Экологический проект "Сохраним ели на земле Борской!"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Рябинина Татьяна Евгеньевна

Материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek._proekt_sohranim_eli_na_borskoy_zemle.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 21 «Ладушки»

городского округа г. Бор Нижегородской области

Экологический проект

 «Сохраним ели на Борской земле!»

                                                               

Творческая группа:

  руководитель - Рябинина Т.Е, воспитатель,

  члены группы:

- Петрова С.Н., воспитатель,

- Гриднева Т.Ю., родитель,

- Яханов В.С., родитель.

                                                                 

                                                                 

г.о.г. Бор

2016-2017 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

Сохраним ели на Борской земле!

Вид проекта:

Экологический, общественно-полезный, исследовательски-творческий, краткосрочный

Продолжительность проекта:

20.11.2016 – 20.01.2017

Проблемные вопросы: 

- Для чего нужны елочки в лесу?

- Чем можно заменить настоящую елочку в Новом году на праздник?

- Сколько елочек можно спасти в нашем детском саду за один год?

Цель проекта:

Воспитание у детей экологической культуры, направленной на гармоничное взаимодействие человека с окружающей природной средой.

Обеспечить сохранение елей, растущих на территории городского округа города Бор Нижегородской области в период предновогодних и новогодних праздников.

Руководитель проекта:

Рябинина Т.Е., воспитатель.

Творческая группа:

Петрова С.Н., воспитатель, Гриднева Т.Ю., родитель,  Яханов В.С., родитель, Ведущий специалист, помощник участкового лесничего Затонского участкового лесничества Борского районного лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области

Участники проекта:

педагоги,  воспитанники, родители  (законные представители) воспитанников, инспектора Борского лесничества.

Формы реализации проекта:

- Наблюдение за елями на территории детского сада.

- Беседы. Развлечения у Новогодней елки

- Оснащение  развивающей предметно-пространственной среды.

- Работа с родителями.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МБДОУ  детский сад № 21 «Ладушки» ведет работу по созданию условий для формирования основ экологической культуры через воспитание социально-активной личности дошкольников, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.

В среднем и старшем дошкольном возрасте представления детей о неживой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание окружающей действительности и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

О елке – новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику. Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта.

Лесная тень, лесная тишь,

Полным полно чудес,

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка эта – лес.

Ты эту сказку сохрани,

Люби, жалей и береги.

Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. По обычаю встречать Новый год с зелёной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далёкие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи – как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку.

С давних пор Новый Год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель – «новогоднее дерево». Эта традиция уже ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор.

Призываем всех использовать для украшения своих домов искусственные ёлки, букеты, композиции, приобретенные в магазинах, а еще лучше, сделанные своими руками совместно с детьми.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня она, как ребенок,

В лесу на опушке стоит,

А завтра – нарядна и колка-

В квартире народ веселит.

Но после волшебного бала

Забудут ее – как всегда.

Она пожелтела, опала…

Она умирает… Беда…

Зачем же губить понапрасну

Зеленую эту красу?

Она была так прекрасна

В зимнем белом лесу.

Всем известно, что Новый год - самый радостный, красивый, волшебный праздник. Начиная с 1700 года по приказу Петра I , мы отмечаем его 1 января праздничными гуляниями, шествиями, хороводами. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение, дарит нам неповторимый аромат леса.

Но отшумит праздник, погаснут яркие огни фейерверков и гирлянд, и сотни тысяч ёлок, ещё недавно таких красивых и нарядных, превращаются в самый обыкновенный мусор. А ведь это были молодые 15 – 20-летние деревца, которые могли бы превратиться в могучих лесных великанов. На сегодняшний день актуальная проблема, это чтобы новогодние красавицы не валялись на свалках.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Растительный мир Борского района Нижегородской области разнообразен и отражает структуру и видовой состав природных комплексов, характерных для Нижегородского Заволжья.

Доминирование еловых, сосновых и берёзовых лесов – это следствие рубок и посадок лесных культур, регулярно возникающих пожаров в Борском районе.

Ельники занимают небольшие площади, которые расположены преимущественно в долине р.Керженец и на территории лесов, граничащих с Семеновском и Воскресенском районах. Они в основном являются широколиственно-хвойными лесами (с примесью липы и дуба).

        Борское лесничество на протяжении многих лет в канун Нового года выбирало и поставляло главные елки в Москву, Нижний Новгород,  Казань  и другие крупные города страны.

Но вот уже 10 лет как новогодних плантаций на территории Борского района нет. Инспектора Борского лесничества объезжают свои угодья перед новогодними праздниками, пресекая незаконную вырубку елей.

В ходе разработки проекта возникли проблемные вопросы, которые постараются рассмотреть и исследовать участники данного проекта:

- Для чего нужны елочки в лесу?

- Чем можно заменить настоящую елочку в Новом году на праздник?

- Сколько елочек можно спасти в нашем детском саду за один год?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Воспитание у детей экологической культуры, направленной на гармоничное взаимодействие человека с окружающей природной средой.

Обеспечить сохранение елей, растущих на территории городского округа города Бор Нижегородской области в период предновогодних и новогодних праздников.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Воспитание у дошкольников активной жизненной позиции, патриотизма и любви к родной природе;
  2. Развитие творческих способностей, эстетических чувств, фантазии.
  3. Привлечь внимание жителей нашего города (детей, их родителей) к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников с помощью листовок.
  4. Воспитывать у дошкольников гуманное, бережное отношение к хвойным деревьям.
  5. Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей;
  6. Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;
  7. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

- Социально-коммуникативное развитие,

- Познавательное развитие,

- Речевое развитие,

- Художественно-эстетическое развитие,

- Физическое развитие.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Воспитанники должны уметь выделять ель из ряда других деревьев, знать ее отличительные особенности;

- Знать стихотворения и песни о елочке;

- Различать характерные признаки предметов различными анализаторами, бережно и с любовью относится к природе.

- Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

- Сокращение использования живых елей в новогодние праздники.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этап проекта

Совместная деятельность

1 этап: информационно-подготовительный

  • Формулируется проблема, цель и задачи проекта.
  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Предварительная работа с детьми по теме.
  • Ознакомление родителей воспитанников с проектом.
  • Анкетирование родителей
  • Родительское собрание по теме
  • Беседа «Лес - наши легкие, наша жизнь»

2 этап: организационно - практический

  • Проведение открытой тематической образовательной деятельности для родителей «Новогодняя елка - традиционный атрибут празднования Рождества и Нового года».
  • НОД «Путешествие в зимний лес»  (познание, коммуникация, социализация)
  • НОД  «Новогодняя красавица» (аппликация)
  • Экскурсия по территории детского сада «Желанная гостья, живи ты у нас!»
  • Проведение конкурса для родителей и детей на тему «Новогодняя красавица!»
  • Организация выставки совместных работ детей и родителей.
  • Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Любимая традиция – новогодняя ёлка»
  • Чтение художественных произведений по теме
  • Разучивание песен про елочку
  • Разучивание стихотворений про ёлку.
  • Цикл наблюдений за елью на прогулке.
  • Дидактические игры.
  • Праздник Новогодней ёлки
  • Консультация с родителями «Сохраните елке жизнь»
  • Экскурсия воспитанников с родителями в зимний лес
  • Виртуальная экскурсия в Керженский заповедник
  • Встреча и беседа представителей Борского лесничества с родителями и педагогами

3 этап:

итоговый

  • Подведение итогов.
  • Оформление проектной папки.
  • Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки.
  • Оценка этапов реализации проекта воспитанников.
  • Презентация проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у  людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.  Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Помочь детям увидеть красоту и тайну леса, научить беречь природу – стало целью данной педагогической работы.  Проект «Сохраним ели на Борской земле!» - краткосрочный.  Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Проект «Сохраним ели на Борской земле!» с такими интересными мероприятиями обязательно отложится в памяти детей, и они будут бережно относиться к природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –  Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009.
  3. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы/ С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005. 
  8. Ивянская И. Мир жилища. - М: Дограф, 2000.
  9. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Арти, 2005.
  10. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Приложение 1.

Дидактические игры

«Наряди елочку».

Оборудование: 3 елочки, картонные елочные шары (по 4 красного, синего, желтого цвета, обратная сторона шаров белая с изображением капусты, моркови, веточки с листочками, гриба, шишки, орешка, сосиски, блюдечка с молоком, рыбы); игрушки: белочка, зайчик, медвежонок, котенок, банты красного, синего и желтого цвета.


Цель: развитие речевой и познавательной активности.
Задачи:

  • закрепить представления детей о традиции украшения елки игрушками;    
  • развивать умение различать цвета, развивать элементарные умения группировать предметы по цвету и зрительно его соотносить;
  • расширять словарный запас, активизировать в речи признаки: большой, маленький, называть игрушку, выделяя её характерные признаки (у зайца длинные ушки и т.д.);
  • закрепить названия цветов, уметь употреблять предлоги;
  • развивать мелкую моторику рук.


Ход игры:

На столах стоят елочки, в стороне спрятаны игрушки с завязанными на них бантами. В коробке перемешаны елочные шары. Воспитатель достает игрушки, дети называют их. Обговариваем внешний вид игрушек, их размер. Игрушка располагается под елкой, дети говорят, где сидит Белочка, Зайчик или Мишка.

Воспитатель: «У Зайки, Белочки и Мишки праздник. К ним скоро придет Дед Мороз. Они нарядились, повязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? (красного) Какого цвета бантик у Белочки? (синий). А какой бантик у Мишки? (желтый) Игрушки у нас нарядные и очень хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста, повесим на елочку Зайчика все шарики, такого же цвета как его бантик (шары красного цвета) Какие шарики нам надо повесить на елочку Белочки (все синие шарики), а на елочку Мишки? (все желтые шарики)» 

При затруднении детей обращаем их внимание на цвет бантика, сидящей под елкой игрушки. «Смотри, у Зайчика красный бантик, значит, ему нужен красный шарик» Дети самостоятельно вывешивают шары на елку.

«Чудесный мешочек».

Цель: воспитывать у детей узнавать предметы по характерным признакам.

Ход игры:

Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

Тот, кого вызывают, должен отгадать, что положили в мешочек. В начале игры воспитатель просит хорошо рассмотреть игрушки и запомнить их.  Далее ребенок отворачивается. Воспитатель кадет игрушки в мешочек, ребенок потом отгадывает, что туда положили. Опускает  руку в мешочек. Угадывает, что там лежит. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, угадывает её.

«Разложи  по цвету».

Цель: закрепление у детей знания основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.

Материал:

А) Карточки с изображением 4 предметов (яблоко, ель, шар, солнце) основных цветов. (красный, зеленый, синий, желтый).

4 кармана соответствующего цвета.

Б) Карточки с изображением 4 домов основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый)

4 крыши соответствующего цвета.

Ход игры:

Предложить ребенку (пришить) к ели карман зеленого цвета (красного, синего, желтого); домам подобрать крышу соответствующего цвета

Приложение 2.

Цикл наблюдений за елью во время прогулки.

Наблюдение 1. «Чем ель не похожа на другие деревья?»

У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель – хвойное дерево.

Наблюдение 2. Как различить ель, сосну и лиственницу?»

У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.

         Шишки ели                Шишки сосны         Шишки лиственницы

Наблюдение 3. «Чем ель на участке отличается от игрушечной ёлки?»

На улице живая ель: у нее в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки – старые опадают, новые отрастают. Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель живая, о ней надо заботится: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху.

Игрушечная ёлка маленькая и неживая, с ней можно играть.

Наблюдение 4. «Сколько лет ёлке?»

Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет (количество мутовок плюс один). Ёлочка, которой пять или семь лет, еще невысокая, ниже ребенка, которому столько же лет. Ель растет медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.

Наблюдение 5. «Как себя чувствует сломанная ёлка?»

Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой, но остается живой и продолжает расти. Боковые ветви превращаются в верхушку, их может быть несколько. Такая елочка не так стройна, как другие ели. Ей надо сочувствовать.

Наблюдение 6. «Ель очень красивое и полезное дерево».

Ель – стройное дерево, потому что сверху вниз ее ветки увеличиваются постепенно. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ее ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок, двор, парк.

Ель очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.

В свободное время воспитатель вспоминает с детьми песню «В лесу родилась елочка…», в разговоре подводит их к мысли, что эта песня устарела, так как рубить елочки в лесу не следует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН "Наш дом - Земля" - конспект.

Развитие знаний детей-дошкольников по экологии, ознакомление с  особенностями живой и неживой природы, проведение практических опытов, знакомство с гербарием  и все это с  участием родителей - мы дела...

Презентация - Экологический КВН "Наш дом - Земля"

Развитие знаний детей-дошкольников по экологии, ознакомление с  особенностями живой и неживой природы, проведение практических опытов, знакомство с гербарием  и все это с  участием родителей - мы дела...

Экологический проект «Я люблю Землю, Земля любит меня»

Данный материал может использоваться как преемственность детского сада и школы....

Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли»

Цель: развивать самостоятельность и сообразительность, память, логическое мышление, познавательный интерес детей;  прививать бережное отношение и любовь к родной природе; создать атмосферу  ...

Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли».

Развивать сообразительность, память, логическое мышление, познавательный интерес детей; прививать бережное отношение и любовь к родной природе; создать атмосферу доброжелательности и веселья....

Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли».

Цель: развивать сообразительность, память, логическое мышление, познавательный интерес детей; прививать бережное отношение и любовь к родной природе; создать атмосферу доброжелательности и веселья; пр...