Главные вкладки

    Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.
    статья по окружающему миру на тему

    Кравченко Ирина Васильевна

    Сдесь рассказано что такое игра и как она влияет на экологическое воспитание ребёнка дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

    Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія[1]) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

     Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка.

                                                                                                                                                   Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Экологическое воспитание - формирует у ребенка сознательное восприятие окружающей природы, прививает бережное отношение к природной среде, грамотное и разумное использование природных ресурсов.

     Экологическое воспитание включает в себя общение с природой, которое помогает увидеть ребенку окружающую красоту, желание сохранять и беречь природу в мире новых технологий.

    ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГРВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Игра – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, раскрывает в себе духовные, нравственные качества, а также физические ресурсы. В игре ребенок развивает память, внимание, ловкость, терпение, учиться работать в команде, знакомиться с правилами взаимодействия.

    В экологических играх воспитатель направляет ребенка на принятие общественных норм и правил поведения по сохранности живой и не живой природы. Соблюдение определенных норм положительно влияют на сохранность природных ресурсов для всего человечества. Правильно организованная экологическая игра прививает ребенку моральные нормы и основные правила поведения к окружающей природной среде.

    Значимость игры для детей подготовительной группы велика и формирование положительного отношения к природе легко усваивается в таких воспитательно-образовательных занятиях как прогулки на природе, знакомство с природным материалом (снег, дерево, листья, каштаны и т.д.) изучение времен года, праздники с элементами живой и не живой природы (праздник осени, масленица, новый год).

    Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр включает в себя:

    1. Формирование нравственности по отношению к окружающей природе;
    2. Получение экологических знаний;
    3. Развитие эстетики, умение видеть окружающую природную красоту;
    4. Развитие ответственности за природу и вовлечение ребенка в процесс по уходу за природой (поливать растения, кормить животных, убирать листья, сажать цветы)

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

    1. Игра «Времена года»

    Задача: познакомить детей с временами года, разъяснить закономерность природы, и ее проявления.

    Цель: Формирование логического мышления, понимание природных сезонных изменений и их последовательности.

    Игра:

    Дети делятся на четыре команды. Каждой команде присваивается время года. На столе перед детьми лежат карточки с картинками разных времен года. (дерево в снегу, дерево с почками, дерево с зелеными листьями, дерево с опавшими и листьями и т.д.) Всего на каждое время года по 4 карточки. Каждая команда должна собрать карточки со своим временем года. В конце игры выделяется команда, которая первая собрала все карточки правильно. В конце игры обсуждения кто справился, кто нет. Почему выбрали именно эти карточки. Обсуждение различий времен года.

    1. Игра: «Ищи, ищи листок»

    Задача: Выявить различие между листьями в букете.

    Цель: Развить у дошкольников внимание, память, умение сравнивать, навык работы в команде.

    Игра: Детям представлен букет с 4 видами листьев. Задача детей рассортировать листья по их сходству. В конце обсуждение: с какого дерева эти листья, какая у них форма, что у них общего и чем они отличаются.

    1. Игра: «Найди свой домик»

    Задача: Знакомство детей с животными и их домами.

    Цель: Расширение кругозора, прививание уважение к животным, к среде обитания, к дому.

    Игра: Детям раздаются маски медвежат, цыплят, щенков и рыбок. В углах создаются макеты берлоги, курятник, будки и аквариума. Ставится энергичная музыка. Детки танцуют. Когда музыка останавливается все должны забежать в свой домик. Так повторяется 4-6 раз. В конце воспитатель проводит беседу кто дикое животное, кто домашнее, какие еще животные бывают дикие, а какие домашние. Медведь живет в берлоге, берлога в лесу; Рыбки в аквариуме, в море, в реке и т.д. Проговорить с детьми логическую цепочку среды обитания животных.

    1. Игра «Живая, не живая природа»

    Задача: Объяснить ребенку подготовительной группы, что существует живая и не живая. Закрепить это понятие.

    Цель: Использовать по назначению ресурсы живой и не живой природы. Бережное отношение к окружающей природной среде.

    Игра: Непосредственно перед самой игрой с детьми проводиться беседа о живой и не живой природе. Приводятся воспитателем примеры желудь, камень, дерево, опавшие листья, облака, ручей и т.д. Живая природа дышит, растет, размножается, не живая природа статична. После беседы закрепляется материал. Дети встают в круг. Воспитатель называет предметы живой природы – дети хлопают в ладоши над головой. Воспитатель называет предметы не живой природы дети садятся на корточки.

      ВЫВОД

    Корректно организованное экологическое воспитание детей играет огромную роль в жизнедеятельности всего человечества. Для сохранения земли очень актуальна проблема экологического воспитания, формирования бережного отношения к окружающей среде, к экологии. Бережное отношение, забота о флоре и фауне, поддержание чистоты как дома, так и за его пределами поможет решить проблему массового засорения и небрежного использования природных ресурсов.

    Учитывая возраст ребенка в подготовительной группе, экологическая игра – это самый эффективный способ привить культуру экологии.

    Литература:

    Зенина Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31–34.

    Кочергина В. Наш дом — Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50–53.

    Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31–38.

    Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. — М., 2006. — С.153–159.

    Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40–49. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной группы на тему: "Подводный мир".

    Занятие  на  тему  "Подводный мир"     закрепляет    первоначальные   представления   детей   о   морях и океанах,  формиру...

    Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природа – мой чистый дом»

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...

    Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

    В этой презентации рассказано какие игры я использую в подготовительной грппе по экологическому воспитанию....

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей подготовительной группы

    Конспект непосредственно организованной  образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей подготовительной группы...

    Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».

    Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...

    Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

    Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе ипланирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей...