Экологическая развивающая предметно-пространственная среда в семейном детском саду.
статья по окружающему миру на тему

Гущина Юлия Викторовна

                                                                                                                                 

     Экологическое образование подрастающего поколения, формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и грамотности, т е. бережного отношения ребенка к природе, себе и  окружающим  – это и есть одна из актуальных проблем современности.

    Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается.  Основы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. 

     Для полноценного экологического образования в дошкольном возрасте необходима правильно организованная предметно-развивающая среда, в которой у  ребенка сформируются навыки, как грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для самого ребенка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая развивающая предметно-пространственная среда в семейном детском саду.

                                                                                   Есть просто храм,

                                                                                                 Есть храм науки,

                                                                                                 А есть еще природы храм,

                                                                                                 С лесами тянущими руки

                                                                                                 На встречу солнцу и ветрам.

                                                                                                 Он свят в любое время года,

                                                                                                 Он крыт для нас в жару и стынь.

                                                                                                 Входи сюда, будь сердцем чуток,

                                                                                                 Не оскверняй его святынь.

                                                                                                                                     (А. Смирнов)

     Экологическое образование подрастающего поколения, формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и грамотности, т е. бережного отношения ребенка к природе, себе и  окружающим  – это и есть одна из актуальных проблем современности.

    Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается.  Основы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.  

     Для полноценного экологического образования в дошкольном возрасте необходима правильно организованная предметно-развивающая среда, в которой у  ребенка сформируются навыки, как грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для самого ребенка.  

     Наш Семейном детском саду «Умка», который является структурным подразделением  МБДОУ детского сада «Ивушка»  Борского района Нижегородской области, на протяжении двух лет занимается экологическим воспитанием дошкольников. Используя в своей работе с детьми необыкновенную, исключительную среду (индивидуальный жилой дом с размещением помещений для детского сада) имеем возможность на практике осуществить индивидуальный  подход в экологическом воспитании ребенка. Организации развивающей предметно-пространственной среды  создается с учетом возрастных особенностей, наглядного характерного мышления дошкольников, их эмоциональности, впечатлительности.

     Когда мы создавали проект нашей группы, то исходили от возможностей и особенностей развития в группе приоритетного направления – экологического воспитания. При организации среды в экологическом стиле исходили от реалистичных  возможностей, не требующих радикального обновления оборудования и была бы доступна нам с весьма скромными материальными ресурсами.  

     Экологические пространства в нашем семейном детском саду используются как в познавательных, так и в оздоровительный целях, для развития навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания воспитанников. Кроме традиционных видов «Экологических пространств»  у нас есть мини-огород, огород в теплице, сад, экологическая тропинка, площадка природы.

     Главная особенность нашего уголка природы — непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями общение с ними, уход и выращивание их.

     В уголке природы отведено  место для труда, календаря наблюдений, для размещения мини-огорода  (лука, овса, рассады).  Работа с календарем, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания. Особо хочется  отметить значение места для труда. В нашей  группе имеются мобильные столы-тумбы, которые приходят детям на помощь при выполнении различных трудовых действий:  либо протирание листьев растений, либо их  опрыскивание, рыхление земли и т.д. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил.

     Познавательно-ознакомительная деятельность очень важна: ведь дети должны много знать о тех, кто живет рядом с ними. Решая эту проблему, в своей работе мы используем различные дидактические пособия, лепбуки,  интерактивные игры, чтение художественной литературы, картотеки аудио и видео записей о природе, ее обитателях.

     Рядом с домом нашего семейного детского сада проходит лесополоса, которая составляет значимую часть развития детей в экологическом направлении. Там дети могут непосредственно на протяжении  длительных циклических наблюдений видеть сезонные изменения в природе, наблюдать за жизнью птиц, насекомых.

     Территория нашего детского сада озеленена, обустроена. Имеется газон, клумбы, с разными видами цветов, садовые деревья, плодово-ягодные кустарники, хвойные деревья, виноградная лоза. Дети с большим удовольствием принимают непосредственное участие в развитии экологического пространства вокруг своего второго дома. В летнее время, расположившись на зеленом газоне, у детей есть больше возможности слиться с природой, увидеть красоту полевых, садовых растений, жизнь насекомых – пообщаться и слиться с природой, нежели жизнь в городской суете.

      На территории детского сада есть теплица, в которой дети проводят наблюдения за ростом овощей: огурцов, помидоров, перцев, укропа, петрушки и оказывают посильную помощь в уходе за ними.

     Наша экологическая тропинка,  которая проходит на территории семейного детского сада, включающая в себя: огород с теплицей (центр трудовой деятельности), садовые деревья и кустарники, цветники -   выполняет познавательную, развивающую, оздоровительную функцию в развитии наших деток.

     Результатом системной и целенаправленной работы с детьми нашего  детского сада стала совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей. Проведение экологических акций - социально-значимых комплексных мероприятий экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющие общественное значение, большое воспитательное воздействие на дошкольников, - и явились эффективным способом пропаганды экологических идей среди родителей. Реализация проектов:  день добрых дел «Покормим птиц зимой», «Мы любим природу», «Волшебные снежинки», «Зимой гуляем, трудимся, наблюдаем!»,  день добрых дел «Чистота – залог здоровья. Создание совместных  фоторепортажей  «Как ухаживать за растениями?»,  «Весна пришла, птиц позвала», «Что посадим в огороде?» «Игры на природе», «Лучшие места отдыха с детьми в нашем огороде». Проведение акции по очистке и озеленению территории ДОУ.    

     В нашем детском саду разработаны следующие исследовательские проекты: «Загадки воды», «Песок – бывает разным…», разработаны картотеки экспериментов и опытов.

     Из всего выше сказанного можно сделать вывод о неординарных  возможностях семейного детского сада,  как одной из вариативных форм современного экологического воспитания детей дошкольного возраста. Знания, приобретенные путем непосредственной близости к природе к ее сопричастности, помогают сформировать у наших воспитанников правильное представление о мире, в который он включается не как зритель , а как участник естественного процесса развития, понимая уникальность и хрупкость живого мира и осознает свою ответственность. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»

Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...

«Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»

Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает...