Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зартдинова Марьям Маулимьяновна
Цели: 1. Знакомство с буквой Ы. Обучение элементам грамоты. 2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование. 3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в словах. 4. Развитие слухового внимания. 5. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа. 6. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_y.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»

Цели:

  1. Знакомство с буквой Ы.  Обучение элементам грамоты.
  2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование.
  3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в словах.
  4. Развитие слухового внимания.
  5. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
  6. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Задачи:

Образовательные: познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.

Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса), фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.

Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость.

Оборудование:  аудио запись, зеркала на каждого ребенка, набор картинок ( дом, дым, корова, рысь, лужа, лыжи, сыр, рак, рыба, кактусы, мышь), печатная буква Ы, грибы сделанные из цветного картона, нитки цветные, клей.

В: Посмотрите, к нам  гости пришли, давайте поздороваемся!

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой  друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В: Ребята, возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь подарите улыбку мне. Отлично!

-Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи?

Д: Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.

В: - А для чего мы учим буквы?

Д: Для того, чтобы научиться читать.

В: Чтобы речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить. Мы сегодня познакомимся очень интересным звуком, поучимся находить этот звук в словах.

Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

А звуки [а, о, у, и] какие?

Д: гласные

В: Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

1. Анализ звука Ы. 

Послушайте песенки: аы - оы – уы. Какой новый звук вы услышали? Верно, прозвучал звук Ы. Возьмите зеркало, посмотрите рот приоткрыт, губы слегка растянуты, язычок за нижними зубками, воздуху ничего не мешает выходить изо рта. Значит звук «Ы» какой: гласный или согласный? (Гласный) Он у нас тоже гласный, он мой любимый звук, но есть ещё и буква Ы. Вот так он выглядит (показ), палочка с «животиком», и еще палочка. В какую сторону повёрнут животик? (Вправо) Буква Ы мне шепчет, что мы не сможем нарисовать его в воздухе, а давайте попробуем. Какие элементы вы заметили в букве «Ы»? (Две палочки и полуовал). Встаньте по три человека. Догадайтесь, как можно изобразить букву «Ы».

Сейчас  я приглашаю вас в путешествие на пароходе,  хотите?  Ребята, буква Ы тоже с нами хочет путешествовать, разрешим? Итак, проходим на пароход. Капитаном корабля будет самый смелый из вас.

Прежде чем отплыть, пароход  дает сигнал: ы-ы-ы…

Как загудел пароход?

Д: ы-ы-ы…

В: Ой ребята, а впереди лодка, чтобы не столкнуться с ней, пароход, что должен сделать?

Д: Дать сигнал, ы-ы-ы…

В: Причалил пароход к берегу…  

2. Произношение звука «Ы» в словах. Игра « Угадай звук»

Посмотрите, справа от нас осенний лес, как интересно, здесь какие – то картинки (дом, дым, корова, рысь, лужа, лыжи, сыр, рак, рыба, кактусы, мышь). Нам надо угадать в каких картинках спрятался звук ы. Звук ы он у нас особенный, он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова. А кто сможет придумать слова со звуком «Ы» (мыло, столы, цветы, конфеты, шорты, мыльница, малыш, камыш)?  

Ах, какая впереди цветочная поляна, а цветочки для нас приготовили задание, они решили, что мы не справимся с ним.

3.Произношение звука Ы в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

-Ребята, какие бывают часы:  на руках… (наручные), на стене…( настенные), на улице…(уличные), на столе…(настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это…(стиральные). На других шьют, значит это…(швейные). Убирают улицы…(уборочные машины), перевозят грузы…(грузовые машины).

Ребята, как вы считаете, мы с заданием справились? И немножко устали, давайте отдохнём.

4.Физминутка

5.Способствовать чёткому произношению звука Ы в словах.

Л.Ф: Я услышала ваш веселый танец и решила заглянуть к вам, вы такие озорные, но ветер мне нашептал, что вы такие умные, всё знаете, и я решила проверить так ли это.  Я загадаю загадки, а вы отгадайте:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пениться,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет её, и нет следа. (Рыба).

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка).

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез. (Дым).

6. Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук»

Л. Ф.: Вы просто молодцы. А давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите звук ы. (Мартышки, дыня, торт, тыква, чемодан, бык, сон, пыль, усы, камыш, весы, лимон)

Л. Ф.: Молодцы, однако. Посмотрите, на моей полянке растут белые грибы, и они мне сказали, что вы сможете из ниточек сложить букву Ы. (Работа за столом, лесная Фея их хвалит).

7.Оценка "Как живешь?" 

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

8. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Давайте поиграем в игру «Один - много» Я называю один предмет, а вы много: кукла-куклы, гриб - грибы, машина - машины, шкаф - шкафы, стол - столы, шар - шары, тыква - тыквы, кот - коты, зонт – зонты, дуб - дубы, комар- комары.

В: Ребята, мы с вами долго путешествовали, нам  пора возвращаться, наш пароход нас зовёт, Ы-Ы-Ы… Идемте, идемте, где наш капитан? Пароход даёт сигнал: Ы-Ы-Ы… Отплываем… Ну вот, мы и вернулись, ребята, вам понравилось наше путешествие?

 С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Какие звуки называют гласными?

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”....

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»

Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...