ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Миронова Галина Анатольевна

конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Рассматривание  и  составление  рассказов  по пейзажной  картине  А. К. Саврасова «Грачи  прилетели».                                                              

ЦЕЛЬ: Учить  детей  целенаправленному  рассматриванию  картины , рассказывая  о  ней ,использовать  сложные  предложения .                                

ЗАДАЧИ : Учить  детей рассматривать  пейзажную  картину .Формировать  умение  правильно  воспринимать , чувствовать  настроение , отраженное  художником  в  пейзаже  и  передавать  его  в  своих  высказываниях . Обогащать  словарь  детей  более  сложными  определениями .Развивать  воображение , связную  речь .Упражнять  детей  в  подборе   определений  и  сравнений , синонимов  и  антонимов .Воспитывать  эстетические  чувства , развивать  интонационную  выразительность  речи .

                

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ  РАБОТА: Экскурсия  в  парк,  к  грачовнику. Чтение  рассказов  о  весне, заучивание  стихов  о  весне, рассматривание  иллюстраций . Рисование  на  темы : « Весна  в  лесу», «Весна  в  городе». Разучить  народные  приметы  весны, вспомнить  по  каким  признакам  мы  понимаем, что  пришла  весна. Разучить  новую  подвижную  игру «Солнце – туча – дождь» , новую  физкультминутку «Путешествие  в  лес». Разучить  с  подготовительными  детьми  рассказы  по  картинам ( натюрморт , пейзаж , портрет.)

ПОДГОТОВКА  К  ЗАНЯТИЮ : Перед  началом  занятия  проветриваю  групповую  комнату. На  мольберт  выставляю  три  картины  ( портрет , пейзаж , натюрморт ).Еще  один  мольберт  чуть  дальше  с  картиной «Грачи  прилетели». Рядом  с  этим  мольбертом  ставлю  в  полукруг  стульчики  по  количеству  детей . В  музыкальный  центр  ставлю  подготовленный  диск  с  записями  музыкальных  произведений . С  детьми  в  раздевалке  провожу  дыхательную  гимнастику .

                        

МАТЕРИАЛ : Музыкальный  диск , репродукции : «Девочка  с  персиками»  Серова , « Рожь «  Шишкина , «Цветы  и  плоды»  Хруцкого , «Грачи  прилетели»  Саврасова. Мяч  для  дидактической  игры  «Не  ошибись».                                

ОРГАНИЗАЦИЯ  И  МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ:

     Дети  заходят  в  зал  под  музыку  Грига  «Утро»  со  звуками  леса.          

Воспитатель: Ребята , я  приглашаю  вас  посетить  нашу  картинную  галерею. Посмотрите , здесь  собраны  картины  разных  художников : Серова , Шишкина , Хруцкого.… Каждый  художник  воспринимает  окружающий  мир  по  своему. Пользуясь  разными  художественными  средствами, художник  пишет  картину. С  некоторыми  картинами  нас  познакомят  экскурсоводы. Это  такие  люди , которые  специально  подготовлены  и  могут рассказать  нам , в  нашем  случае , о  картинах.

( «Экскурсоводы»- дети  подготовительной  группы, подводят  детей  к  картинам  Серова  «Девочка  с  персиками», Шишкина  «Рожь» и  Хрруцкого  «Цветы  и  плоды»  и  рассказывают  о  них.)                        

Воспитатель: Ребята, понравились  вам  рассказы  ребят  о  картинах?

Дети: Да.                                                                        

Воспитатель: Давайте  поблагодарим  наших  экскурсоводов  за  интересные  рассказы  и  сядем  поближе  вот  к  этой  картине. Сегодня  мы  с  вами  уже  увидели  три  картины, они  разные. Портрет- это  картина, где  изображен  какой-то  человек, его  лицо  или  полностью  во  весь  рост. Натюрморт- там  могут  быть  изображены  какие-либо  предметы. И  пейзаж- изображение  природы. А  сейчас  посмотрите  на  эту  картину  художника  А.К.Саврасова.  Как  вы  думаете, как  можно  ее  назвать: портрет, натюрморт  или  пейзаж ? Дети: Пейзаж.                                                                

Воспитатель: Название  этого  пейзажа  я  вам  пока  не  скажу, предлагаю  вам  придумать  его  самим. Посмотрите, какое  время  года  изобразил  художник  на  картине?                                                                        

Дети: Ранняя  весна.                                                                                

Воспитатель: А  какое  время  года  будет  после  весны?                                

Дети: Лето.                                                                                        

Воспитатель: Хотите  оказаться  со  мной  в  летнем  лесу  и  отдохнуть?        

Дети: Да, конечно.                                                                                        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  «ПУТЕШЕСТВИЕ  В  ЛЕС».

Здравствуй  лес, прекрасный  лес,

Широко  развести  руки  в  стороны

Полный  сказок  и  чудес!

Повороты  вправо-влево  с  вытянутыми  руками

Ты  о  чем  шумишь  листвою, ночью  темной  грозовою?

Руки  поднять  вверх. Выполнить  покачивания  вправо-влево.

Все  открой  не  утаи.

Широко  развести  руки  в  стороны

Ты  же  видишь, мы  свои.

Прижать  обе  ладони  к  груди, широко  развести  руки  в  стороны.

Только  в  лес  мы  вошли-

Маршировать

Появились  комары.

Легко  похлопывать  по  различным  участкам  тела

Дальще  по лесу  шагаем,

Маршировать

И  медведя  мы  встречаем.

Раскачивание  туловища  из  стороны  в  сторону

Снова  дальше  мы  идем-

Маршировать

Перед  нами  водоем!

Руки  в  стороны

Прыгать  мы  уже  умеем, прыгать  будем  мы  смелее,

Руки  на  поясе, полу-присядания  с  поворотом  вправо-влево

Раз-два, раз-два-

Прыжки

Позади  теперь  вода!

Маршировать

Раз-два, раз-два- позади  теперь  вода!

Прыжки

Руки  выше  поднимаем, дышим  ровно, глубоко.

Поднять  руки  вверх

Ветер  дует  нам  в  лицо

Руками  махать  себе  на  лицо

Закачалось  деревцо.

Руки  поднять  вверх, покачиваться  вправо-влево

Ветер  тише, тише, тише,

Присядания, руки  вперед

Деревцо  все  выше, выше.

Плавно  поднимаясь, поднять  руки  вверх  встать  на  носки

 Воспитатель: А  сейчас  мы  возвращаемся  из  летнего  леса  и  снова  смотрим  на  картину. Вы  уже  мне  сказали, что  художник  изобразил  раннюю  весну. Почему  вы  так  решили?                                                

Дети: Тает  снег, растаял  лед  на  пруду, прилетели  грачи.                        

Воспитатель: Что  вы  чувствуете  глядя  на  эту  картину? ( 1-2  рассказа  о  своих  ощущениях.) Художники  рисуют  весну  в  своих  картинах, а  писатели  пишут  произведения  о  весне. Вы  много  знаете  стихотворений  о  весне, кто  хочет  рассказать? ( 2-3  отрывка ).  Предлагаю  всем  вместе  рассказать  о этой  картине. Я  буду  начинать  предложение, а  вы, на  кого  я  покажу, будете  его  заканчивать. И  у  нас  получится  целый  рассказ  по  этой  картине.                                                        

-В центральной  части  картины  художник  изобразил ( березы, на  них  сидят  грачи ).

-Грачи  прилетели  из  ( теплых  стран ). Они  занимаются  важным  делом  –  ( поправляют  старые  гнезда  и  вьют  новые ).                                                

-На  снегу  хорошо  видны  следы  птиц, потому-что ( снег  подтаял  и  потемнел, стал  рыхлым ).                                                                        

-Березы  не  все  одинаковые : (одни  молодые  и  тонкие, другие  старые  и  корявые ).                                                                                                

-В  картине  художник  использовал  краски: ( серые, коричневые, белые  и  голубые ).

-Голубым  цветом  написаны  ( полоска  леса, пруд, небо, облака ).                

-Серым  написаны  ( забор, поле, строения ).                                                

-Коричневым  написаны  ( избушка  и  берег  около  пруда ).                        

-Белым  написаны  ( пятна  снега, колокольня  и  облака ).                        

--Художнику удалось  передать  движение  в  картине (  летящими  облаками, следами  на  снегу, перелетающими  грачами, наклоненным  дымом  из  трубы ).                

( В  процессе  упражнения  помогаю  детям  найти  нужные  слова, добавляю  новые ).                

Воспитатель: Кто  сможет  повторить  рассказ, который  у  нас  получился? (1-2  рассказа  детей ). Как  вы  думаете,  о  чем  эта  картина?                        

Дети: О  том, что  наступила  весна  и  прилетели  грачи.                                

Воспитатель: Как  бы  вы  хотели  назвать  эту  картину? (Варианты  детей). Картина  так  и  называется  «Грачи  прилетели».  А  теперь  послушайте   как  я  расскажу  о  этой  картине : « Перед  вами  картина  художника  А.К. Саврасова  « Грачи  прилетели». Он  изобразил  на  ней  раннюю  весну. На  белых  березках, на  их  голых  ветках, множество  грачиных  гнезд, вокруг  которых  суетятся  сами  хозяева  этого  птичьего  поселка, оглушая  окрестности  неумолкаемым  гомоном. Среди  обычных сельских  строений  возвышается  колокольня  старой  церкви,  а  дальше  до  самого  леса  узкой  лентой  раскинулись  поля,  побуревшие  от  залежалого  снега. Прозрачный, свежий, весенний  воздух  чувствуется  в   высоких  нежно-голубых  облаках. Поблескивает  синевой  освободившийся  от  льда  пруд. На  зернистом  снегу  ясно  выделяются  следы  грачей. Легкий  весенний  ветерок  чуть  отклоняет  дымок, струящийся  из  трубы  низенькой  избушки. Кое-где  меж  облаков  проглядывает  ярко-голубое  весеннее  небо.  Художник  так  написал  весну, что  мы  не  только  слышим  гомон  грачей, но  и  ощущаем  дыхание, обновление  и  запах  весны. Саврасов  превосходно  знал  и  любил  русскую  природу. Это  помогло  ему  создать  незабываемый  образ  русской  природы.»                                                                                 

-Художник  передал  свое  настроение  в  картине, а  можно  выразить  его  в  музыке  и  в  движении. Давайте  попробуем. ( Дети  двигаются  под  музыку  Чайковского «На  тройке» так, как  они  ее  чувствуют ).                                

-А  теперь  послушайте  как  описывает  весну  в  своем  рассказе  «Лесные  картинки»  Соколов-Микитов .(Зачитываю).                                                

- О  какой  весне  говорится  в  этом  рассказе ?                                

Дети: О  поздней  весне,  когда  уже  зацветают  подснежники.                        

Воспитатель:  Какой  лес  в  это  время?                                                        

Дети: Лес  густой, таинственный, зеленый.                                                

Воспитатель: Подумайте, каким  может  быть  ручеек?                                

Дети: Бурный, журчащий, прозрачный, бурлящий.                                        

Воспитатель: Молодцы, все  вы  знаете  о  весне, а  о  других  временах  года  вы  не  забыли? Давайте  мы  с  вами  поиграем. Вставайте  все  в  круг.  Я  буду  бросать  мяч  и  называть  время  года, а  тот  кто  его  поймает, называет  приметы  этого  времени  года.( Проводится  игра ).                        

Дети: Сегодня  мы  по  настоящему  встретили  весну! Теперь  давайте  вспомним, что  нового  мы  сегодня  узнали?  С  какими  художниками  познакомились? Какие  типы  картин  узнали? Какие  новые  слова  узнали? Что  больше  всего  понравилось?                                                                

-Сейчас  нам  уже  пора  на  прогулку, а  вечером  мы  продолжим  и  нарисуем  весну, как  настоящие  художники, и  устроим  нашу  собственную  выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованно-образовательный вид деятельности в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАНИЕ» на тему: Картина А. К Саврасова «Грачи прилетели»

- Познакомить с творчеством А. К. Саврасова;- раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;- способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желание п...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема:  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...

Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и  эмоционального отклика на содержани...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Задачи:Образовательная – продолжать формировать умение детей составлять рассказ по картине.Коррекционно – развивающая – продолжать учить детей связно и образно высказываться о своих ...