Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_baly.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»,

Цель: формирование потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденное, расширить представление детей о птицах-вестниках весны.

Задачи:

Образовательные: продолжать составлять описательные рассказы, обогащать словарный запас, развивать речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры, закреплять умение образовывать однокоренные слова.

Развивающие: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства, переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Воспитательные: воспитывать художественное видение природы, стимулировать желание внимательно её рассматривать, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Воспитатель: по каким признакам мы можем сказать, что наступила весна?

Воспитатель: дети, как вы думаете, что дарит весне улыбку? (солнце)

Воспитатель: что мы можем сказать о солнышке? (ответы детей)

Воспитатель: солнышко уже яркое, не только светит, но и начинает согревать землю.

Воспитатель: ребята, что вы можете сказать о небе? (ответы детей)

Воспитатель: скоро солнышко будет светить яркими, тёплыми лучами, все деревья, кустарники зазеленеют, расцветут цветочки, запорхают бабочки, проснутся пчелки и наступит настоящая теплая весна.

Воспитатель: слышите, как кричат и галдят птицы?

Скажите, какая птица открывает весну? (грач)

Воспитатель: Правильно, это грач.

Воспитатель читает стихотворение:

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь

И зовётся птица грач!

Воспитатель: почему в народе говорят «грач открывает весну»? (потому что, грачи прилетают первыми из тёплых краёв)

Воспитатель: ребята, кого вы видите на этой картине ( Картина Грачи прилетели)?

Воспитатель: как называются эти птицы (грачи)

Воспитатель: давайте расскажем о грачах. Как вы думаете, какие они? (шумные, крикливые, смешные, с длинными носами)

Воспитатель: что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, галдят)

Воспитатель: грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину, в свои гнёзда. У них много хлопот, надо готовиться к высиживанию птенцов.

Воспитатель: посмотрите внимательно, какие деревья выбрали грачи для гнёзд (старые, с толстыми стволами, ветвистые, где гнёзда надёжно укреплены).

Воспитатель: дети, кто из вас знает, как называется место, где живут грачи, мы с вами уже об этом говорили? (грачёвник)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: весной над полями можно наблюдать веселую круговерть грачиных стай, по всей округе разнесется их громкое хриплое карканье.

Темные шапки грачиных гнезд дождались своих хозяев. В первые прилета дни грачи заняты поисками пропитания.

Ранней весной грачи промышляют вдоль дорог, в местах, где снег сходит быстрее и всякого зерна достаточно, навещают грачи и мусорную свалку.

Грачи ни муравья, ни улитки, ни червяка не пропустят, лягушки и полевки попадают пернатым обжорам на обед.

С началом полевых работ грачи отъедаются после длительного перелета домой.

Грачи живут коллективом, любят селиться поблизости друг от друга. Сотни гнезд, которые почти вплотную примыкают одно к другому.

Весной грачи торопятся занять готовые постройки, ремонтируют их. Высиживает яйца самка, самец почти непрерывно дежурит у гнезда, охраняя покой своей семьи от вторжения ворон, галок и коршунов.

Самки первые дни ни на минуту не оставляет потомство, защищают его от холода или яркого солнца. Самец добывает корм для вылупившихся птенцов.

Грачи-родители работают целый день, чтобы прокормить прожорливых детей.

Когда птенцы начинает летать, родители на целый день уводят птенцов за собой в поля и на луга.

На ночь грачиные семьи возвращаются в колонию к своим гнездам.

Воспитатель: сейчас мы с вами немножко поиграем.

Динамическая пауза «Грачи прилетели»

Как-то раннею весной

На опушке, на лесной,

Появилась стая птиц: (дети стоят в кругу)

Не скворцы и не синицы,

А большущие грачи.

Цвета черного, как ночь.

Разбежались на опушке. (бегут на цыпочках, подняв согнутые в локтях руки)

Прыг-скок, крак- крак

Тут жучок, там червячок. (приседают, бегут в разные стороны)

Крак-крак, крак- крак! (прыгают, наклоняются вперед, вниз)

Воспитатель: каких перелетных птиц вы еще можете назвать?

Воспитатель: отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

во дворце – певец,

а зовут его? /Скворец/

Воспитатель: как называется домик у скворца? /скворечник/

Воспитатель: кто строит домик для скворцов? (люди).

Воспитатель: чем заняты птицы весной?

Воспитатель: как птицы заботятся о своем потомстве?

Воспитатель: зачем птицы строят гнёзда? (чтобы отложить яйца, высидеть птенцов)

Воспитатель: из чего птицы строят гнезда? (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Воспитатель: где птицы строят свои гнезда? (на деревьях, под крышами, в дупле, в кустах).

Воспитатель: ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

Воспитатель: скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц появятся птенцы. Заботливые птицы-родители разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц.

Воспитатель: как нужно вести себя в природе? (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)

Воспитатель: весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц.

Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.

Воспитатель: почему птиц называют помощниками? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».

Цель: Развитие  у детей эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. "Грачи прилетели", Левитана И.И. "Большая вода"

Формирование связной речи,совершенствовать умение подбирать слова-определения к существительным;побуждать рассказывать о содержании картины....

«Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»

Конспект занятия для подготовительной группы "Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели"....

Рассматривание и составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

Знакомство детей с культурным наследием русского народа, закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности. Задачи: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту...