О цикле занятий по образовательной области «Развитие речи» «Сказка как источник речевой культуры» (старший дошкольный возраст)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Бабичева Надежда Васильевна

Сказки активизируют и развивают слухо – речевую память у детей, их экспрессивная и коммуникативная речь. Если экспрессивная функция формирует, выбрано – образный каркас языка личности, то коммуникативная  функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу.

Цель цикла занятий: формирование личности ребенка как субъекта общения, его коммуникативной компетенции, социально – эмоционального поведения, речевой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О цикле занятий по образовательной области «Развитие речи»

«Сказка как источник речевой культуры»

(старший дошкольный возраст)

В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей формируется один из важнейших психических процессов — воображение, способность создавать на основе имеющегося опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия. Развитие воображения требует накопления определенного опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации, умения представлять возможные изменения действительности.

Особое значение для развития процесса воображения имеют сажено-ролевые игры, введение творческих элементов в предметно-практические занятия с детьми, а также выполнение специальных творческих заданий при обучении детей рассказыванию (пересказ сказки с элементами собственного творчества, рассказывание по картинке или серии картинок с выходом за пределы изображенного, продолжение ребенком неоконченного рассказа, составление творческого рассказа на заданную тему и др.). Речевые творческие задания, учитывая тесную связь воображения и речи, способствуют как формированию связной речи ребенка, так и воссоздающего (репродуктивного), и творческого (продуктивного) воображения.

Воссоздающее и творческое воображение, творческие способности ребенка имеют очень большое значение для успешного обучения его в школе.  

Развитие детского воображения невозможно без развития речи, которая является мощным фактором развития воображения, т.к. она способствует формированию у ребенка представлений о предметах, которых он не видит, но мыслит о них. На это обращал особое внимание выдающийся отечественный ученый — психолог и педагог Л.С. Выгодский. «При помощи речи, — писал он, — ребенок может освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их предел. Ребенок может выразить словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов и соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами ».

Предлагаемые конспекты предназначены для развивающих занятий, цель которых — формирование воссоздающего и творческого воображения и обучение рассказыванию старших дошкольников.

  В них представлены адаптированные для данной категории детей виды творческих заданий, тексты для прослушивания и пересказа. Представлены различные задания творческого характера и речевые упражнения направлены на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей. Методический материал может быть с успехом использован для работы с детьми старшего и подготовительного возраста.

Материалы могут быть адресованы педагогам коррекционных и массовых групп дошкольных образовательных учреждений, а также родителям (для работы с детьми в домашних условиях).

В исследованиях сказок с композиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественно – образным богатством, композиционно – сюжетной вариативностью.

Сказки активизируют и развивают слухо – речевую память у детей, их экспрессивная и коммуникативная речь. Если экспрессивная функция формирует, выбрано – образный каркас языка личности, то коммуникативная  функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу.

Цель цикла занятий: формирование личности ребенка как субъекта общения, его коммуникативной компетенции, социально – эмоционального поведения, речевой культуры.

  Задачи:

  • использовать сказочную форму: для интеграции личности ребенка;
  • для психо-речевого развития ;
  • для совершенствования вербально – образного языка;
  • для развития умения слушать окружающий мир, людей в нем и себя;
  • для развития социально – эмоционального поведения.
  • формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях;
  • устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять.
  • реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать свое мнение.  

Пути реализации этих задач: создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной спровоцированной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной игровой, театрализованной, речевой деятельности детей; использование алиментов кукольного театра.

Занятия по сказкам проводятся 1-2 раза в неделю. Длительность их может быть разной: первая или вторая половина дня. На занятиях используются различные игровые приемы, сказочные мотивации, речевые творческие упражнения.