Конспект занятия по ознакомлению с картиной В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Климова Лидия Григорьевна

Разввать коммуникативно-речевые умения, выражать свои чувства от восприятия картины, прививать детям любовь к сказочной живописи В.М. Васнецова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с картиной В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

 Цель:

  1. Развивать коммуникативно-речевые умения: умение понимать основную мысль и выражать свои чувства от восприятия картины.
  2. Прививать детям любовь к русской культуре и к сказочной живописи В.М. Васнецова.

Предварительная работа:  беседа о художнике В.М.Васнецове и его картинах, о том, где хранятся картины.

Ход занятия:

- Сегодня в нашей картинной галерее мы рассмотрим еще одну картину. Но, а какую, вы узнаете, отгадав загадки.

Слушайте внимательно.

  1. Он бывает страшный,

Он бывает злой,

Но царевичу помог он

Справиться с бедой.

Он в зайчатах знает толк.

Кто же это? (Серый волк).

  1. Мчится он на сером волке,

Обгоняя птиц полет.

Не король, не королевич,

Его зовут … (Иван-царевич).

- Ребята, вы правильно отгадали все мои загадки. Догадались, о какой картине пойдет речь? (Иван-Царевич на Сером Волке).

- Назовите художника, который написал эту картину. (Виктор Михайлович Васнецов).

- Какие из его картин вы уже знаете? («Три богатыря», «Аленушка», «Ковер-Самолет», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке»).

- А поговорим мы сегодня о картине «Иван-Царевич на Сером Волке».

- Какой эпизод запечатлел художник на картине?  (На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной).

- Что вы видите на переднем плане картины? (На переднем плане картины изображены болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой).

- Что изображено в центре картины? (На среднем плане - всадники на волке: Иван-царевич и Елена Прекрасная).

 - Посмотрите на волка, какой он?  Как он движется? (серый, огромный, сильный, стремительный).

- Давайте рассмотрим серого волка. Он здесь представлен, как верный друг влюбленных. Острые волчьи глаза зорко глядят вперед. Волк чует опасность. По раскрытой пасти волка, по его частому дыханию чувствуется напряжение.

- А теперь давайте посмотрим на Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Оба молоды и прекрасны. По выражению лица Ивана-царевича видно, что он опасается погони.

- Царевна обессилена. Покорно отдается девушка воле судьбы.

- Я расскажу, каким я вижу Ивана-царевича, а вы расскажете, какая Елена Прекрасная. Одно предложение говорю я, другое вы, и так дальше по очереди.

- Иван-царевич смелый, сильный, мужественный, храбрый, решительный, заботливый. (А Елена Прекрасная слабая, испуганная, беззащитная, покорная, утонченная).

- Иван-царевич одет в кафтан из узорчатой ткани, на руках расшитые рукавицы.(Елена Прекрасная одета в длинное голубое платье. На шее у нее жемчужные бусы).

- На голове у Ивана-царевича шапка, украшенная соболиным мехом. (У Елены Прекрасной на голове шапочка, украшенная драгоценными камнями).

- На ногах у Ивана-царевича красные сафьяновые сапоги. (На ногах у Елены Прекрасной зеленые сафьяновые сапожки).

-  Цветовые тона нарядов яркие, жизнерадостные, такие цвета любит русский народ.

- Молодцы, ребята, вы замечательно описали Елену Прекрасную. - Вспомните, какого цвета у нее платье?

- Что бывает такого же цвета, как ее платье? (Ответы детей). Но больше всего оно похоже на цвет неба. Именно таким бывает небо в ясный солнечный день.

-  А раз оно похоже на небо, как еще можно назвать голубой цвет? (Небесный).

- А теперь давайте встанем в круг и поиграем в игру «Какой? Чей?» Я буду говорить вам несколько слов, а вы должны будете заменить их одним словом-признаком.

Сапоги из сафьяна – какие сапоги? (сафьяновые)

Трава, растущая на болоте – какая?

Мрак в лесу - какой лес?

Мех соболя – какой?

Бусы из жемчуга – какие?

Волосы мягкие, как шелк – какие волосы?

Платье из парчи – какое?

Шерсть цвета серебра – какая?

- А теперь я буду говорить вам целые предложения. Если я случайно где-то ошибусь, поправьте меня.

Болото перепрыгивает через волка.

Волк сидит на Иване-царевиче.

Мох покрыт старыми деревьями.

На кувшинках цветет болото.

На старых цветах распустились белые деревья.

Погоня убегает от волка.

(Дети находят нелепицы).

- Что мы видим на заднем плане картины? (На дальнем плане –могучие стволы вековых дубов).

- Какой лес? (темный, густой, непроходимый, ночной, страшный).

- Почему художник написал героев на фоне густого дремучего леса? (Деревья-великаны леса встают непроходимой стеной перед враждебными силами, а перед хорошим человеком заповедный лес расступается).

- Чем заканчивается всегда русская народная сказка?  (Конечно, победой добра над злом. Ведь нет ни одной русской сказки без победы светлого и доброго. И в этом проявляется характерная черта русского народа — оптимизм).

- Как вы думаете, что ждет наших героев в конце? (Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа – это символ надежды на успех, веры в счастливый финал). 

- Что побеждает: добро или зло? (Добро)

- Какое настроение возникает у вас в конце? Покажите его на своих лицах.

Спасибо вам большое. А на память о нашей встрече я хотела бы  вас попросить, чтобы вы нарисовали героев картины «Иван-царевич на Сером Волке» так, как видите их вы.