«Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по окружающему миру

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grachi_prileteli.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

 на тему  

«Рассматривание  репродукции картины А.К. Саврасова

«Грачи прилетели»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Приобщение детей к прекрасному миру живописи, развитие способностей восприятия произведений изобразительного искусства.

Задачи:

  • стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать;
  • учить детей рассматривать репродукцию картины, отвечать на поставленные задачи;
  • развивать связную речь детей, интерес к непринужденной  беседе, развивать творческое воображение;
  • учить описывать объекты, изображенные на картине  с помощью органов чувств;
  • воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, развивать художественное восприятие произведений.

Предварительная работа:

  • чтение литературных произведений: стихотворений о временах года, заучивание стихотворений о весне, пение песен;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников;
  • прослушивание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Времена года»; «Звуки природы»;
  • наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий;
  • рисование времен года;
  • беседы о весне и ее периодах, ее признаках.

Оборудование  и материалы:

Мультимедийный проектор, презентация к ООД: репродукция картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, магнитофон, музыкальное произведение Э.Грига «Утро»,  презентация картины, портрет А.Саврасрова, «электронное письмо».

Ход ООД:

I. Введение в игровую ситуацию. Актуализация знаний.

1. Дети входят под музыку Э.Грига «Утро». (СЛАЙД)

- Ребята, наступил новый день. Я вижу, что у вас замечательное настроение. Как хорошо, что сегодня мы собрались вместе.

- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Сегодня вы узнаете много нового.

- А вы хотите узнать что-то новое? (очень приятно)

- Настроение у вас хорошее, потому что наступила весна.

- Послушайте стихотворение Алексея Плещеева «Уж тает снег…»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

- О чем я прочла стихотворение? (о весне) (СЛАЙД без музыки)

- Ребята, нам пришло электронное письмо от Матушки-природы. (Слайд голос Матушки- природы).  Послушайте, что она нам пишет. Воспитатель читает: «Март – начло весны. В это время я стараюсь разбудить спящих животных, пригласить в гости птиц, которые улетели от нас осенью. В это время я стараюсь разбудить растения, чтобы они украсили леса и дали пищу животным, а также, чтобы они радовали человека. Но сейчас  у меня еще нет ярких красок, чтобы украсить все вокруг и люди увидели, что весна уже пришла. Чтобы я окончательно разбудила весну, вам нужно выполнить мои задания»

- Появление  грачей на Руси говорит о приходе весны. (Слайд с голосом грача)

Задание 1. Как называют март в народе? Почему?(Слайд Матушка  природы)

Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «солнечником». Солнце поднимается все выше и светит ярче. Небо синее или голубое, иногда бывает бело-голубым от солнечных лучей  снег становится рыхлым, сугробы оседают. На открытых местах появляются проталины, земля начинает дышать. Тает снег, образуются лужи. Март называют в народе «протальником»

Задание 2. Детям нужно встать около столов.

- Это палитры, на них художники разводят краски. Вам необходимо выбрать палитры с красками, которые подходят для  изображения начала весны. (воспитатель раскладывает на столах палитры)

- Внимательно посмотрите и выберите (дети выбирают)

Дети:

- Я выбрал бело-голубой цвет.

- У меня серовато-коричневый тон и т.д.

- Почему не взяли палитру с оранжевой, зеленой краской? (В марте редко встречается)

- Матушка-природа этот цвет не подарила марту.

- Покажите палитры. Это самые любимые цвета начала весны.

II. Открытие нового знания.

Рассматривание репродукции А.Саврасова «Грачи прилетели»

- Природа очень красива. Она во все времена привлекала внимание художников-пейзажистов, ее красоту изображали в летнее и в зимнее время, всем известны картины золотой осени. Сегодня я хочу вас познакомить с весенней природой на картине художника.

- Вы хотите познакомиться с такой картиной? Тогда идемте в галерею (дети садятся напротив экрана)

- Вот мы и в галерее. Сядьте  удобно и красиво.

- Во время беседы, какое главное правило мы должны помнить?

«Один говорит – другие слушают»

- На мои вопросы вы должны отвечать полными предложениями.

Показ слайда с портретом художника А.К. Саврасова.

Посмотрите на экран.

- Алексей Кондратьевич Саврасов – художник, выдающийся пейзажист, родился в Москве. Он очень любил русскую природу во все времена. Он был в Англии и Швейцарии и писал пейзажи тех стран, но все же его любимой оставалась русская природа. Возвратившись на родину, он написал одну из знаменитейших картин «Грачи прилетели», с которой я вас сейчас познакомлю.(СЛАЙДЫ репродукции картин Саврасова)

Показ слайда с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели»

- Перед вами картина А.Саврасова «Грачи прилетели». Рассмотрите ее.

Пауза.

- Какое время года художник изобразил на картине? (художник изобразил на картине весну)

- Что хотел рассказать нам Алексей         Саврасов (Саврасов хотел рассказать, что наступила первая весна, полевая, что уже прилетели грачи).

- Что интересного изобразил художник на своей картине? Давайте рассмотрим картину повнимательнее и полюбуемся ею. (повторное рассматривание, пауза)

Восп.: Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил раннюю весну. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Эту весну художник увидел на окраине русского села.

Выстроились в ряд белоствольные березы.  На голых ветвях  грачиные гнезда, вокруг которых суется сами хозяева. Грачи шумят и радуются весне. «Смотрите, смотрите, какой смелый взгляд опустился на рыхлый снег и нашел ветку для своего гнезда.  

 

На втором плане за бревенчатым забором возвышается колокольня старой церкви.

На горизонте узкой         лентой тянется лес.

Перед лесом раскинулись   потемневшие  поля.

Небо в нежно-голубых облаках.

Неяркий свет солнца окрасил в розовые тона   колокольню.

  Везде пробуждается жизнь!!! Весна!!!

- Какое настроение передал художник? (радостное – потеплело, прилетели птицы, грустное – уходит зима)

III. Включение нового знания в систему знаний.

1. Беседа.

а) – Ребята, вы мне вначале говорили, что на картине изображена весна. Докажите.

б)  - Расскажите о грачах.

- Что они делают?

- Почему грачи выбрали это место для гнезд?  

- Какие деревья выбрали грачи?

- Ребята, есть ли на картине солнце? (да)

- Расскажите мне о солнце.

- Что можно сказать о небе?

- Местами снег подтаял… Лужицы… Продолжите о  снеге… (снег подтаял, тал рыхлым и т.д.)

- Как бы вы назвали картину?

- Я хочу сказать «спасибо» вам за то, что вы составляли такие красивые, полные предложения, когда рассказывали о картине.

Физминутка

2.

а) Ребята, хотите, я вам раскрою свой маленький детский секретик?

Когда  я была маленькой, я любила весной пускать бумажные кораблики в первых весенних ручейках, лужах. Домой приходила с мокрыми ногами и меня ругала мама. И мне так захотелось побывать в  этой картине (пауза), войти в нее. Вспомнить свое детство.

- А вы хотите войти в  эту картину?

- Подумайте, войти в эту картину удобнее с нижнего левого угла или с нижнего правого угла?

- Почему?

- давайте войдем  тихо-тихо, чтобы не напугать грачей.

б) Игра «Я вижу»

- Посмотрите на картину и скажите одним полным предложением  о том, что вы видите.

Воспитатель (образец): Я вижу за березой большой куст, утонувший в воде.

Ответы детей.

в) Игра «Я слышу»

- Мы продолжаем  находиться  в этой картине и поиграем в игру «Я слышу».

Воспитатель (образец): Я услышала хруст веток.

-   А что услышали вы?

г) Игры «Волшебники»

Вы должны выбрать на картине любой объект (предмет) и превратиться в него. Вы же волшебники!

- Необходимо сказать, что вы чувствуете.

Воспитатель: Я – веточка, лежащая на снегу. Мне не очень хочется лежать на мокром снегу.

- А теперь попробуйте вы…

IV. Итог занятия.

- Где мы сегодня побывали? Что мы делали?

- Вам понравилось занятие?

- Что понравилось и запомнилось больше всего?

- В  чем затруднялись?

- Алексей Кондратьевич Саврасов, когда писал картину «Грачи прилетели»,  почувствовал всю великую красоту этого весеннего серого дня. Он увидел преображение жизни!

- Мне было очень приятно с вами общаться. Вы были активными собеседниками, помогали мне. Спасибо! Я горжусь вами.

Галерея закрывается. Ждем еще в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованно-образовательный вид деятельности в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАНИЕ» на тему: Картина А. К Саврасова «Грачи прилетели»

- Познакомить с творчеством А. К. Саврасова;- раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;- способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желание п...

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....

ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема:  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...

Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и  эмоционального отклика на содержани...