«Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Павлова Мария Александровна

Конспект занятия для подготовительной группы "Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №80 Приморского района Санкт-Петербурга общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми 6-7 лет с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

на тему «Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»

Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №80
Приморского района Санкт-Петербурга
Павлова М.А.

Санкт-Петербург

2018


Используемые современные образовательные технологии.

Цель: познакомить с творчеством А. Саврасова, стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать.

Задачи в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-        воспитывать умение слушать сверстников, точно высказывать свои мысли;

-        развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину».

ОО «Познавательное развитие»:

-        знакомство с творчеством А. Саврасова, с жанром живописи «весенний пейзаж»;

-        продолжать учить «читать» мнемосхемы, рассказывать по ним.

ОО «Речевое развитие»:

-        активизировать словарь детей за счет слов: гнездование, грачовник, часовня, деревня. Закрепить умение образовывать новые слова;

-        продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы, правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать в речи эпитеты, сравнения, описание.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

-        учить внимательно, рассматривать картину, рассказывать о её содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.

ОО «Физическое развитие»:

-        развитие мелкой и общей моторики в ходе проведения пальчиковой гимнастики «Грач».

-         формирование координации движений и речи.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная

Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.

Формы организации детских видов деятельности: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, образовательные ситуации, дидактические игры.

Предварительная работа:

1. Беседа о весне и её периодах, её признаках.

2. Наблюдение на прогулке за изменениями в природе.

3. Рассматривание репродукций картин известных художников о ранней весне, И. И. Левитана «Март», «Лесник спасает зайцев».

4. Рисование «Ветки вербы в вазе», «Подснежники», «Весна в лесу».

5. Заучивание стихотворений о весне: Тютчева «Зима недаром злилась», П. Соловьева «Подснежник».

6. Чтение произведений о весне, пение песен.

Материалы к занятию:

1. Коробка.

2. Птица.

3. Репродукция картины «Грачи прилетели» А. К. Саврасова.

4. Карточки-символы «признаки весны».

5. Мнемосхемы по птицам.

6. Мнемосхемы для составления рассказов о времени года.

I часть:

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу коробку, из которой доносится пение птицы.

- Ребята, посмотрите, что я нашла возле дверей нашей группы. На ней что-то написано. Сейчас прочтем (читает ребенок) «Дары для ребят от матушки природы».

- Да это же посылка для нас. Сама природа её прислала. Давайте посмотрим, что там внутри (воспитатель открывает коробку и достает из неё птичку).

-Кто это? (ответы детей). Почему она так звонко пела? Птицы – первые вестники весны! Сейчас какое время года? (весна). Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май). Как меняется природа в каждом месяце? (дети с помощью мнемосхем рассказывают о каждом месяце).

- В коробке лежат еще какие-то карточки (капель, мать-и-мачеха, серое небо, ледоход, проталины, стая птиц, насекомые, берлога с медведями). Они помогут рассказать о том, что происходит весной в природе. Начинайте предложение со слова весной (дети составляют предложения).

II часть:

- О весне пишут стихи, поют песни, а художники пишут картины. Сегодня я приглашаю вас посетить необычную выставку одной картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (показ картины).

- Как вы думаете, какой период весны изобразил художник (ранняя или поздняя).

- По каким признакам можно определить, что на картине весна?

- Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Прилет грачей. Они радуются, что вернулись обратно домой, в свои старые гнезда). Это место называется грачовник.

- Расскажите о грачах. Что они делают? (строят новые гнезда, радостно шумят и рассказывают о путешествии).

- На каких деревьях любят вить гнезда грачи? (на березах). Как художник изобразил березы (с корявыми стволами, голые, ветвистые).

- Почему птицы выбрали именно березы? (они толстые, на них много веток, гнездо не упадет; когда листья распустятся, не будет видно гнезда).

-Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место? (они здесь родились, здесь красиво и тихо).

- Ребята, посмотрите, а есть ли на картине солнце? (да).

- Как вы догадались? (на снегу видны тени от берез; солнце скрылось за облаками, оно не яркое, ленивое).

- Какими красками художник изобразил небо? Какое оно - весеннее небо (бледно-голубое, низкое, грустное, холодное, покрыто голубовато-серыми тучами).

- Какие облака? На что похожи? (голубовато-серые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые).

- Ребята, каким вы видите снег? (потемневшим, рыхлым, серым, холодным, печальным).

- Какие тона преобладают на картине: теплые или холодные? (теплые).

- Что вы видите на заднем плане картины? (старый, мокрый забор, за ним деревня с колокольней, часовня).

- Закройте глаза и представьте, что мы «вошли в картину» и оказались рядом с грачовником. Чем пахнет вокруг (весной, талой водой).

- Что вы слышите? (звон капели, журчание воды, грачиный гомон).

- Ребята, чем вам запомнилось посещение выставки одной картины.

III часть: физминутка

Солнышко – солнышко, золотое донышко,

Побежал в лесу ручей, прилетело сто грачей,

А сугробы тают, тают, а цветочки подрастают.

IV часть:

- Ребята, кроме грачей к нам прилетают и другие птицы. Возьмите каждый себе по мнемосхеме, «прочитайте» её и найдите соответствующую картинку птицы. Объясните, почему вы выбрали именно эту картинку? Какая птица лишняя? Почему?

- Как можно назвать одним словом ласточку, если у нее острое крыло (острокрылая, белая грудь (белогрудая, у аиста - длинные ноги (длинноногий); у грача - черное крыло (чернокрылый); у утки – красные лапы (краснолапый)…

V часть:

- Ребята, вам, понравилось наше увлекательное занятие. Что именно вам больше всего понравилось.

Список литературы:

Ветрова Г. «Алексей Саврасов. Сказка о художнике и весенних птицах» Белый город. Воронеж. 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группеТема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по ...

Конспект занятия по рассматриванию репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе.

Знакомство детей с репродукцией картины русского художника А.К. Саврасова "Грачи прилетели"....

Рассматривание и составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

Знакомство детей с культурным наследием русского народа, закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности. Задачи: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту...

«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)

laquo;Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)...