Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_baly.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»,

Цель: формирование потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденное, расширить представление детей о птицах-вестниках весны.

Задачи:

Образовательные: продолжать составлять описательные рассказы, обогащать словарный запас, развивать речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры, закреплять умение образовывать однокоренные слова.

Развивающие: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства, переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Воспитательные: воспитывать художественное видение природы, стимулировать желание внимательно её рассматривать, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Воспитатель: по каким признакам мы можем сказать, что наступила весна?

Воспитатель: дети, как вы думаете, что дарит весне улыбку? (солнце)

Воспитатель: что мы можем сказать о солнышке? (ответы детей)

Воспитатель: солнышко уже яркое, не только светит, но и начинает согревать землю.

Воспитатель: ребята, что вы можете сказать о небе? (ответы детей)

Воспитатель: скоро солнышко будет светить яркими, тёплыми лучами, все деревья, кустарники зазеленеют, расцветут цветочки, запорхают бабочки, проснутся пчелки и наступит настоящая теплая весна.

Воспитатель: слышите, как кричат и галдят птицы?

Скажите, какая птица открывает весну? (грач)

Воспитатель: Правильно, это грач.

Воспитатель читает стихотворение:

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь

И зовётся птица грач!

Воспитатель: почему в народе говорят «грач открывает весну»? (потому что, грачи прилетают первыми из тёплых краёв)

Воспитатель: ребята, кого вы видите на этой картине ( Картина Грачи прилетели)?

Воспитатель: как называются эти птицы (грачи)

Воспитатель: давайте расскажем о грачах. Как вы думаете, какие они? (шумные, крикливые, смешные, с длинными носами)

Воспитатель: что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, галдят)

Воспитатель: грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину, в свои гнёзда. У них много хлопот, надо готовиться к высиживанию птенцов.

Воспитатель: посмотрите внимательно, какие деревья выбрали грачи для гнёзд (старые, с толстыми стволами, ветвистые, где гнёзда надёжно укреплены).

Воспитатель: дети, кто из вас знает, как называется место, где живут грачи, мы с вами уже об этом говорили? (грачёвник)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: весной над полями можно наблюдать веселую круговерть грачиных стай, по всей округе разнесется их громкое хриплое карканье.

Темные шапки грачиных гнезд дождались своих хозяев. В первые прилета дни грачи заняты поисками пропитания.

Ранней весной грачи промышляют вдоль дорог, в местах, где снег сходит быстрее и всякого зерна достаточно, навещают грачи и мусорную свалку.

Грачи ни муравья, ни улитки, ни червяка не пропустят, лягушки и полевки попадают пернатым обжорам на обед.

С началом полевых работ грачи отъедаются после длительного перелета домой.

Грачи живут коллективом, любят селиться поблизости друг от друга. Сотни гнезд, которые почти вплотную примыкают одно к другому.

Весной грачи торопятся занять готовые постройки, ремонтируют их. Высиживает яйца самка, самец почти непрерывно дежурит у гнезда, охраняя покой своей семьи от вторжения ворон, галок и коршунов.

Самки первые дни ни на минуту не оставляет потомство, защищают его от холода или яркого солнца. Самец добывает корм для вылупившихся птенцов.

Грачи-родители работают целый день, чтобы прокормить прожорливых детей.

Когда птенцы начинает летать, родители на целый день уводят птенцов за собой в поля и на луга.

На ночь грачиные семьи возвращаются в колонию к своим гнездам.

Воспитатель: сейчас мы с вами немножко поиграем.

Динамическая пауза «Грачи прилетели»

Как-то раннею весной

На опушке, на лесной,

Появилась стая птиц: (дети стоят в кругу)

Не скворцы и не синицы,

А большущие грачи.

Цвета черного, как ночь.

Разбежались на опушке. (бегут на цыпочках, подняв согнутые в локтях руки)

Прыг-скок, крак- крак

Тут жучок, там червячок. (приседают, бегут в разные стороны)

Крак-крак, крак- крак! (прыгают, наклоняются вперед, вниз)

Воспитатель: каких перелетных птиц вы еще можете назвать?

Воспитатель: отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

во дворце – певец,

а зовут его? /Скворец/

Воспитатель: как называется домик у скворца? /скворечник/

Воспитатель: кто строит домик для скворцов? (люди).

Воспитатель: чем заняты птицы весной?

Воспитатель: как птицы заботятся о своем потомстве?

Воспитатель: зачем птицы строят гнёзда? (чтобы отложить яйца, высидеть птенцов)

Воспитатель: из чего птицы строят гнезда? (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Воспитатель: где птицы строят свои гнезда? (на деревьях, под крышами, в дупле, в кустах).

Воспитатель: ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

Воспитатель: скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц появятся птенцы. Заботливые птицы-родители разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц.

Воспитатель: как нужно вести себя в природе? (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)

Воспитатель: весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц.

Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.

Воспитатель: почему птиц называют помощниками? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».

Цель: Развитие  у детей эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. "Грачи прилетели", Левитана И.И. "Большая вода"

Формирование связной речи,совершенствовать умение подбирать слова-определения к существительным;побуждать рассказывать о содержании картины....

«Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»

Конспект занятия для подготовительной группы "Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели"....

Конспект занятия по рассматриванию репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе.

Знакомство детей с репродукцией картины русского художника А.К. Саврасова "Грачи прилетели"....