Паспорт проекта на тему: « Мы зеленые защитники-друзья пернатых».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Поплева Ольга Петровна

Формирование представления  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.                                              

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический 
проект на тему: « Мы зеленые защитники-друзья пернатых».

(Подготовительная группа № 5)

ГБОУ №783 г Москвы.

2015-2016г

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Возраст детей: 6 – 7 лет

Период выполнения проекта: с 1.09.2015 по 00. 02.2016.

Участники проекта:   воспитатели,  дети,  родители.

Выполнила:
Поплва О. П.
Спозаранок  скачут птицы  по заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы прилетели в гости к нам.

Ни комарика,  ни мушки. Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек».

( Ю. Синицын)

Актуальность проекта:                                                       Мир птиц интересен и разнообразен. Наблюдать за пернатыми  с детьми настоящее удовольствие. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

За последние года в столичном регионе стало вдвое меньше водоплавающих птиц, почти исчезли синицы, под угрозой полного исчезновения находится ряд и без того редких "красно книжных" пернатых. Даже воробьи встречаются в городе все реже. Оказывается, эта всем знакомая своим нагловатым, нахрапистым поведением птичка находится на грани исчезновения.  Результат — колоссальный рост числа насекомых, от которых особенно страдают  и люди, и растения. Действительно, для птиц наступили тяжелые времена, и это общемировая тенденция, связанная с урбанизацией и распространением мегаполисов, и пернатые лишаются привычных условий обитания.

Изрядно навредили пернатым лесные пожары прошлого и позапрошлого годов, согнавшие птиц с привычных мест обитания.

Причина исчезновения птиц из городов — ликвидация зеленых насаждений и, как следствие, отсутствие для них кормовой базы.

Мы — на пороге экологической катастрофы, последствия которой могут быть необратимы. Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

 На частном уровне можно как минимум не разорять гнезда и не распугивать птиц, подкармливать их любимыми лакомствами, развешивать скворечники, кормушки. Как ни удивительно, эти "детские" забавы приводят к потрясающим результатам. А ситуация такова, что перебороть ее можно лишь сообща.

.

Цель: - формировать представление  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.                                              

-воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым


Задачи:
- Побуждать детей к проявлению познавательной инициативы; закрепить знания о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно и всё находится в великом равновесии.
- развивать творческие способности, речь детей, внимание и мышление; умение сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи между разными видами птиц.                                                                                              - расширение представлений детей о прилётных птицах (грачи, трясогузки, ласточки и др.), выведение птенцов, забота о них;
- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете, умение восхищаться и радоваться новым наблюдениям за птицами , вызывать интерес и желание в оказании посильной помощи пернатым друзьям.
                                                                                - повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми        ( изготовление кормушек, скворечников).

                                                                                                         Предполагаемый    результат.                                                                  
- систематизация знаний детей о птицах;                                  - формирование осознанного действенного отношения к птицам, желание заботиться о пернатых;

- понимание их значимости в жизни людей;

-родитель, активно участвующий в проекте,  способен  воспитать у детей любовь и  бережное отношение к птицам.

План реализации Проекта:

1 этап.

Подготовка к проведению проекта.                                                            
                       

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную и познавательную  литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия   ( картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения).

4. Составить перспективный план.

5.  Изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.

6. Изготовление кормушек и скворечника.

7. Изготовление  поделок  для организации выставки              « Птички-невелички».

8. Изготовление Листовок с призывом: «Подкормите птиц зимой».                                                                                                   9. Фотоотчет родителей: «Наши дети и птицы»  

10. Презентация проекта.                                                          

2 . Основной этап:

Выполнение проекта.

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
1. «Социально-коммуникативное равзвитие»:

- формировать представление о связях в природе «человек и птица»;

 - побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них;      

- наблюдение за поведением птиц на прогулке, во время кормления у кормушки.

 Игровая деятельность:

 - развивать игровые навыки  детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;

- формировать  конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх;

 Игры имитации: «Мы птички»,  «Узнай меня, я  - птица…».

 Дидактические игры:   «Назови птицу»   «Кто где живёт?» ,  «Когда это бывает»,   «Кто как кричит?» ,  «Кого не стало?», «Назови птичку ласково». «Времена года», «Когда это бывает?», «Подбери крылышко по цвету».

Сюжетно-ролевые игры:  «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».                                                                                 Настольные игры:                                                                             Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот»,   « Перелет птиц».

«Разрезные картинки», «Помоги найти маму», «Какая птица, назови», «Кто, что ест?».                                  

Беседы:

    «Зачем нужны птицам гнезда?», « Пернатые – братья наши меньшие».                                                                                     « Труд»

Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке.

 «Безопасность».        

Беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода».   «Не разоряйте птичьих  гнезд»,                                                              

Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные,  не могут постоять за себя )

«Коммуникация»:

- учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности;

 - игры на развитие навыков общения: «Назови ласковым именем» (птичьи имена).                                                                      «Здоровье»

 С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение,  эмоции, физическое состояние.

 Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.

- Игры на развитие дыхания: «Птичка».  

-Контроль сердечной деятельности: «Тук – тук».

- Психогимнастика: «Пёрышки и камушки»

2.«Познавательное развитие»:

- развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах;

  - поощрять интерес к источникам информации;

 -  развивать умственные способности.

 Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:

 (отметить особенности строения, повадки, кормление, рассмотреть гнезда, скворечники).                                                      

 Настольные игры:   « Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови»,   «Кто что ест?», «Домино», Магнитная мозаика», «Пазлы»,  «Кто живет в лесу?»,  « Птицы нашего города».

Беседы: « Птицы зимой», « Чем питаются птицы», «Зачем нужны птицам гнезда?»,

« Городские птицы», « Лесные птицы».

3.«Речевое развитие»:                                                                                       

 - формировать желание произносить слова правильно;

 - выделять звуки в словах, учить звукоподражанию;

  - игры: «Назови детёнышей»,  «Кто как кричит», «Чей голос?»

  -  рассматривание фотографий птиц: «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

- рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; « Сороки на ветке рябины», « Снигери».

- составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах , отгадывание загадок.

Открытое занятие: "Зимующие птицы".

Стихи:  А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка».

                                             

Загадки:

Я весь день ловлю жуков,

 Ем букашек, червяков.

 Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

Носит серенький жилет,

 Но у крыльев - черный цвет.

 Видишь, кружат, двадцать пар

 И кричат: - Кар! Кар! Кар! (Ворона)

 Он по крышам, по балконам

 Вальс танцует, да с поклоном;

 Перышками пыжится,

 Боком - боком движется,

 Семенит ногами,

 Топчется кругами,

 И поёт, и говорит,

 Шейка радугой горит; (Голубь)                                                                                                                                                    

На сосне, в лесу густом

 Сидит плотник с долотом:

 В пестренькой рубашке,

 В красненькой фуражке.

 Стучу - голова болит,

 А не стучу - голодный,

 Язык птичий для добычи:

 Он липучий и колючий. (Дятел)

Братьев погубила,

 Мамку не любила,

 Мачеху забыла,

 Деток не кормила. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

 Путь, проделав длинный.

 Лепит домик под окном

 Из травы и глины. (Ласточка)

Спинкою зеленовата,

 Животиком желтовата,

 Чёрненькая шапочка

 И полоска шарфика. (Синица)

Он прилетает каждый год

 Туда, где домик ждет.

 Чужие песни петь умеет

 А все же голос свой имеет. (Скворец)

Зимой на ветках яблоки

 Скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это ... (Снегири)

Днем я сплю, а ночью летаю.

 Хорошо я поступаю? (Сова)

Всех я за день навещу,

 Все, что знаю, растрепу! (Сорока)

Чтение художественной литературы:

. - прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;

 -поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоции ;

 как положительных, так и отрицательных

  Чтение:  А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е.Чарушин «Яшка»; М.Зощенко «Умная птичка»; А.Майков «Ласточка примчалась»;  Е.Авдеенко «Воробей»;  А.Толстой «Умная галка»; М.Пришвин «Дятел», «Гаечки»;  М. Горький « Воробьишко»;  Бианки « Синичкин календарь»;  А. Кушнер «Птицы». Блайтон «Знаменитый утенок Тим»

Поэзия: Ю. Кушак «Сорок сорок»;

Басня: «Хотела галка пить»;

                                                                                                    4.«Художественно-эстетическое развитие»:

Вечер поэзии на тему: «Встречаем птиц».                                                                                                            

                                               

Продуктивная деятельность:

Работа по рисованию: «Рисуем воробья»,  « Птичка клюют рябину», « Птичка в ладошке».

Работа по лепке: «Слепим птичку».   « Птичка клюет зернышки»,  « Кормушка  с зернышками».

 Работа по аппликации: « Синица на кормушке», «Домик для скворушки», «Снегирь».                                                    Изготовление кормушки из бросового материала                               

- книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».

- трафареты с изображением птиц.

Игры со строительным материалом: «Домик для птички», « Кормушка».

5.«Физическое развитие»:                                                                                   Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот»,   « Перелет птиц».

Здоровье:

 С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение,  эмоции, физическое состояние.

 Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.

- Игры на развитие дыхания: «Птичка».  

-Контроль сердечной деятельности: «Тук – тук».

- Психогимнастика: «Пёрышки и камушки»

Развивающая среда:

Сюжетные картинки на тему «Птицы». Альбом для рассматривания: «Птицы мира», «Птицы России», «Домашние птицы». Книжки - раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

- рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;

 - организовать выставку совместных работ по теме «Птички-невелички»;

 - оформление папки-передвижки на тему: «Сохраним природу любовью и заботой»;

к  участию в конкурсе    рисунков или фотографий детей и  птиц.

Привлечение родителей к постройке кормушек и развешиванию их на участке детского сада.  Изготовлении скворечника. Обеспечение кормом  для птиц и участие в акции: «Подкорми птиц зимой!».    Выставка детских рисунков на тему: «Птицы».  Изготовление Листовок с призывом: «Подкормите птиц зимой».  

 

                                                                                                                                                                                 

           3. Заключительный  этап.

- подведение итогов  реализации проекта;

-выставка творческих работ: « Птицы-наши друзья» 
-изготовление и вывешивание скворечников папами с 
детьми .                                                                                           -фото и видео отчет  родителей: «Наши дети и птицы»                                                                                    

- презентация проекта.

- создание мультфильма «Покормите, люди,птиц»