Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Черенович Ольга Викторовна

Задачи:

  1. Образовательная – продолжать формировать умение детей составлять рассказ по картине.
  2. Коррекционно – развивающая – продолжать учить детей связно и образно высказываться о своих впечатлениях, навеянных рассматриванием пейзажа. Совершенствовать умение использовать в речи эпитеты, сравнения, описания. Развивать умение видеть художественные средства создания образа. Развивать воображение с помощью приема вхождения в картину.
  3. Воспитательная – воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли.

Словарная работа: вести в пассивный словарь детей слова – вернисаж, гид, часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов: пейзаж, деревня, слов – определений.

Материалы к занятию: репродукция картины «Грачи прилетели», указка, мяч, офтальмотренажеры «Грачи», полянка с березой, аудиозапись Вивальди «Весна», схема рассказа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_razvitie_rechi_v_podgot._gr.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №229»

Конспект занятия по развитию речи

 в подготовительной группе

Тема: «Рассматривание картины А. Саврасова

 «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Составила:

Черенович Ольга Викторовна

Новокузнецк

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Рассматривание картины А.К.Саврасова ««Грачи прилетели», составление описательного рассказа»

Задачи:

  1. Образовательная – продолжать формировать умение детей составлять рассказ по картине.
  2. Коррекционно – развивающая – продолжать учить детей связно и образно высказываться о своих впечатлениях, навеянных рассматриванием пейзажа. Совершенствовать умение использовать в речи эпитеты, сравнения, описания. Развивать умение видеть художественные средства создания образа. Развивать воображение с помощью приема вхождения в картину.
  3. Воспитательная – воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли.

Словарная работа: вести в пассивный словарь детей слова – вернисаж, гид, часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов: пейзаж, деревня, слов – определений.

Материалы к занятию: репродукция картины «Грачи прилетели», указка, мяч, офтальмотренажеры «Грачи», полянка с березой, аудиозапись Вивальди «Весна», схема рассказа.

Ход занятия:

Приветствие друг друга улыбкой.

В: какое время года сейчас? (ответы детей)

Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)

Игра с мячом «Назови весеннюю примету». Предложение должно начинаться со слов: «Ранней весной… Ранней весной появляется травка и т.д.»

В: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (перелетные).

 Каких перелетных птиц вы знаете?

Почему они возвращаются к нам?

 Какая птица прилетает к нам первой?

В: Ребята, я хочу пригласить вас на вернисаж. Вернисаж – это место в музее, где идет показ картин. Представьте, что мы в большом зале музея, а я ваш гид. Я познакомлю вас с картиной, правда картина будет одна, но очень знаменитая.

Дети проходят и садятся на стульчики (звучит музыка Вивальди «Весна»)

В: Как называются картины на которых нарисована природа?

Что может быть изображено на пейзажной картине?

В: А русский художник Алексей Саврасов написал вот такую картину. Она называется «Грачи прилетели». (Время для рассматривания картины).

Что вы видите на картине?

Что изобразил художник на переднем плане картины?

Что вы видите в центре картины?

Что вы видите на заднем плане?

Какие краски А.Саврасов использовал для изображения природы и строений?

Подумайте, что можно сказать про снег? Какой он?

Какими изобразил художник грачей?

Дети встают возле стульчиков.

В: Ребята, представьте, что вы попали в картину. Закройте на минутку глаза, что вы слышите? Что делают грачи, как вы думаете?

Зрительная гимнастика с использованием офтальмотренажеров «Грачи»

Дети подойдите к березке и возьмите под ней грачей. Возьмите офтальмотренажер в правую руку и вытяните её перед собой.

Грач полетел вправо, затем влево (повторить 3 раза).

Вверх поднялся, вниз опустился (повтор 3 раза)

Полетел по кругу (круговые движения рукой)

Закрыли глаза, открыли и поморгали (10 раз)

Грачата улетели за березку.

Физминутка:

Как то ранней весной, на опушке лесной                                        Стоя в кругу

Появилась стая птиц, не скворцов и не синиц                                Бег на носках

А большущих грачей ночи черной черней                                       Приседания

Разбежались по опушке, прыг – скок, крак – крак                         Бег в разных направлениях

Там жучок, там червяк, крак – крак – крак                                        Наклоны вперед – вниз

В: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете, у нас в России место, где селятся грачи называют - грачевник.

Как можно назвать эту березовую рощу на картине?

Подберите, пожалуйста, слова, которыми можно описать день изображенный на картине? (хмурый, серый, пасмурный).

А есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнышко чуть просвечивает, сквозь облака, оно еще не яркое. Мы видим это по теням от берез).

А что можно сказать о небе, какое оно? (Небо покрыто голубовато - серыми тучами, но кое – где есть голубые просветы).

О чем эта картина? (о красоте русской природы)

В: А сейчас, посмотрите ещё раз на картину и послушайте, как можно будет рассказывать о том, что на ней изображено.

  1. Название картины, её автор
  2. Время действия
  3. Композиция (передний план, центральная часть, задний план)
  4. Цветовая гамма
  5. Отношение к картине

Вариант рассказа с одновременным показом схемы рассказа:

(Рассказ воспитателя:

  1. Перед нами картина А.Саврасова «Грачи прилетели». Это пейзажная картина.
  2. Художник изобразил окраину села ранней весной.
  3. На переднем плане стоит старая корявая береза, справа от неё несколько молодных стройных березок. Кажется, что голые ветви «ожили», встрепенулись…и тянуться вверх, к солнышку. Нет! Это на деревья опустилась стая грачей. Они вернулись из теплых краев в родные места. Грачи шумят, радуются, что их старые гнезда – домики сохранились. Птицы тут же стали их обновлять, ремонтировать. А в низу, у корней березы, грач нашел веточку, держит её в клюве. В центре мы видим церковь с часовней и дома. А в дали на заднем плане картины видны поля и лес.
  4. Снег стал рыхлым, серым, грязноватым. Кое - где лужицы.
  5. Весна идет! И скоро в гнездах появятся маленькие детки – грачата.)

Гидом на нашем вернисаже будет…(Имя ребенка)

Дети составляют описательные рассказы (2-3).

В: Молодцы! Очень точные у вас получились рассказы, замечательные были гиды.

В заключении дети читают стихотворение О.Костиной

Пусть проталины темнеют

Солнца спрятались лучи

А вы видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы –

Прилетели, гнезда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут.

Завороженно ребята

Смотрят на гостей весны.

Просыпается природа,

Переменам рады мы.

В: На этом наш вернисаж закрывается, до новых встреч! Дети под музыку выходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»

Цели: 1. Знакомство с буквой Ы. Обучение элементам грамоты. 2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование. 3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в слов...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”....

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»

Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...