МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА цикла наблюдений за божьей коровкой в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Самарина Марина Геннадьевна

Мною представлен цикл наблюдений за божьей коровкой в старшей группе. Каждое наблюдение имеет  свою цель, свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc76 КБ
Файл prezentatsiya.pptx208.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Павлово

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

цикла наблюдений за божьей коровкой

в старшей группе

                                                        воспитателя высшей категории  

МБДОУ детского сада  №25 г. Павлово

Самариной  Марины Геннадьевны

г. Павлово

"Прежде чем давать знания, надо научить думать,

воспринимать, наблюдать".                                                      

                                                                                           В.Сухомлинский.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как  наблюдения и экспериментирование наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

Мною представлен цикл наблюдений за божьей коровкой в старшей группе.

Каждое наблюдение имеет  свою цель, свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

Наблюдение 1. «Где можно найти божью коровку».

Цель: формирование у детей внимательного отношения к окружающему миру;

уточнение их представлений о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах); воспитание интереса к природным явлениям.

Средства: объект живой природы - божья коровка.        

Способы:                                                                                                                                                     - сюрпризный момент                                                                                                                         - художественное слово                                                                                                                   - обследование

- вопросы поискового характера                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Ход:                                                                                                                                                  

Дети получают письмо от Веснянки, в котором находится загадка:                                                          

На берёзовом листочке
Кто-то красненький сидит.
Спинка - крылья – в чёрных точках...
Замерла, как будто спит.
Посидела, посидела…
Вверх взвилась и улетела.
Симпатичная плутовка,

Эта ...(божия коровка.)

Воспитатель, собрав детей, предлагает им поискать жучка и внимательно ocмoтpeть место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, есть ли там солнце, ползает жучок или сидит. Некоторое время дети ищут жучков самостоятельно, а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены божьи коровки, выслушивает сообщения детей.

В завершение наблюдения воспитатель задает вопросы:

- На каких мecтaх - солнечных или теневых - чаще можно встретить божью коровку?

- Почему жучки вылезли на солнце?

- Почему они чаще сидят на одном месте, чем ползают?

 Вывод:  весной божьи коровки почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что бегают, уже отогрелись и побежали искать корм. Значит, жучка следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.                                                                                        

Наблюдение 2. «Рассматриваем божью коровку».                       

Цель: знакомство детей со строением жучка, выделение и называние основных частей тела, их особенностей.                                                                                      

Средства: объект живой природы - божья коровка, лупа.                                              Способы:                                                                                                                        - рассматривание                                                                                                               - вопросы поискового характера                                                                                                                                         - художественное слово
Ход.                                                                                                                                                                       Рассмотреть божью коровку вместе с детьми через лупу.                                                             - Кто ползет по ладошке?                                                                                                      - Что у нее есть? (Крохотные ножки-паутинки, трещинка на спинке, крапинки…)                                                                                                                         - Какого цвета божья коровка?                                                                                                            - Какого цвета крапинки? Сколько их?                                                                             Прочитать детям стихотворение Тины  Пых «Что за муха или жук...»

Что за муха или жук?
Не пойму никак я,
То летает, а то, вдруг,
Сложит крылья - платье.
Маме показал жука,
А она смеётся:
- Этот красненький в горох
Солнышком зовётся.
Он на солнце не похож,
Могла и ошибиться.
К папе я жука отнёс,
Пусть скажет, что за "птица".
Я пришёл, а у него
Уже сидит похожая.
- Видишь, сын, ведь прилетела
К нам коровка божья.
Он коровка или жук?
Что же получается?
Лучше выпущу его,
Вдруг ещё кусается.

Вывод:  у божьей коровки маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой

поверхности.

Наблюдение 3. «Точки – что они означают».

Цель: расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитание внимательного и бережного отношения ко всему живому.

Средства: объект живой природы - божья коровка.

Способы:

- художественное слово

- рассказ

- вопросы

- рассматривание

- игровое упражнение

- словесная игра

Ход.

Воспитатель загадывает детям загадку:

   Всех жуков она милей,

   Спинка алая  у  ней,

   А на ней кружочки-

   Черненькие точки.  (Божья коровка)

– Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жучков так и называли «солнышками». А имя божья коровка появилось позже.
Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:

    Божья коровка – легкая букашка,
  Божья коровка – лаковые крылья,
  Скажи, не таи секрет:
  Холодно будет или тепло.

Если жучок взлетит при слове «холодно», человек ждал холода; если при слове «тепло» – ждал тепла.
– А кто из вас знает, что означают точки на крыльях  у коровки?

 Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двухточечная, с пятью – пятиточечная и т.д. Мы привыкли, что божьи коровки красного цвета, но есть и желтые, и коричневые божьи коровки.

Игровое упражнение «Сосчитай, сколько точек у божьих коровок».

Словесная игра «Придумай имя для божьей коровки».

                                                                           

 Вывод:  в наших краях чаще всего встречаются пятиточечные и  семиточечные  божьи коровки.

Наблюдение 4. «Как божья коровка передвигается?»

Цель: уточнение представлений детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.

Средства: объект живой природы - божья коровка.

Способы:

- рассматривание                                                                                                    

- вопросы поискового характера

- художественное слово  

Ход. 

Воспитатель просит ребят самим понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует, предлагая ответить на такие вопросы:

- Какие крылышки у божьей коровки?

-  Почему она их прячет под надкрыльями?

-  Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие?

-  Какие ножки у жучка? Сколько их?

- Быстро ли он ползает?

- Зачем божьей коровке надо и летать и ползать?

Чтение стихотворения  И. Волк «Лезет божия коровка».

   Лезет божия коровка
   По травинке очень ловко.
   Крылышки, как лепесточки,
   И на них чернеют точки.
   Спинка издали видна -
   Ярко-красная она.
   Я ее возьму в ладошку,
   Поболтаю с ней немножко.
   О погоде и о детях,
   А потом пора лететь ей.
   Крылышки расправит ловко
   И летит моя коровка!
Совместное исполнение песенки:

    Божья коровка, черная головка,

   Улети на небо, принеси нам хлеба!

  Черного и белого, только не горелого.

  - Послушалась! Расправила свои прозрачные крылышки и улетела.

Вывод: божья коровка передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе  с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.

Наблюдение 5. «Чем питается божья коровка?»

Цель: формирование представлений детей о том, что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек - тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения.

Средства: объект живой природы - божья коровка; растение, на котором есть тля; прозрачный сосуд.

Способы:

- опыт

- рассматривание                                                                                                                                      

- педагогическая ситуация-отношение

- педагогическая ситуация-проблема

- художественное слово

Ход.

Воспитатель может организовать наблюдение различными способами:

 1. предлагает детям самим найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки;

2. предварительно находит растение, пораженное тлей, сажает на него одного-двух жучков и помещает  в прозрачный сосуд.

В разговоре с детьми уточняет, что хищник – это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.

Ситуация-отношение «Хищник - это хорошо или плохо».

Ситуация-проблема «Если бы не было  божьих  коровок».

Чтение стихотворения  Н. Борисовой  «Красная горошина».

Красная горошина,                                      В огороде ловит тлю –
Чёрненькие точки.                                      Я за то её люблю.
Я коровку божию                                        Вот сейчас разделит спинку
Вижу на листочке.                                     На две ярких крышечки,
Но от этого жучка                                   А под каждой половинкой –
Не дождаться молочка.                           Тоненькие крылышки.
Нет копытцев у коровки,                         Мне не нужно хлеба,
И рога ей не "к лицу".                                Улетай на небо!
Пьёт нектар коровка ловко,                    Покорми своих телят
Ест цветочную пыльцу,                           И потом вернись назад.

Вывод: божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Они поедают  огромное количество тли, любят угоститься паутинными клещиками, личинками жуков - листоедов.

Наблюдение 6. «Как божья коровка защищается от врагов?»

Цель: формирование представлений детей о том, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусный».

Средства:  объект живой природы - божья коровка.

Способы:

- художественное слово

- опыт

- рассматривание

- педагогическая ситуация-информация

- составление рассказов

Ход.

Воспитатель загадывает детям загадку.

   Красный с пятнами жучок
  Сел на тоненький сучок.
  На кусточке у забора
  Он похож на  мухомора,
  Лишь у пятен чёрный цвет,
  А других отличий нет.
  Тли и клещи куст калечат,
  А жучок его полечит.
  Урожай хороший там,
  Где поможет он кустам.
  Съест вредителей всех ловко.
  Кто он? (божия коровка).

Воспитатель предлагает детям найти божью коровку, чуть прикоснуться к ней травинкой.

- Что произошло? (Надолго замерла крошка, испугалась, у нее нет ни ногтей, ни зубов, а врагов много.)

Воспитатель обращает внимание ребят на желтое пятно, которое остается на ладони, когда они зажимают божью коровку. Поясняет, что это такое.

Ситуация-информация «Почему жучка легко найти, и почему он яркой окраски?».

Составление рассказов «Что интересного я узнал о божьей коровке».

Вывод: окраска божьей коровки – предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов.

Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи,  и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

О. Конаева
Мчится божия коровка
В красном платьице коротком,
Платье модное, в горошки,
В лапках модные сапожки.
На сапожке каблучок
Отвалился, а жучок
Обещал - каблук прибьёт,
Если гвоздики найдёт!
Е. Раннева
У Божьей коровки
Рубашка  –  пятнашка.
Какая же смелая эта букашка!
Со спичку головка,
А ползает ловко.
Покажет то левый,
То правый бочок.
Быть может, коровка
Совсем не коровка,
Не божья коровка,
А Божий бычок? 

                                                                    Загадки

Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям
- страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта... (
божия коровка.)

Отгадайте-ка, ребятки,                                             Тлей проворно поедает,
Что за жук на нашей грядке:                                    Так растения спасает.
Не вредитель, жук любезный,                                  Что за жук-черноголовка?
Для растений он полезный.                                      Это
- ...(божия коровка)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА цикла наблюдений за божьей коровкой в старшей группе воспитателя высшей категории МБДОУ детского сада №25 г. Павлово Самариной Марины Геннадьевны

Слайд 2

"Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать". В.Сухомлинский .

Слайд 3

Наблюдение 1. «Где можно найти божью коровку». Цель: формирование у детей внимательного отношения к окружающему миру; уточнение их представлений о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах); воспитание интереса к природным явлениям.

Слайд 4

Наблюдение 2. « Рассматриваем божью коровку ». Цель: знакомство детей со строением жучка, выделение и называние основных частей тела, их особенностей: -у божьей коровки маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками ; -под ними два мягких прозрачных крыла; - на маленькой черной головке усы, глаза; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности.

Слайд 5

Наблюдение 3. «Точки – что они означают». Цель: расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитание внимательного и бережного отношения ко всему живому.

Слайд 6

Наблюдение 4. «Как божья коровка передвигается? » Цель: уточнение представлений детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.

Слайд 7

Наблюдение 5. «Чем питается божья коровка?» Цель: формирование представлений детей о том, что жучок-хищник поедает очень много маленьких букашек - тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения.

Слайд 8

Наблюдение 6. «Как божья коровка защищается от врагов?» Цель: формирование представлений о том, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусный».

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за божьей коровкой в младшей группе

Конспект наблюдения за божьей коровкой на прогулке в младшей группе детского сада...

Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе.

Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе. Познавательное развитие....

Конспект организованной образовательной деятельности по тестопластике "Божья коровка" в старшей группе.

Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого теста. Закрепить умение раскатывать комочки теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность...

Методическая разработка цикла занятий по эстетике для II младшей группы "Любимые игрушки девочек и мальчиков"

Современная наука признаёт раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ...

Конспект наблюдения за божьей коровкой в средней группе.

Наблюдение за божьей коровкой в средней группе.            Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде божьей коровки....

Объёмная аппликация "Божья коровка" в старшей группе.

Объёмная аппликация в старшей группе "Божья коровка"....

Методическая разработка по аппликации с применением лепки в старшей группе «Божьи коровки на лугу».

Задачи: 1. Расширять знания о божьей коровке, закрепить знания и представления о жизни насекомых,              2. Воспитывать бережное отношение к природе через...