Составление рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: учить составлять рассказ – описание по картине, правильно определяя тему.
Задачи: развивать умение осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые описания; развивать воображение; расширять словарный запас; формировать умение понимать мысли художника и полно и точно выражать свои мысли в устной форме; способствовать развитию монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ детский сад №77 г.Иркутск.
Цель: учить составлять рассказ – описание по картине, правильно определяя тему.
Задачи: развивать умение осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые описания; развивать воображение; расширять словарный запас; формировать умение понимать мысли художника и полно и точно выражать свои мысли в устной форме; способствовать развитию монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
Предварительная работа: просмотр видео - фильма «Иван-царевич и Серый волк», раскрашивание картинок по содержанию сказки.
-ребята, послушайте и скажите, о какой сказке идёт речь:
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный, росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя. Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья его утешают: «Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…» (ответы детей- «Иван -царевич и Серый Волк»)
-как вы думаете, детские книги отличаются от взрослых или нет? ( в детских есть иллюстрации)
-кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)
-посмотрите на экран – у нас есть не просто иллюстрации к этой сказке, а репродукция картины, которая была написана к этой сказке. Автор этой картины Виктор Михайлович Васнецов. (показ портрета художника)
- мы сегодня будем описывать эту картину так, чтобы выразить свои чувства к картине.
-какой эпизод сказки здесь изображен? («помчался Серый Волк с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает…»)
-мы с вами рассматривали натюрморты, пейзажи, портреты; скажите, что такое «пейзаж»? (изображение картин природы)
-напомните, что такое «натюрморт»? (изображение различных предметов: фруктов, овощей, цветов и др.)
- а что можете сказать о «портрете»? (изображение человека, некоторые художники рисуют автопортреты, смотрясь в зеркало…)
-обратимся к нашей репродукции по сказке – к какому-то одному жанру мы можем отнести ее? (здесь тесно переплелись природа, человек, животное…)
-скажите, что изображено в нижней части картины? (болото с кувшинками, сухая трава, черная земля)
-что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван-царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес)
-а что видите в верхней части картины? (неба не видно – деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет)
-какое настроение создает этот пейзаж (свободные ответы-лес мрачный, кругом опасности, страшно и т.д.)
-опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы (свободные ответы детей)
-большое значение имеет фон картины: он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям…
-как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (свободные ответы-рассуждения)
-обратите внимание на яблоньку, она предвещает победу добра над злом. Яблонька выжила и расцвела в этом дремучем лесу…
-что можете сказать о лесе? (лес глухой, дремучий, древний, черное болото, цветущая яблонька…)
-опишите Ивана-царевича (задумчивый, тревожный)
-что можете сказать о Елене Прекрасной (уставшая, печальная…)
-как скачет Серый волк? (быстро, стремительно)
-какова основная мысль картины? (свободные ответы)
Физминутка.
-предлагаю план для составления рассказа по картине:
#1085;азовите художника-сказочника
#1086;пишите волшебный лес.
#1082;то главные герои картины.
#1084;оё впечатление о картине.
Рефлексия:
-оцените работу свою и своих товарищей: чей рассказ был наиболее полным, достоверным, с грамматически правильными описаниями людей и природы, например: «Картину «Иван -царевич на сером волке» написал В.М. Васнецов к р.н. сказке «Иван-царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана-царевича и Елены Прекрасной на Сером волке. На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами черное болото. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины. В центре картины тревожный Иван -царевич держит на руках Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес…»
ИЛИ:
«На картине дремучий лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болото. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины. В центре картины тревожный Иван-царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через волшебный лес. Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов – мастер в фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Аленушка», «Богатыри» и другие.
«Картина «Иван -царевич на Сером волке» была написана В.М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает…»
«Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, которые скачут на Сером волке подальше от владений злого царя. С идя на своем верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нем красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зеленым кушаком, черные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту. Рядом с ним сидит Елена Прекрасная – русская красавица с длиннымси вьющимися русыми волосами, которые развеваются по ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смсиренно сложила руки перед собой. Образ Елены Прекрасной был написан художником со своей племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Серый Волк изображен в движении. Он несется что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижата к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото. Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зеленым мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаша. Корявые темные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на борлоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как завершаются все русские народные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе....

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Иван - Царевич и серый волк» в подготовительной группе
Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования "восковые мелки+акварель"Образовательные области:- Безопасность- Конструирование- Математика- Рисование....

Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»
Задачи:1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.2. Обогащение новой лексикой.3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.4. Обучение восприятию мира...

Конспект занятия по ознакомлению с картиной В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
Разввать коммуникативно-речевые умения, выражать свои чувства от восприятия картины, прививать детям любовь к сказочной живописи В.М. Васнецова....

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке»
Программное содержание: совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, совершенствовать навык описания внешности человека, образовывать относительные и п...

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке\'\'
Занятие "Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке''" для таршей группы....
