Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Горячева Анжела Вячеславовна

 

Образовательная область: «Коммуникация»

Возраст детей  5-7 лет

Форма НОД – занятие

Форма организации : групповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvitie_rechi_zvuk_y_podg.gr_.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

           Составила воспитатель: Горячева Анжела Вячеславовна

                                                                                                               МБ ДОУ «Детский сад №21            

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)       Тема: Звук [Ы]  и буква ы

 Образовательная область: «Коммуникация»

Возраст детей  5-7 лет

Форма НОД – занятие

Форма организации : групповая

Цели:

1.Знакомство с буквой Ы.

2.Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях.

3. Упражнять детей в образовании существительных  множественного числа.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.

5. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. 

6.Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Задачи:

Образовательные: познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.

Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса), фонематический слух, внимание, мышление, память,  пространственное восприятие.

Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;  интерес к занятию; настойчивость.

Оборудование: набор картинок ( кукла – куклы, шар – шары и пр.), печатная буква Ы

Ход занятия:      

  1. -Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.

  - А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.  

- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах.

-Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

-А звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы .

-Какой новый звук вы услышали?

-Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы.

2.  -Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много: Кукла – куклы,  гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода — ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы,  банан – бананы, двор — дворы, забор — заборы,  комар — комары, топор —  топоры.  

- А теперь давайте вместе пропоем звук  ы; - громко, тихо, кратко, длинно. 

Дыхательная гимнастика

-Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить.

-  Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики  - где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.

-Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики. 

Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове:

Шла коза,

Навстречу – … (козы).

Здесь – берёза,

Там – … (берёзы),

Рядом дуб,

А с ним – … (дубы)

Нету слов на букву … (ы)

- Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова. 

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Губы открыты или смыкаются? (открыты).

- Зубы открыты или смыкаются? (открыты).

- Где находится язык? (он лежит на дне рта).

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет).

 4.Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

-Ребята  какие бывают часы: на руках… (наручные), на стене… (настенные), на улице… (уличные), на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины), перевозят грузы… (грузовые машины).       

 5.Образование существительных  множественного числа.

- У  соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети).

 - У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

  - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

 - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

 - И дома у звука [ы]  не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

  - Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

- Попробуем нарисовать букву в воздухе: начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.

6. Динамическая пауза.

 -Немного отдохнем.

 Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

 В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

 -Повторим.

7.Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.

-Ребята  отгадайте загадки:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло).

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы).

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба).

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка).

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

-И исчез. (Дым)

8.Заучивание стихотворения М. Мышковской.

Мышка мыла

мылом нос,

Мыла уши,

мыла хвост,

Мыла так,

что стала белой,

И от счастья

мыло съела.

вопросы:

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела).

 - Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным). Ребята вам понравилось занятие? Вы все молодцы!

Литература:

1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2011г.

2.Ушакова  О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. –М.: Творческий центр, 2012г.

3. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Воспитываем, обучаем дошкольников. «ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»

Цели: 1. Знакомство с буквой Ы. Обучение элементам грамоты. 2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование. 3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в слов...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”....

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»

Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...