Конспект воспитателя МБДОУ д/с №6 г. Задонска Липецкой области Шатских Алины Михайловны ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница - вода»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды

Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.

Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)

Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать.

Развивать мышление, любознательность, речь детей;

Развивать экологическое мышление и экологическую культуру

Воспитательные:

воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_volshebnitsa_-_voda.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект воспитателя  МБДОУ д/с №6 г. Задонска Липецкой области Шатских Алины Михайловны ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

«Волшебница - вода»

Цель: воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды

Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.

Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)

Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать.

Развивать мышление, любознательность, речь детей;

Развивать экологическое мышление и экологическую культуру

Воспитательные:

воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Ход НОД.

Воспитатель :- Ребята. Посмотрите сколько гостей сегодня к вам пришли.

Давайте поздороваемся.

Психогимнастика:

Давайте за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ты мой друг и я твой друг,

Пусть будет всем светло вокруг

Улыбнемся гостям нашим

И вместе ручкой им помашем.

(Звучит фонограмма "Шум ручья")

Воспитатель: - Я слышу какие-то звуки.  Как вы думаете, что это за звуки?

Ответы детей.

Воспитатель читает стихотворение «О воде? ».

Слышали вы  о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему нам без воды не прожить? Какую пользу приносит вода?

Ответы детей

Воспитатель: - Вода – это источник жизни на Земле. Ребята, а вы знаете, чтобы подчеркнуть величайшее значение воды в нашей жизни 22  марта весь мир отмечает праздник – Всемирный день воды!

 

Воспитатель: - А еще воду называют волшебницей. Хотите узнать почему?

 Тогда я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие! Согласны?

 - Ой, а на чем же мы отправимся в путешествие? Как вы думаете?

Ответы детей

Воспитатель: - Ребята, я очень часто со своими детьми путешествую на волшебном парашюте! Посмотрите, какой он яркий, красивый!

кто из вас согласен отправиться в путешествии на волшебном парашюте?

 - Тогда, беритесь за края парашюта, а сейчас давай те его откроем. Возьмитесь левой рукой за парашют.

 - Все готовы к полету? (Аудиозапись со звуком ветра)

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка

И дома, и человечки.

(Махи руками, как крыльями)

Побежали, побежали, так садитесь, мы взлетаем!

Дети садятся на парашют. Обращаю внимание детей на экран.

Воспитатель: - Посмотрите, как высоко мы взлетели!

Слайд Земли

- Ребята, а что мы видим?

- Какой она формы?

- А какого цвета?

Ответы детей

- Когда первый космонавт Ю.А. Гагарин (слайд) увидел нашу Землю из космоса он назвал ее голубой планетой

- Как вы думаете, почему?

- Верно, потому что большую ее часть занимает вода. Все, что вы видите на планете Земля голубого цвета – это и есть вода.

- Ребята, а где  встречается вода в природе?

Слайд океаны, реки, моря

- На нашей земле 4 океана, 30 морей и множество рек, озер, родников

Словесная игра  «Вода какая…»

- А как называется вода в морях и океанах? (вода называется морская)

-Если вода в реке, она называется ? – речная

Вода в болоте -…

Вода в роднике -…

Вода в озере-...

Воспитатель: - Ребята, а кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах?

Ответы детей

Воспитатель:- Как вы думаете можно  пить морскую воду? Готовить из нее пищу? (нет)

- Кто знает, откуда берется вода, которую мы употребляем в пищу? (из ключей, родников, рек, озер)

- А она соленая?

Какая она на вкус? А кто знает, как называется эта вода? (пресная)

Воспитатель: - Ребята, над каким красивым озером мы пролетаем. Может кто-то знает из вас как оно называется?

(Слайд озеро Байкал)

Ответы детей

- Это самое большое и глубоководное озеро на Земле с пресной водой, озеро Байкал.

Посмотрите, какое оно чистое и большое.

- А кому нужна вода? (насекомым, животным, человеку)

(Слайд)

Воспитатель: - Как человек использует воду?

(Слайд)

- Кажется, что воды много на земле и хватит ее на всех.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите куда мы с вами прилетели? (в лабораторию)

(Слайд лаборатории)

- А что такое лаборатория? (Лаборатория – это такое место, где ученые проводят различные опыты и ставят эксперименты)

- А хотите мы сделаем с вами остановку и станем настоящими учеными, проведем опыты и узнаем много интересного о воде? Вы согласны? Тогда – вперед!

- А вот чтобы нам пройти в лабораторию, нам нужно выполнить задание.

Игра с блоками «Дьенеша»

Воспитатель: - Сейчас, каждый из вас возьмет по карточке,  на которых изображено, какой формы и цвета фигуру вы должны взять из корзины и положить на соответствующий сектор парашюта. Например, у меня изображен квадрат красного цвета, я беру из корзины эту фигуру и кладу на красный сектор парашюта. Всем понятно? Приступаем!

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием

Физкультминутка

«Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся…..»

Дети с воспитателем проходят к столам для проведения опытов

Воспитатель: - А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения: А какие вы сейчас мне подскажите.

Опыт №1. У воды нет запаха.

Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)

Вывод: Правильно, вода не имеет запаха.

На доску вывешивается символ.

Опыт№2 «Вода прозрачная и бесцветная»

Воспитатель: -Установим ещё одно свойство.

- Возьмем стакан с молоком и поместим в него трубочку . Посмотрите, ребята видно трубочку в молоке? (нет)

- А теперь вы возьмите, каждый свою трубочку и поместите в стакан с водой?

- Теперь, видно трубочку в воде, ребята?

(В воде трубочку видно, а в молоке - нет)

-Как вы думаете, почему так происходит?

(Дети делают предположения.)

-Вы видите трубочку потому, что вода прозрачная.

-Посмотрите, ребята, молоко какого цвета? (белого цвета), а вода, какого цвета?

(Предположения детей)

-Ребята, вода не имеет цвета, она бесцветная.

-Как ученые делаем вывод: вода прозрачная и бесцветная. Поможет нам запомнить это такой знак. (Вывешиваю на магнитной доске ещё один символ.)

Опыт №3. Своего вкуса у воды нет.

- А теперь давайте попробуем воду на вкус.

- Опишите ее.

- Как она называется? (безвкусная, пресная)

- Верно, вода не имеет вкуса.

- А теперь попробуйте воду вот в этих стаканчиках (предлагаю соленую воду)

 - Опишите ее. Как вы думаете, эту вод , мы можем назвать морской? (да, т.к. она соленая). Но в этой воде добавлена поваренная соль, которую мы употребляем в пищу, вот она посмотрите. Горьковатый. Соленый вкус морской воде придает морская соль. Посмотрите и сравните поваренную и морскую соль. Морская соль крупная, грязная, поэтому воду морскую пить нельзя. (Дети сравнивают соль)

Воспитатель: Ребята, кто из вас умеет плавать? А я вам сейчас открою секрет. В солёной воде плавать легче, чем в пресной. И сейчас я вам это докажу.  

Опыт №4 с горошинами.

 У меня 2 емкости с водой. Сейчас мы и в одну из них добавим морскую соль. Здесь у нас пресная вода, т.е не соленая, а здесь соленая. Берем горошинку и кладем его в емкость с соленой водой, а второе горошинку мы положим в емкость с пресной водой. Посмотрите и сравните, что произошло в 1 и 2 емкости?

(дети наблюдают, что в солёной воде горошинка не тонет, а в пресной тонет)

Вывод: Вместе с детьми воспитатель формулирует свойство солёной воды: солёная вода  лучше удерживает предметы, поэтому плавать в солёной воде легче.

Воспитатель:  - А  я сейчас вам предлагаю сделать перерыв и отдохнуть

Физкультминутка «Море».

(Проводится под музыку.)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Море очень широко,

(дети широко разводят руки в стороны).

Море очень глубоко

(приседают, коснувшись ладонями пола)

Рыбки там живут, друзья.

(выполняют упражнение “Рыбка”)

А вот воду пить нельзя.

(разводят руки в стороны, приподнимая плечи)

Воспитатель:- А вы знаете, что водоёмы тоже могут болеть, как люди?

 - Источники загрязнения воды - сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.

- Давайте сходим к реке.

- Ой, а что же это случилось с нашей рекой?

- Посмотрите, какая у нас река? (Показ слайда презентации).

 Ответы детей: грязная.

 - Что же нам делать?

 Ответы детей.

-Ребята, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?

 - Что случится с водой в реке, если бросать мусор?

Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в реке.

- Ребята, давайте с вами очистим реку от мусора. (Показ слайда презентации).

- Молодцы, ребята!

- Какая чистая у нас река стала, теперь и рыбки в ней могут жить, давайте запустим, посмотрите какие они разные и красивые. – Они вам очень благодарны, что вы очистили реку от мусора.

- Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели).

- Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)

Опыт №5 на закрепление

Воспитатель: - Воды на Земле много, но всего лишь небольшая её часть может употребляться в пищу. Посмотрите сюда – в банке (3 л). Представьте, что эта вся вода, которая есть на Земле, мы знаем, что вода бывает морская соленая и родниковая пресная.

- Часть воды я отолью, это вода пресная (т.е. реки, озера, родники), а оставшаяся вода морская (моря и океаны).

-Посмотрите и определите: какой воды на Земле больше, а кокой меньше?

-Какой мы можем сделать вывод?

- Что нужно делать, чтобы сохранить пресную воду?

Итог:

Воспитатель: - Представьте, что было бы, если на Земле исчезла вся вода? (ответы детей)

 - Правильно ребята, без воды не сможет прожить ни человек, ни рыбы, ни птицы, ни животные, ни растения. Без воды наша планета погибнет.

Но я думаю, что этого не случиться, потому что, мы с вами будем воду беречь и охранять.

Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети с воспитателем возвращаются на парашюте)

Подведение итогов

- Ребята вам понравилось наше путешествие?

- Ребята, что нового вы узнали о воде?

- Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?

- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?

 Перспектива

Воспитатель:

Но  о воде можно говорить ещё очень много, и много нового  узнать, надеюсь вы на этом не остановитесь, а будете продолжать экспериментировать, узнавать новые свойства такой знакомой и всегда находящейся рядом – водой. Расскажите своим родителям о том, что вы сегодня узнали и попробуйте вместе найти новые свойства воды и, обязательно поделиться своими открытиями с друзьями.

Воспитатель: -Я очень рада была познакомиться с вами.  На память о нашем путешествии я дарю вам волшебную капельку, чтобы вы не забыли о пользе воды и бережном к ней отношении. - Давайте скажем друг другу спасибо! До новых встреч!

                                                     

Самоанализ ООД

Вашему вниманию была представлена интегрированное организованно-образовательная деятельность (далее ООД)  по познавательному развитию на тему «Волшебница-вода» в подготовительной группе ( с интеграцией образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие) направленное на решение следующих задач:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды

Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.

Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)

Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать.

Развивать мышление, любознательность, речь детей;

Развивать экологическое мышление и экологическую культуру

Воспитательные:

воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Для проведения данной ООД были созданы комфортные условия для детей: А именно игровой парашют, презентация слайдов, музыкальное сопровождение (звуки природы) индивидуальные карточки-замки с заданиями и капельки сюрпризы; для проведения опытно-эексперементальной деятельности: наборы для проведения опытов и карточки-символы; и атрибуты для дидактической практической  игры «Очисти водоём». .

Материал подготовлен в соответствии педагогическим требованиям, пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным. Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

ООД составлено самостоятельно, структура выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствуют теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательному процессу. Для достижения результатов я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. ООД состоит из трёх взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной. Основные этапы ООД чётко переходили от одного к другому.

По своей структуре ООД построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей.

 Первая часть включает в себя организационный момент: 1)приветствие,  в стихотворной форме, которое направлено на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями

2)введение в игровую ситуацию, направленную на мотивацию образовательной деятельности.

Вторая часть, основная состоит из 1)презентации слайдов, которая способствует  выявлению и обобщение имеющихся знаний и в ведение нового материала.

2) опытно-эксперементальной деятельности, которая способствовала активизации самостоятельной мыслительной деятельности, любознательности и умению делать выводы.

3) практическая деятельность виде дидактической игры «Очисти водоем», направленная на развитие экологического мышления и воспитание бережного отношения к природе.

В 3 заключительной части были подведены итоги и закрепление полученного материала, перспектива на будущее и поддержания эмоционального фона детей виде сюрприза-капелек.

В ООД применялись методы: наглядный, словесный, практическо-исследовательский.

Были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме: психогимнастика с целью создания эмоционально-положительного фона, художественное слово (Стихотворение о воде), беседа о воде, сюрпризный момент виде игрового парашюта, иллюстрации слайдов, символы, экспериментирование, опыты, игровой прием (дидактическая игра, словесная, физкультминутки, динамическая пауза).

Применялись различные способы включение детей в образовательный процесс: интонирование речи, игровые ситуации, сюрпризный моменты и поисково-проблемные ситуации.

Все методы и приемы были направлены на активизацию мыслительной деятельности детей. Были созданы условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным. В процессе ООД непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей.

Во время ООД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Я старалась быть в позиции «рядом».

Я открыто, искренне, доверительно относилась к каждому ребенку на ООД, доступно, понятно объясняла задания необходимые для выполнения, что способствовало созданию комфортной, доброжелательной, психологической атмосфере в группе.

Для профилактики утомления использовала динамические паузы (полет на парашюте, поход по тропинке), физкультминутка «Море», психогимнастика.

Применялись современные технологии: здоровьесбережение, гендерное обучение, ТРИЗ, применялось ИКТ, проблемно-поисковые технологии, интегрированное обучение.

Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные,  четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. В ответах детей имеется суждения, они способны устанавливать взаимосвязь, излагать свои мысли.

Поставленные задачи удалось реализовать полностью, считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной для получения положительного результата. Я надеюсь, что полученные знания дети будут использовать в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного познавательно - речевого занятия подготовительной группы Волшебница- вода

Ход занятия.-Ребята, хотите, я сегодня расскажу, вам сказку? Вот послушайте. -У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья - Дождь, Туман, Иней, Снег, Град, Лед; дочери – Роса, Капель, Снеж...

Эссе воспитателя МБДОУ д/с №6 г. Задонска Липецкой области Шатских Алины Михайловны на тему «Моя педагогическая философия»

Воспитывать – это благое призванье!Любить, понимать и конечно прощать,Примером во всем быть, проявлять сострадание …Воспитывать, значит, другим, что-то дать.Дать даром умение свои, знания;Посеять все ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Волшебница - соль"

В этом конспекте дети вместе с воспитателем исследуют свойства соли....

"Конспект по познавательному развитию в средней группе "Волшебница вода"

Создать целостное представление о воде как о природном явление; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе; познакомить со свойствами воды;развивать интерес к экспериментированию; пок...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Волшебница вода» (с использованием приемов экспериментальной деятельности )

Используя приемы экспериментальной деятельности мы сможем: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни всего живого на планете, формировать умение экономно исполь...

Проект по познавательному развитию в подготовительной группе "Волшебница вода"

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей существующих в природе, чувство сопереживания всему, дей...

Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница Вода»

Программное содержание:- развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;- продолжать знакомить с приемами элементарного экспериментирования;- развивать пр...