Зеленные друзья человека
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жиенова Умут Тулепбергеновна

Взаимодействие человека и природы представляет собой одну из глобальных экологических проблем нашей планеты. На сегодняшний день возникла необходимость осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. И наша задача заключается в том, чтобы эти ценностные позиции, открытые ребенком с помощью взрослого, становились его личными. Живая природа - это та естественная среда, в которой дети начинают своё путешествие к познанию окружающего мира. Важное место в мире живой природы занимают комнатные растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenye_druzya_cheloveka.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Зеленные друзья человека»

Программное содержание: Закреплять знания детей о названиях комнатных растений (как научных, так и бытовых).

Развивать интерес к экспериментальной деятельности, закреплять знания об условиях, необходимых для жизнедеятельности комнатных растений.

Познакомить детей с разными способами озеленения групповой комнаты.

Продолжать воспитывать положительное отношение к комнатным растениям.

Словарная работа: традесканция, хлорофитум (играющий в прятки); сансевьера (щучий хвост); каланхоэ (добрый доктор Айболит); бегония вечноцветущая, бегония кустовая Металлика (медвежья лапка); пеларгония (герань, журавлиный нос).

Ход занятия:

В групповой комнате появляется домовенок Кузя и читает стихи:

На моем окошке
Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезит финик узкий –
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек.

Весь под волосами
Кактуса пенек.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы –
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно.
Где зимою – лето
Где цветов полно.
(Е. Благинина)

– Ой, беда, беда огорчение!!! Хозяйство не ухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Воспитатель: Подожди, подожди, кто ты такой и кто плачет? Ничего не пойму. Ребята, а Вы что-нибудь понимаете? (Дети спрашивают и знакомятся с ним).

Кузя: Я, Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас… Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем?

Дети прислушиваются.

Кузя: Ну как же, вот цветочек стонет, и вот… Вы прислушивайтесь… Ведь они не молчат, разговаривают.

Воспитатель: А что же они говорят, Кузенька?

Кузя: (подходит к цветку и прислушивается) Он говорит, что ему очень тесно в горшочке.

Воспитатель: Действительно, Кузя, за зиму некоторые растения выросли и мы с ребятами собирались с приходом весны рассадить их. Но не все растения нуждаются в пересадке. Комнатные растения – постоянные спутники ребятишек в детском саду. Как вы думаете, ребята, что же необходимо растениям? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, вы правы: комнатным растениям необходимы влага (вода), солнце (тепло), почва (земля), воздух и свет. Очень важно помнить золотое правило: «В уходе за комнатными растениями руководствоваться принципом – спрашивать мнение растения!» За заботу комнатные растения отвечают благодарностью. Какую пользу приносят они?

– Ответы детей.

Воспитатель: Верно, очищают воздух от вредных примесей и насыщают кислородом (хлорофитум, сансевьера и т.д.).

Уменьшают боль и залечивают наши ранки (пеларгония, алоэ, каланхоэ).

Создают уют и комфорт в наших домах (бегония традесканция).

Оказывается жизнь среди зеленых друзей идет нам только на пользу! Какие же сюрпризы они нам приготовили?

Ребята, посмотрите, сколько разнообразных комнатных растений у вас в детском саду. И у каждого из них есть свое научное или ботаническое название. Но у многих из них есть ещё и другое название – народное и бытовое.

Было сложно запомнить названия, и люди придумали новые, которые легко запоминаются.

А как это происходило, мы с вами и узнаем!

Предлагаю рассмотреть комнатные растения: аспидистру, бальзамин, пеларгонию.

Какое из этих растений можно назвать дружной семьей? Почему вы так думаете?

– Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, аспидистра. Посмотрите внимательнее, большое количество почти одинаковых листьев на длинных черешках. Они тесно прижимаются друг другу и созадют впечатление дружной семейкой! Поэтому, аспидистру в народе называют «дружной семейкой». Но черешки не мешают друг другу, и на них свободно развиваются, как флаги, широкие листовые пластинки.

Аспидистра – вечнозеленое самое выносливое растение из Японии. При обычных комнатных условиях аспидистра имеет интенсивную окраску листьев и пышный рост, поэтому каждые 2-3 года её желательно пересаживать. Размножать можно не только делением куста на части, но и листьями.

Кузя: Я вижу, вот растение просится пересадить её, стонет тесно в горшочке.

Воспитатель: Это очень распространенное неприхотливое растение из Перу. Тридесканция. Это растение с плетистыми, ниспадающими побегами, с листьями разных оттенков зелеными, серебристыми. Стебли очень хрупки и легко отламываются, но кусочек стеблей быстро лают корешки. Чтобы сразу получить кустистое растение, его высаживают во влажную землю или песок по несколько черенков, или в воду.

Опыт: высадка черешков традесканции в землю и в воду, и отметка в календаре наблюдении за растениями.

Предлагаю подгруппе детей посадить черенки традесканций в длинный ящик. Вторая подгруппа веточки опускают растение срезанным концом в воду, и мы будете наблюдать 3-4 дня за появлением нитевидных корней.

Воспитатель: Кузя, посмотри на это вечно зеленое растение с прикорневыми прямостоящими листьями. (Рассматривание сансевьеры).

Родина сансевьеры – Афирика. На что похожа сансевьера?

Правильно, поперечные полосы напоминают чешую рыбы. Отсюда и произошло народное название сансевьеры – щучий хвост.

Растение легко размножается делением и листовыми черенками. Корневая система распространяется поверху, поэтому для них берут низкие и широкие горшочки.

Опыт. Берем на черенки старые зрелые листья, которые режу на кусочки по 4-5 см и сажают дети нижним концом в песок. Объясняю, что при теплой температуре воздуха через 30 дней на нижних концах листьев образуеься по несколько маленьких растений.

Так же пересаживаем каоанхоэ – живородящее растение «детки»; листья бегонии, хлорофитум.

Проводится дидактическая игра «Ботаническое лото».

– Кузя показывает карточку с растением, дети называют названия.

Кузя: Слышите, ребята, растения благодарят вас за то, что мы о них позаботились, и я буду за них спокоен. Ну а теперь мне пора к другим ребяткам

Домовенок Кузя прощается с ребятами и уходит.

Воспитатель: Ребята, а что интересного вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мне очень понравилось как вы сегодня позаботились о растениях. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зеленые друзья"

целью этого проекта ознакомить детей с окружающей нас зеленой средой. в работе мы знакомим ребят с комнатными растениями. описываем их важность и полезность для человека. Так же учим их ухаживать за р...

Экологический проект "Зеленые друзья"

Экологический проект «Зеленые друзья».Экологический проект «Зеленые друзья» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, дол...

Проектная деятельность «Деревья — наши зеленые друзья

Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с подр...

"Наши зеленые друзья"

žРасширять у детей знания  и представления о деревьях....

Конспект занятия в средней группе "Мои зеленые друзья"

Конспект занятия в средней группе "Мои зеленые друзья"...

Педагогически проект "Деревья родного края - наши зеленые друзья!"

Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Знакомим малышей с зелеными друзьями на окне

В младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обуче...