Занятие по потешке "Огуречик, Огуречик"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Костикова Светлана Николаевна

 Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающими из самого жанра потешки-песенки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poteshke.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по потешке "Огуречик, Огуречик"

Цель. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающими из самого жанра потешки-песенки. Построить занятие на игровых приемах русской народной игры "Догонялки" с персонажами потешки-песенки - огуречиком и мышкой. Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но с разным оттенком: "огурец", "огурчик", "огуречик". Пояснить значение этих слов, исходя из величины: "огурец - большой", "огурчик - поменьше", а "огуречик совсем маленький".

С целью развития воображения ввести во вступительную часть занятия элемент сказки, распределив роли следующим образом: "огурец" - папа, "огурчик" - мама, "огуречик" - сынок. Потешку-песенку подавать в форме наставления старших младшему.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем - мышкой, придав образу реалистические черты. Выделить наиболее характерные внешние особенности: маленькая, покрыта серой шерсткой, длинный тонкий и гладкий хвостик. Обратить внимание на повадки: быстро бегает, живёт в норке, пищит ("пи-пи-пи!").

Материал. Лист (80x40 см) светло-коричневого или желтого цвета. Отдельно вырезается гирлянда листьев с ботвой и цветками огурца (в натуральную величину). Лист - это как бы грядка, на которой посередине насечены две параллельные прорези (на расстоянии не менее 15 см, от каждого края прорези до конца листа - не менее 10 см). Прорези не расчленяют лист полностью, а только как бы создают внутреннюю рамку. Каждая прорезь (она сквозная) оформляется гирляндой огуречных листьев, создавая видимость густой огородной заросли. Под нижней прорезью с правой (или левой) стороны снизу приклеивается за верхний уголок треугольничек. Это "норка", где прячется мышка.

Персонажи - огурец, огурчик, огуречик выполняются из зеленой яркой бумаги или рисуются и наклеиваются на картон (соотношение фигурок по высоте в см: 20:15:5). Огуречик выполняется по типу "чехольчика", т. е. чтобы можно было в отверстие между его сторон просунуть палочку держатель. Точно так же изготавливается и мышка (5-6 см в длину). Желательно к огуречику прикрепить из тонкой зеленой проволочки, свитой спиралькой, "хвостик".

В рабочем положении огуречик двигается по верхней части прорези, а мышка - по нижней, прячась в конце ее под треугольничек-домик. Экспозицию прикрепляют к раме кнопками с зелеными пластмассовыми шляпками и ставят на маленький стол перед детьми, сидящими полукругом. Воспитатель располагается с правой стороны стола, имея возможность правой рукой переводить по верхней прорези огуречик. а по нижней -мышку (В процессе работы, когда разыгрывается сценка "догонялок", воспитатель может поменять место расположиться за экспозицией).

Ход занятия. Воспитатель рассказывает детям сказку об Огуречике. получающем наставление от родителей. Детей знакомят со всеми персонажами и вводят в игровую ситуацию.

Часть первая. Воспитатель. Жил-был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков. Вот он, посмотрите! (Воспитатель снимает с грядки Огуречик, показывает ребятам, дает возможность рассмотреть его, обращает внимание на хвостик). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. (Показываются три изображения. Воспитатель сопоставляет их, выделяя по величине "папу" - большой, "маму" - поменьше и "сынка" - совсем маленький).

Эта сценка имеет второстепенное значение, как условие для разворачивания сюжета. Однако воспитатель предлагает малышам подойти поближе и познакомиться со всей огуречной семьей. Дети берут в руки предметы-изображения, а педагог неоднократно повторяет слова: "огурец", "огурчик", "огуречик", обращая внимание на их величину.

Воспитатель. Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков (С этими словами педагог располагает огурчики в ряд среди листиков).

Часть вторая. Воспитатель. В другом конце грядки жила мышка. Вот она! С этими словами педагог выдвигает из-под треугольничка изображение мышки. Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у нее длинный хвостик (Педагог предлагает малышам подойти рассмотреть мышку, еще раз обращает их внимание на ее особенности и повадки). Она юркая, быстро бегает, живет в норке (С этими словами воспитатель прячет мышку в прорезь под треугольник).

Часть третья. Воспитатель. Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик -Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. (Текст читается медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской). И мама говорила Огуречику: "Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик..." (Потешка повторяется). Воспитатель читает ее до конца в среднем темпе, тембр голоса естественный. По ходу чтения потешки воспитатель располагает все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний и маленький. Он как бы разыгрывает сценку, в которой Огуречику даются наставления.

Часть четвертая. Воспитатель (обращаясь к детям). Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? (Педагог повторяет выразительно, обращаясь к Огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: "Тебе хвостик отгрызет"). Но Огуречик не послушался и решил пойти на "другой конечик" грядки, где жила мышка. С этими словами педагог закрепляет с обратной стороны экспозиции палочки, продевая их в среднюю часть изображений Огуречика и мышки. Изображения находятся с лицевой стороны, а палочки-держатели, продетые в прорезь, - с обратной. Таким образом двигая палочки вдоль прорези влево и вправо, воспитатель добивается эффекта перемещения изображений).

Часть пятая. Введение игрового приема "Догонялки".

Воспитатель. Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит. Она то забегает вперед, то отстает, так как жертва ее, Огуречик. мечется в разные стороны). Еле-еле убежал Огуречик.

Часть шестая. Повторяется сценка "Догонялки".

Воспитатель. Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять "пойти посмотреть, где мышка живет". Ребята, а может, попросим Огуречика "не ходить на тот конечик"? Олечка, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Саша попросит? (Педагог побуждает детей повторить самостоятельно весь текст). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть, где мышка живет (Повторяется сценка погони мышки).

При вторичном показе можно развернуть сценку, разыгрывая фрагменты народной игры "Пряталки": то Огуречик прячется под листок, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, а Огуречик ее не видит. Воспитатель разыгрывает перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречику о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить "на тот конечик".

Часть седьмая. Если дети увлечены игрой и воспитатель видит, что у них имеется желание продолжить игру-занятие, следует повторить шестую часть целиком. Часть восьмая. Заключение.

Воспитатель. И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика, и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику: "Огуречик, огуречик..." (повторяется вся потешка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по потешке «Огуречик, огуречик!» (с закреплением овощей) с детьми от 2 до 3 лет.

Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающие из самого жанра потешки-песенки. Построить занятие на...

Конспект занятия по лепке"Огуречик..огуречик"

Конспект  занятие по лепке «Огуречик, огуречик…».Данилова Г.Н.Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, восприя...

Конспект игры - занятия по потешке «Огуречик, огуречик»

Государственное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение Детский сад №32 Комбинированного вида Пушкинского района города Санкт-Петербурга....

Конспект игры - занятия по потешке «Огуречик, огуречик» для детей первой младшей группы (2-3 лет)

Конспект игры - занятия по потешке«Огуречик, огуречик» для детей первой младшей группы (2-3 лет) [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17465976","attributes":...

Конспект занятия по потешке "Огуречик, огуречик..."

Знакомство детей с произведением фольклора....

Конспект игры - занятия по потешке «Огуречик, огуречик»

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, с оттенком шутливости, вытекающим из самого жанра песенки-потешки и персонажами огурчиком и мышкой...

занятие по потешке "Огуречик, огуречик"

Цель. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы  потешки-песенкиЗадачи. Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но с разным оттенком: "огурец&qu...