Конспект занятия по окружающему миру "Солнечная система"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цулая Кристина Венидиктовна

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста, так же может подойти и для младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru_s_ikt.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру.

Тема: Солнечная Система.

Цель: расширить представления детей о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающая: расширить представления о Солнечной системе, её строении, классификации планет по группам, познакомить с понятием парад планет, Пермским зданием планетария.  

Развивающая: развитие внимания, памяти, логики.

Воспитательная: воспитание самостоятельности, самоконтроля, толерантности.

                                        Ход урока:

  1. Орг. момент (1мин.) СЛАЙД 1

У нас сегодня необычный урок-путешествие, каждый из вас уже получил свои билетики, но вот отправиться туда мы пока ещё не сможем.

  1. Активизация внимания (2мин.): СЛАЙД 2

Сегодня к нам на урок в гости пришёл Старый волшебник – колдун Мерлин. Он подготовил для нас загадки в обмен на волшебные слова, которые помогут нам начать своё путешествие. Давайте прочитаем нашу первую загадку СЛАЙД 3:

Без огня горит,

Без крыл летит,

Без ног бежит.

(солнце) – отгадка – СЛАЙД 4

? Что помогло вам догадаться, что это солнце. Какие именно слова или выражения.

Солнце такое яркое и горячее, что его можно принять за огонь, когда солнце садится, создаётся впечатление, что оно хочет убежать от нас.

Чёрная дорожка,

Осыпана горошком.

(звёздное небо) – отгадка – СЛАЙД 6

? Что помогло вам догадаться, что это звёздное небо. Какие именно слова или выражения.

Ночью небо очень тёмное и часто бывает синего или чёрного цвета, а когда на небе есть звёзды, они такие маленькие, что напоминают горошины.

  1. Формулирование темы и цели занятия (3 мин.):

Сегодня мы с вами уже разгадали загадки, но прежде, чем произнести волшебные слова и отправиться в путешествие.

? Давайте подумаем, куда мы с вами отправимся

В галактику, в космос,  на планеты, на солнце  - Солнечную систему.

Мы сегодня с вами отправимся именно в путешествие по солнечной системе, и тема нашего урока будет: «Путешествие по Солнечной системе»

СЛАЙД 8

Теперь мы с вами можем уже произнести слова для перемещения

Наклонимся раза два,

Прыгнем вверх мы высоко,

Встанет каждый, как звезда,

И вместе тогда полетим далеко.

СЛАЙД 9

  1. Изучение нового материала(15 мин.).

Ребята, мы с вами оправляемся в путешествие в Космос.

Анимация ИЛИ СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

? А какую цель мы поставим на время своего путешествия.

Узнать о солнце, о земле, о звёздах, о луне…

А разве раньше мы не знали о этих небесных телах. Какая же будет цель урока?

Узнать что-то новое о солнечной системе  

СЛАЙД 12 

Первой нашей станцией будет Солнце.  

Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов. На его поверхности очень высокие температуры.

Солнце очень больших размеров. Если сравнить Солнце с нашей планетой, то оно было бы величиной с арбуз, а наша планета величиной с ягоду смородины. Солнце от нас находится очень далеко, поэтому кажется нам таким маленьким. Нет ни одной планеты, которая могла сравниться с Солнцем по своим размерам.

СЛАЙД 13

? Что нового вы узнали о Солнце

ЗАДАНИЕ: раскрась солнце. Почему нельзя смотреть прямо на солнце?

СЛАЙД 14

? Ребята давайте с вами подумаем, чем Солнце отличается от планет.. Солнце  - это звезда.

?Что общего в планетах 

Все планеты круглой формы

?Чем они различны между собой?

Они разной величины.

?Почему наша галактика называется Солнечной системой

Солнце её центр, все планеты вращаются вокруг него.

СЛАЙД 15 – ВНИМАТЕЛЬНО ЕЩЁ РАЗ ПРОЧИТАЙТЕ ВСЕ СВЕДЕНИЯ О ПЛАНЕТАХ

СЛАЙД 16

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем.

СЛАЙД 17

Следующей станцией для нас станет планета Меркурий, которая ближе всего расположена к Солнцу. По размеру она немногим больше Луны.  Здесь  в течение суток температура очень сильно меняется. В полдень t достигает плюс 420 градусов, а ночью температура падает до минус 180.

? Что нового вы узнали о Меркурии из рассказа.

ЗАДАНИЕ: раскрась Меркурий.

СЛАЙД 18

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем.

СЛАЙД 19

Станцией стала планета Венера. Она такая яркая, что её часто принимают за НЛО. Её поверхность скрывают плотные белые облака. Она отражает солнечный свет, поэтому кажется серебристой. Венера ближе всех планет располагается к Земле.

? что нового мы можем сказать о Венере.

ЗАДАНИЕ: раскрась Венеру.

СЛАЙД 20

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем

СЛАЙД 21

Подумайте, какую следующую планету мы посетим?

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

И стрекозы только тут.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

? как вы поняли, что это стихотворение о Земле

Только на нашей планете существует жизнь, имеется растительность.

Четвёртая станция будет наша родная планета Земля. Кто мне может сказать, кто впервые увидел Землю из Космического Корабля. Какого числа?

Юрий Гагарин, 12 апреля 1960

?Из космоса наша планета, кажется синей.  Как вы думаете почему?

Потому, что у нас есть вода, и её очень много. А из космоса Земля,  кажется синей..

Ещё в давние времена многие люди не знали, что Земля круглая, а думали, что она плоская и держится на 3 китах. Но учёные доказали, что земля круглая и именно она вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

СЛАЙД 22

Размеры Солнца очень велики. Земля меньше Солнца в 330 тыс. раз.

Это единственная планета, на которой существует жизнь. Время, за которое Земля обращается вокруг солнца равно 365 дням, т.е. год, а вокруг себя она успевает обернуться в течение суток.

УЧЕБНИК (с.85): прочитайте новые сведения о Земле.

? что вы узнали о Земле.

ЗАДАНИЕ: раскрась Землю.

СЛАЙД 23

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем

СЛАЙД 24

Пятая станция – планета Марс. Вначале своего существования, в первый миллион лет, Марс, вероятно, был похож на нашу Землю. Правда, следы жизни на Марсе пока не обнаружены. До сих пор учёные не могут ответить точно, если жизнь на Марсе. Иногда Марс называют Красной планетой. Причиной этому является почва, которая состоит из красного камня.

? Что нового вы узнали из рассказа.

ЗАДАНИЕ: раскрась Марс.

СЛАЙД 25

Все эти 4  планеты объединяются во внутреннюю группу. Эти планеты ближе расположены к Солнцу, поэтому и название внутренняя, и наиболее схожи с Землёй, поэтому другое название этой группы планет земная.

СЛАЙД 26

ЗАДАНИЕ: от астронома. Запомнить в течение 30 сек. планеты земной группы и их названия. СЛАЙД 27(30сек)

Найти ошибки. СЛАЙД 28

СЛАЙД 29

Все остальные планеты входят в состав внешней группы, так как они достаточно большие по своей величине другое их название – планеты-гиганты.

СЛАЙД 30

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем.

СЛАЙД 31 

Следующая планета, которую мы посетим Юпитер. Юпитер, тысячи лет назад названный в честь царя римских богов, господствует и среди девяти планет нашей Солнечной системы, соперничая с Солнцем в своем великолепии.  Это самая крупная планета Солнечной системы.  Эта планета не имеет твёрдой поверхности.

ЗАДАНИЕ: раскрась Юпитер.        

СЛАЙД 32

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем.

СЛАЙД 33

Сатурн, наверное, наиболее красивая планета, если смотреть на нее в телескоп. Сказочные кольца Сатурна нельзя спутать ни с какими другими объектами Солнечной системы. Планета известна с самых древних времен. Она – одна из самых ярких объектов на нашем звездном небе. Кольца Сатурна видимы с Земли в небольшой телескоп. Они состоят из тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты. Своё название планета получила в честь бога земледелия.

? Чем же уникальна эта планета.

ЗАДАНИЕ: Раскрась Сатурн.

СЛАЙД 34

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем.

СЛАЙД 35

Когда о Земле говорят, что она голубая, это ласковое преувеличение. По-настоящему голубой планетой оказался далекий Уран! Своё название Уран получил в честь бога небес.

Уран – так же, как и Сатурн имеет кольца, всего у Урана 9 колец. Планета Уран уникальна тем, что вращается вокруг собственной оси, как бы лёжа на боку – в горизонтальном положении. Таким же образом, обороты вокруг себя выполняют ещё две планеты: Венера и Плутон.

? Что интересного вы узнали об Уране. Чем он отличается от других планет.

ЗАДАНИЕ: раскрась Уран.

СЛАЙД 36

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем.

СЛАЙД 37

Нептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет. Своё название получил в честь бога морей. Нептун – так же, как и Уран состоит из газов. Она так далека от Солнца, здесь очень темно и холодно.

? Какие особенности мы можем выделить в планете Нептун.

ЗАДАНИЕ: раскрась Нептун.

СЛАЙД 38

Сомкнули руки мы в ладоши

Лететь теперь мы дальше можем.

СЛАЙД 39

Плутон – планета, которую обнаружили последней в 1930 году. Эта самая маленькая планета Солнечной системы. Её диаметр доподлинно  не известен, по подсчётам учёных она в 500 раз меньше нашей планеты. Быть может, именно за свою таинственность планета Плутон получила своё название в честь бога подземного царства.

ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Наука не стоит на месте, и учёные продолжают до сих пор совершать открытия в области космоса.

В ноябре 2003 года была обнаружена ещё одна планета под названием Седна, летом 2005 года  была обнаружена ещё одна 10 планета, она располагается за Нептуном и размерами больше Плутона. Появлении этих планет повлияло на дальнейшее развитии астрономии

24 августа 2006 года Плутон официально был лишён статусу планеты.

Учёные – астрономы 75 стран мира определили критерии, которым должно соответствовать небесное тело для получения статуса планет. Плутон не соответствует критериям планеты, и поэтому лишается этого статуса. Никакие другие небесные тела в статус планет не вступили. Обсуждения учёных продолжаются, по сей день.  

? Какие особенности в планете Плутон.

ЗАДАНИЕ: раскрась Плутон.

СЛАЙД 40

ЗАДАНИЕ: от астронома. 

Запомнить в течение 30 сек. планеты внешней группы (планеты-гиганты) и их названия. СЛАЙД 41

Найти ошибки. СЛАЙД 42

  1. Закрепление изученного материала, подведение итогов (6 мин.):

Тема космоса издавна  привлекает не только учёных, но и поэтов, режиссёров, музыкантов, художников.

? Ребята, какие произведения литературы и искусства о космосе вы знаете.

5 элемент, звёздные войны, незнайка на луне, гостья из будущего

Я предлагаю выучить считалку А. Усачёва о планетах

Вам предстоит решить кроссворд. Внимательно слушайте и читайте задания и подбирайте слова из подсказки.

СЛАЙД 43, 44

  1. Самая большая в Солнечной системе планета.
  2. Планета, которую обнаружили последней.
  3. Красная планета.
  4. Планета, окружённая огромными кольцами.
  5. Звезда, благодаря которой на Земле есть жизнь.
  6. Эта планета подобно Сатурну имеет кольца, но менее явные.
  7. Эта планета получила название голубой.
  8. Самая близкая к Солнцу планета
  9. Эта планета похожа на Уран своим оттенком, на ней всегда темно и холодно.
  10. Ближайшая к Земле планета, часто из-за яркости её принимают за НЛО.

СЛАЙД 45. САМООПРОВЕРКА

СЛАЙД  46.

? Посмотрите, как выстроились планеты на картинке.

В одну, линию, цепочку.

Когда все планеты выстраиваются в один ряд – такое явление называется парадом планет. Оно встречается очень редко – раз в миллионы лет и астрономы всего мира наблюдают за этим событием.

СЛАЙД  47.

Настало время возвращаться на Землю:

В нашем Космосе летать очень интересно,

Но домой вернуться нам надо непременно.

СЛАЙД  48

? Давайте, с вами подумаем, где мы ещё можем полюбоваться звёздами, солнцем, планетами.

На небе, в телескоп, в планетарии.

СЛАЙД 50.

  1. Рефлексия (2 мин.):

Чем понравилось (запомнилось) вам путешествие?

Что нового вы узнали о солнечной системе?

        СЛАЙД 51.

  1. Дом.задание (2 мин): 
  • Решить кроссворд
  • Задание по желанию: Изобразить Солнечную систему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Солнечная система".

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце....

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...