Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада "Солнце. Солнечная система". МДОУ Детский сад №98 "Сказка". г. Петрозаводск.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Анфимова Елена Ивановна

       Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система».

Цель: Формирование знаний о Солнечной системе.

Задачи:

Образовательные:

- Рассказать детям о Солнечной системе, назвать и показать все планеты.

- Дать характеристику Солнцу как огромному светилу.

- Расширить словарный запас детей за счет слов: звезда, солнечная система, планета, спутник, орбита, гравитация.

        Развивающие:

- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, умение находить закономерность.

- Продолжать развивать диалогическую речь (высказывать, доказывать свою точку зрения).

- Развивать интерес к разгадыванию кроссвордов.

        Воспитательные:

- Воспитывать желание у детей проявлять интерес к научному познанию космического пространства.

- Развивать у детей коммуникативные навыки.

- Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, доброжелательность, чувство товарищества.

Материал к занятию:

- Фотоиллюстрации звездного неба.

- Плакат планеты солнечной системы.

- Иллюстрации планет.

- Специальные очки с затемнёнными стёклами.

- «Умные книги»: «Космос» из серии «Мир в твоих руках», «Иллюстрированный атлас мира» Ридерз Дайджест, «Атлас мира» М.И. Горчаков, «Космос» Г.А. Яшиной, «География» Г.А. Яшиной, «Мир и человек» географический атлас, «Энциклопедия дошкольника» Н.Н. Малофеева, учебное наглядное пособие В.Н. Гербовой «Развитие речи».

- Таблица с кроссвордом.

- Презентация «Солнечная система».

 

Предварительная работа.

Предложить родителям вечером вместе с детьми понаблюдать за звездным небом, поразмышлять над увиденным.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает вниманию детей иллюстрации ночного неба.

В. Ребята, в чем разница между ночным и дневным небом? Что мы хорошо видим ночью, но не можем увидеть днем? ( Ночью на небе мы видим большое количество звезд. Небо звездное. А днем звезд не видно.)

В. А как вы думаете, почему мы не видим звезд днем? (Свет солнца гораздо сильнее, поэтому звезд не видно)

В. Молодцы, все ответы ваши правильные.

В. Солнце – это звезда, такая же, как мы видим на ночном небе. Солнце – это огромный пылающий шар, температура на поверхности Солнца 6000 градусов. При такой жаре плавится любое вещество. На Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, животным, растениям. Солнце излучает тепло и свет.

В. Дети, а вы когда ни будь смотрели на яркое солнышко? Вам было трудно на него смотреть? (Да).

В. На солнце нельзя смотреть невооружённым глазом - можно сильно навредить своим глазам. Если собираетесь посмотреть на солнце, то сначала стоит позаботится о защите для глаз.

Обычные солнцезащитные очки не предназначены для того, чтобы смотреть в них прямо на солнце. Для этой цели лучше подойдут специальные очки с затемнёнными стёклами, а ученые наблюдают за Солнцем через специальные телескопы.

Воспитатель предлагает детям надеть специальные очки с затемнёнными стёклами и посмотреть через них на солнце.

Физкультминутка. «Будем космонавтами».

Вот выходит на парад

Наш космический отряд   

 

 Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.

 

На пояс руки ставим

И наклоны выполняем.

 

Руки за голову – и вот

Наклоняемся вперед.

 

Приседая и встаем

И ничуть не устаем.

 

 

Раз – прыжок, два – прыжок,

Ногу ставим на носок.

 

И опять шагаем,

Руки поднимаем.

Дети маршируют по кругу

 

 

И.п. – стоя ноги вместе, руки к плечам. На счет «раз» - руки в стороны, на счет «два» - вернуться в и.п.

И.п. – стоя руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны вправо и влево.

 

И.п. – стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед, держа спину прямо.

 

И.п. – стоя, руки на поясе. На счет «раз» - присесть, руки вперед, на счет «два» - вернуться в и.п.

 

Прыжки на правой ноге, затем на левой в чередовании с ходьбой.

 

Ходьба по кругу, поднимая и опуская руки.

 

В. Дети, а вы знаете, что у нашей звезды – Солнце есть своя семья. Называется она солнечная система.

Воспитатель предлагает вниманию плакат, на котором изображена солнечная система.

В. Солнечная система – это объединение планет и их спутников, вращающихся вокруг земли – Солнца. Планет всего восемь. И все они разные.

В. Какие вы знаете планеты солнечной системы? Что вы можете о них рассказать? (ответы детей)

Воспитатель показывает презентацию, на которой изображена каждая из планет и рассказывает о ней. (См. приложение).

Для закрепления знаний  детей о планетах, воспитатель предлагает кроссворд. (См. приложение).                                                                                                                                        

В заключении занятия проводится игра “Звездочёт”.

Дети становятся в круг, внутри круга движется выбранный заранее “звездочёт” c мячиком – “планетой” в руках, произнося считалку вместе с детьми и задевая их рукой.

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – тот ” водун”.

На последнее слово “звездочёт” останавливается возле пары детей и разбивает их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. “Звездочёт” держит в руках мяч –“планету”. Кто из детей добежит и возьмёт “планету” первым, побеждает и становится следующим “звездочётом”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kosmos.pptx1.95 МБ
PDF icon krossvord.pdf262.75 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнечная система Составители: Анфимова Е. И. Смирнова М. А.

Слайд 2

Солнце и все космические тела, которые вращаются вокруг него, составляют Солнечную систему. В солнечную систему также входят спутники –луны, малые планеты – астероиды – и кометы.

Слайд 3

Наша Солнечная система состоит из восьми планет.

Слайд 4

Солнце – это звезда, одна из бесчисленных миллиардов звезд вселенной. Все планеты вращаются вокруг солнца. У каждой планеты своя орбита. Орбита – это путь , который совершает планета вокруг звезды .

Слайд 5

Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Поверхность планеты твердая и каменистая, изрыта кратерами – громадными ямами, возникшими в результате столкновения с крупными космическими телами.

Слайд 6

Венера - это вторая по удаленности от Солнца планета. Поверхность раскаленная каменистая пустыня покрытая, вулканами, горами, кратерами. Это самая горячая планета нашей системы, температура ее поверхности превышает 400 градусов. Венера – третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Названа именем Венеры, богини любви.

Слайд 7

Земля – это третья планета от Солнца и пока единственная известная планета, содержащая атмосферу с кислородом, жидкие океаны на поверхности и жизнь.

Слайд 8

Марс называют Красной планетой, поскольку марсианский грунт содержит большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно – бурым. Так что Марс было бы правильнее называть не красной, а ржавой планетой.

Слайд 9

Четыре планеты Солнечной системы называются газовыми гигантами. Это Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Все они представляют собой громадные газовые шары со сравнительно маленьким каменным ядром. Эти планеты находятся далеко от Солнца, на них всегда господствуют холодные температуры. Отличаются большим числом спутников .

Слайд 10

Юпитер самая большая планета Солнечной системы, внутри его смогли бы поместиться остальные семь планет. Юпитер - одна из четырех планет, у которых есть кольца. Газовые облака образуют над поверхностью этой планеты красивый узор.

Слайд 11

Сатурн стоит шестым по счету от Солнца и получает второе место по величине среди планет нашей системы. Из – за сверкающих ярких колец Сатурн считается самой красивой планетой Солнечной системы. Кольца Сатурна состоят из осколков льда разных размеров, камней и пыли. У него самая низкая плотность и он единственный, кто уступает в этом вопросе воде. Если бы существовала гигантская ванна, то Сатурн не смог бы в ней утонуть.

Слайд 12

Уран – седьмая от Солнца планета. Это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Невооруженным глазом Уран не виден. Он необычен тем, что вращается как бы лежа на боку. В плотной атмосфере Урана есть газ метан, поэтому планета кажется сине – зеленой.

Слайд 13

Нептун – восьмая по порядку от Солнца большая планета Солнечной системы. Это очень холодная планета, температура поверхности ниже -200 градусов, здесь самые быстрые в Солнечной системе ветры. Эта планета названа в честь древнеримского бога моря. Удаленность планеты от Земли значительно затрудняет ее исследование.

Слайд 14

В глубокой космической мерзлоте, на границе Солнечной системы, движутся кометы – небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.

Слайд 15

Первый космонавт – Юрий Гагарин.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

Задачи:1.     Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2.     Познакомить детей с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Грамотные пешеходы»

Цели и задачи:1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельн...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: « Будем беречь нашу планету вместе».Вос-ль: Анфимова Е.И., МДОУ № 98 " Сказка",г. Петрозаводск

Конспект занятия в старшей группе.Тема: « Будем беречь нашу планету вместе». Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование картины мира) ; «Физи...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...