Дождю велят: «Поливай ковшом», солнцу: « Выгляни в окошечко!», радуге: « не давай дождя, давай солнышка!».

 С той поры закличка изменилась- стала игрой.  Особые свойства у игровых припевок и игровых приговоров. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям. В игре « Дрёма» все играющие становятся кружком, в середине на скамье сидит Дрёма. Хор ему приказывает: «сиди»,   «выбирай», бери».Использование народных игр с пением доступны как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной, музыкальной-игровой   деятельности детей. Оно даёт  большой эффект на начальной стадии активизации творческих проявлений.

Если в песенных импровизациях ребёнок ни от кого не зависит, то для проведения музыкальных игр, танцев, драматизаций в которых возникают самостоятельные проявления , требуется  помощь взрослых. В первые годы жизни  двигательный аппарат у ребёнка развит ещё недостаточно для того, чтобы движения его могли приобретать выразительность .Здесь сказывается  важный психологический момент .Дети в музыкальной игре, драматизации должны не механически следовать примеру педагога  в передаче муз. игрового образа, но понимать, что они будут изображать определённый персонаж .Только в этом случае может возникнуть самостоятельный поиск характерных движений. Музыка помогает  почувствовать характер образа. Представления, полученные детьми на основе литературных произведений , иллюстраций, создают у детей зрительный образ отдельных персонажей, наталкивает на придумывание конкретных  действий. Всё это можно характеризовать, как первоначальные попытки самостоятельных проявлений детей в области музыкально- ритмических движений. Передача ритма в движении под музыку- одно из средств воплощения игрового образа.  («Лошадки скачут», «Поезд идёт»)

В  деятельности детей дошкольного возраста  присутствуют разные виды подражания. В формировании творческих процессов эти виды подражания будут играть различную роль. Подражание стимулирует  первоначальные  музыкально -творческие проявления детей.

В младшем возрасте у детей можно вызвать преднамеренные простейшие импровизации в различных видах музыкальной деятельности, которые при  дальнейшем формировании можно рассматривать как предпосылки первоначальных музыкально- творческих проявлений. В младшем возрасте  подражание- необходимый способ для ознакомления детей с этой деятельностью и её стимулирования .В раннем возрасте огромное значение подражательной деятельности выражается в том, что ребёнок открывает  в ней свои индивидуальные  возможности .Это важный эмоциональный этап на пути к творчеству.

Чтобы повысить интерес к придумыванию движений полезно ввести элемент соревнования: « Кто из детей интереснее придумает движения к первому куплету?» Предложения оцениваются педагогом и детьми, можно и применять  метод «домашнего задания», затем результаты обсудить.

Существует множество приёмов, активизирующие проявления  творчества. Словесное поощрение к творчеству, выбор солистов, по желанию детей, соревнование нескольких солистов, соревнование двух групп, привлечение детей к оценке, выбор жюри, участие воспитателя как , солиста, домашнее задание  и т. д.

Большое значение для развития  творческого  воображения и  художественного вкуса у детей  оказывают развлечения. Благоприятные условия для развития творческого воображения у детей создают литературно- музыкальные концерты. Это вечера, посвящённые творчеству Пушкина, Чуковского, Маршака, Михалкова.  Дети подбирают стихи, отрывки из сказок, распределяют роли, готовят костюмы. Музыка дополняет детские впечатления. Большие воспитательные возможности и в драматизации сказок .Даже сам процесс распределения ролей  воспитывает у детей  творческую активность и самостоятельность, доставляя им радость и положительно сказывается  на взаимоотношения в коллективе. В старшем дошкольном возрасте детям самим предоставляется возможность распределить роли.

 Богатый материал для развития самостоятельного художественного творчества  у детей дают развлечения проводимые летом и зимой на улице. Большую радость детям доставляет показ кукольного спектакля. После которых дети стремятся разыграть понравившиеся сценки в своих играх.

Театрально- игровая деятельность в самой основе содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.

К   народно - музыкальному  творчеству привлекаются все дети без различия их индивидуальных данных.  Нельзя говорить о способностях ребёнка прежде, чем мы приобщим его к музыкальному творческому опыту, только тогда происходит отчётливое выявление и становление  его способностей. Поэтому нельзя  отказываться от музыкального развития тех детей, которые на первый  взгляд  расцениваются, как не способные. Необходимо всех детей приобщать  к музыкальной культуре.

Самостоятельное художественное творчество – сложный процесс, который стимулирует  развитие личности и в  целом, и, конечно, ведущая роль принадлежит педагогу. «Уметь воспитывать детей - это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни » М. Горький.

И  во многом эти знания даёт народное творчество-вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Тропинками мечты в мир Добра и Красоты" для детей подготовительной группы

В данное занятие помимо использования основных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения) включена художественно-изобразительная деятельность. Детям предлагается...

Конкурс красоты "Мисс и Мисисс 2011г"

Конкурс проводится в старшей и подготовительной к школе группе совместно с родителями( мамами)...

Творческий проект "Красота нашего края"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста ОО "Социализация" в интеграции с ОО "Художественное творчество"...

Презентация художественно-творческого проекта "Красота в нашем мире"

Данная презентация показывает и рассказывает о реализации проекта художественно-творческой направленности в МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"....

День красоты

Дефиле шляпок и галстуков – досуг для старшей и подготовительной групп....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Репортаж о салоне красоты"

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста....