Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы «Кто такие коллекционеры?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе    группы «Кто такие коллекционеры?»

 

 

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Участники пректа: дети , педагоги, родители.

                                                                                                                                            Цель проекта: формирование у детей естественно - научных представлений о предметах окружающего мира.

Задачи проекта:

Обучающие: развитие  поисково-познавательной деятельности; расширение представления  детей о коллекционировании;

организация совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Развивающие: развитие мыслительной активности и творческих способностей;

совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;                                  развитие коммуникативных навыков, умения отстаивать свою точку зрения;

обогащение сенсорного опыта детей;

совершенствование навыков свободного общения со  взрослыми и сверстниками.                                                                                                    Воспитательные: поощрять стремление к самостоятельной познавательной деятельности;                                                                                                                  воспитать бережное отношение к предметам, имеющим ценность.

Ожидаемые результаты: участие в проекте должно способствовать повышению познавательной активности детей (активному проявлению интереса к предметам окружающего мира, установлении связи между свойствами предметов и их использованием).

Расширение кругозора, проявление фантазии.

Укрепление взаимоотношений между участниками проекта (детьми, родителями, педагогами).

 

Умение получать информацию из различных источников и применять полученные знания на практике.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Расширение, активизация словарного запас.                                            Создание коллекции ключей в группе.                                                                     Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей. Главное, чему должен научить проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить свою удивительную историю.

 

 

 

Актуализация проекта

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.                                                                                                                                                  Этапы реализации проекта:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

 

 

1.Подготовительный этап.

Формы работы с детьми:

определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях «коллекционирование»«коллекция»«коллекционер»; обсуждение темы проекта;

определение уровня уже имеющихся у детей знаний о коллекциях.      Для того, чтобы понять, что дети знают о коллекционировании, собирают ли они что-то дома, с ними была проведена беседа-рассуждение на тему«Мое представление о коллекционировании». В ходе данной беседы мы выяснили, что некоторые дети нашей группы вместе с родителями собирают дома коллекции (мягкие игрушки, фишки, ракушки, игрушки – герои мультфильмов), узнали, какое они имеют представление об этом, познакомили их с предметами коллекционирования и некоторыми коллекциями, которые собирают люди. Дети очень заинтересовались данной темой, бурно отвечали на вопросы и стремились сразу рассказать про свои коллекции. Видя такую заинтересованность детей, я решила провести с ними еще одну беседу, чтобы расширить представление детей о коллекционировании, познакомить их с правилами настоящих коллекционеров, а также вызвать интерес к собиранию общей коллекции. После некоторого обсуждения мы решили собирать ключи.

Формы работы с родителями: Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы

Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…”, или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считают коллекционирование бесполезным занятием. Проведена консультация для родителей «Коллекционирование – как средство развития познавательной активности у детей».                                                                                                                                          Подбор методической, познавательной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.Основной этап 

                                                                                                                                                      Формы работы с детьми:

Познавательная деятельность.

Посещение интернет  - музеяНа страницах интернет- музея дети смогли увидеть самые разные коллекции.  А такжеузнали, какими были первые ключи и замки, узнали, из каких частей состоит ключ(головка, ушко, шейка , бородка). 

Беседы – рассуждения «Кто такие коллекционеры?», «Для чего люди собирают коллекции».                                                                                                             Просмотр  и обсуждение презентации «Такие разные ключи».

 Отгадывание загадок; знакомство с  народными поговорками и приметами о ключах.                                                                                                                                                                         Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик»                                                                                                                                                                                                                                Игровая деятельность.                                                                                                                                Игра – разминка «Буратино».

Дидактические игры: «Назови сходства и различия», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери ключ к замку».

Продуктивная деятельность.

Рисование: «Нарисуем ключ».

Лепка: оттиски  ключей  на пластилине;  лепка  «Придумай и слепи свой ключ»                                                                                                         Конструирование: ключ из мягкой проволоки, из палочек  Кюизенера

Экспериментально-поисковая деятельность.

Рассматривание и  сравнение ключей: знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны ключи.

Развитие речи:

составление описательных рассказов о ключах;                                                    

придумывание сказок и историй.

                                                                                                                                                          Формы работы с родителями:

Беседы с родителями о важности данной проблемы.                                  Привлечение родителей к поиску загадок, стихов, поговорок, пословиц, примет о ключах; информации об истории возникновения ключа, интересных фактах.                                                                                                                               

Рассказы родителей о семейных коллекциях.

Для данного проекта дети вместе с родителями искали интересную информацию про ключи, пополняли новыми ключами нашу коллекцию, делились своими впечатлениями о разных фактах из истории замков и ключей. Также были подготовлены рассказы детей о своих коллекциях: фишки, игрушки – герои мультфильмов, модели автомобилей, мягкие игрушки. В ходе образовательной деятельности мы с детьми отправлялись в путешествие, узнавали, что у каждого предмета есть прошлое, что все предметы являются результатом труда человека, учили стихи, отгадывали загадки.                                                                                                                 Организовали  мини – музей в группе.

3.  Заключительный этап.

На заключительном этапе родители принимали активное участие в оформлении коллекции ключей. В ходе совместного обсуждения было принято решение разместить  ключи на подставке в форме дома. Закрепить ключи таким образом, чтобы они были в свободном доступе  для детей. Презентация коллекции.                                                                                                    Подведя итог можно отметить, что коллекционирование  это очень полезное и интересное занятие, а сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер! Ведь ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее, соответственно развиваются коммуникативные навыки, а также еще массу других полезных качеств —терпение, настойчивость, пробуждает интерес к истории, географии. Хочется отметить еще один положительный результат этой работы: благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство гордости, у них повышалась самооценка.

В результате реализации проекта у детей повысился опыт общения в процессе совместной деятельности, дети обменивались информацией, делились своими приобретенными знаниями, впечатлениями, рассказывали о своих коллекциях, которые они собирают дома. Задачи, поставленные в начале проекта, были выполнены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kollektsiya.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе    группы «Кто такие коллекционеры?»

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Участники пректа: дети , педагоги, родители.

                                                                                                                                            Цель проекта: формирование у детей естественно - научных представлений о предметах окружающего мира.

Задачи проекта:

Обучающие: развитие  поисково-познавательной деятельности; расширение представления  детей о коллекционировании;

организация совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Развивающие: развитие мыслительной активности и творческих способностей;

совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;                                  развитие коммуникативных навыков, умения отстаивать свою точку зрения;

обогащение сенсорного опыта детей;

совершенствование навыков свободного общения со  взрослыми и сверстниками.                                                                                                    Воспитательные: поощрять стремление к самостоятельной познавательной деятельности;                                                                                                                  воспитать бережное отношение к предметам, имеющим ценность.

Ожидаемые результаты: участие в проекте должно способствовать повышению познавательной активности детей (активному проявлению интереса к предметам окружающего мира, установлении связи между свойствами предметов и их использованием).

Расширение кругозора, проявление фантазии.

Укрепление взаимоотношений между участниками проекта (детьми, родителями, педагогами).

Умение получать информацию из различных источников и применять полученные знания на практике.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Расширение, активизация словарного запас.                                            Создание коллекции ключей в группе.                                                                     Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей. Главное, чему должен научить проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить свою удивительную историю.

Актуализация проекта

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.                                                                                                                                                  Этапы реализации проекта:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

1.Подготовительный этап.

Формы работы с детьми:

определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях «коллекционирование»«коллекция»«коллекционер»; обсуждение темы проекта;

определение уровня уже имеющихся у детей знаний о коллекциях.      Для того, чтобы понять, что дети знают о коллекционировании, собирают ли они что-то дома, с ними была проведена беседа-рассуждение на тему«Мое представление о коллекционировании». В ходе данной беседы мы выяснили, что некоторые дети нашей группы вместе с родителями собирают дома коллекции (мягкие игрушки, фишки, ракушки, игрушки – герои мультфильмов), узнали, какое они имеют представление об этом, познакомили их с предметами коллекционирования и некоторыми коллекциями, которые собирают люди. Дети очень заинтересовались данной темой, бурно отвечали на вопросы и стремились сразу рассказать про свои коллекции. Видя такую заинтересованность детей, я решила провести с ними еще одну беседу, чтобы расширить представление детей о коллекционировании, познакомить их с правилами настоящих коллекционеров, а также вызвать интерес к собиранию общей коллекции. После некоторого обсуждения мы решили собирать ключи.

Формы работы с родителями: Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы

Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…”, или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считают коллекционирование бесполезным занятием. Проведена консультация для родителей «Коллекционирование – как средство развития познавательной активности у детей».                                                                                                                                          Подбор методической, познавательной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.Основной этап  

                                                                                                                                                      Формы работы с детьми:

Познавательная деятельность.

Посещение интернет  - музея.  На страницах интернет- музея дети смогли увидеть самые разные коллекции.  А такжеузнали, какими были первые ключи и замки, узнали, из каких частей состоит ключ(головка, ушко, шейка , бородка).  

Беседы – рассуждения «Кто такие коллекционеры?», «Для чего люди собирают коллекции».                                                                                                             Просмотр  и обсуждение презентации «Такие разные ключи».

 Отгадывание загадок; знакомство с  народными поговорками и приметами о ключах.                                                                                                                                                                         Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик»                                                                                                                                                                                                                                Игровая деятельность.                                                                                                                                Игра – разминка «Буратино».

Дидактические игры: «Назови сходства и различия», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери ключ к замку».

Продуктивная деятельность.

Рисование: «Нарисуем ключ».

Лепка: оттиски  ключей  на пластилине;  лепка  «Придумай и слепи свой ключ»                                                                                                         Конструирование: ключ из мягкой проволоки, из палочек  Кюизенера

Экспериментально-поисковая деятельность.

Рассматривание и  сравнение ключей: знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны ключи.

Развитие речи:

составление описательных рассказов о ключах;                                                    

придумывание сказок и историй.

                                                                                                                                                          Формы работы с родителями:

Беседы с родителями о важности данной проблемы.                                  Привлечение родителей к поиску загадок, стихов, поговорок, пословиц, примет о ключах; информации об истории возникновения ключа, интересных фактах.                                                                                                                                

Рассказы родителей о семейных коллекциях.

Для данного проекта дети вместе с родителями искали интересную информацию про ключи, пополняли новыми ключами нашу коллекцию, делились своими впечатлениями о разных фактах из истории замков и ключей. Также были подготовлены рассказы детей о своих коллекциях: фишки, игрушки – герои мультфильмов, модели автомобилей, мягкие игрушки. В ходе образовательной деятельности мы с детьми отправлялись в путешествие, узнавали, что у каждого предмета есть прошлое, что все предметы являются результатом труда человека, учили стихи, отгадывали загадки.                                                                                                                 Организовали  мини – музей в группе.

3.  Заключительный этап.

На заключительном этапе родители принимали активное участие в оформлении коллекции ключей. В ходе совместного обсуждения было принято решение разместить  ключи на подставке в форме дома. Закрепить ключи таким образом, чтобы они были в свободном доступе  для детей. Презентация коллекции.                                                                                                    Подведя итог можно отметить, что коллекционирование — это очень полезное и интересное занятие, а сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер! Ведь ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значитподготовиться к такому рассказу заранее, соответственно развиваются коммуникативные навыки, а также еще массу других полезных качеств —терпение, настойчивость, пробуждает интерес к истории, географии. Хочется отметить еще один положительный результат этой работы: благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство гордости, у них повышалась самооценка.

В результате реализации проекта у детей повысился опыт общения в процессе совместной деятельности, дети обменивались информацией, делились своими приобретенными знаниями, впечатлениями, рассказывали о своих коллекциях, которые они собирают дома. Задачи, поставленные в начале проекта, были выполнены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"

Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»

Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы....

Познатательно - исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему " Огород на окне"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТС ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ОКНЕ»  Составила: воспитатель Быкова Л.А.  Проект : долгосрочный. Вид пр...

Познавательно-исследовательский проект с детьми 2-4 лет «ТАКАЯ РАЗНАЯ ПУГОВКА» воспитателя МБДОУ №14 Резановой Н.Е.

Выступление с опытом работы по реализации познавательно-исследовательского проекта  с детьми 2-4 лет «ТАКАЯ    РАЗНАЯ   ПУГОВКА» воспитателя МБДОУ №14 Резановой Н....

Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...

Познавательно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста "Кто такие птицы?"

АктуальностьВ настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда мо...