Конспект НОД по познавательному развитию («исследование и эксперименты» ) в старшей группе д/с Тема : «Лёд, вода, пар»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ишкальдина Марина Аркадьевна

Занятие позволяет детям в интересной форме (эксперимента) закрепить три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx8.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

(«исследование и эксперименты» ) в старшей группе д/с

Тема : «Лёд, вода, пар»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

Формировать у детей представления о единстве агрегатных состояний — лёд, вода, пар. Закрепить свойства воды.

Развивать познавательную инициативу, способность к преобразованию.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к природным ресурсам Земли (воде).

 Методы и приёмы: практические (проведение опытов, динамическая пауза), наглядные (рассматривание слайдов, предметов и результатов опытов), словесные (беседа, чтение сказки, стихотворения)

Материалы и оборудование : ноутбук с флешкой (слайды), таблички-вывески, на столах: 1-лёд, 2 — пар, 3-вода, халаты у детей на спинках стульчиков, в 3-ей лаборатории — на 1-ом столе — 3 одноразовых стаканчика с водой, камешек, болтик, картинка маленькая, на 2-ом столе — графинчик с водой, 3 сосуда разной формы — цилиндрической, конусообразной и круглой, на 3-ем столе — 3 тарелки с растаявшим снегом, 3 лупы, перчатка, пакет полиэтиленовый.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие, игровая, двигательная.

Логика образовательной деятельности :

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними на столе ноутбук.

Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, а вы попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить.

Сказка про Змея Горыныча с тремя головами.

Однажды Настенька решила навестить свою подружку из соседней деревни. Идти к ней нужно было через лес. А Иванушка остался дома — у него дел по дому было много.

Уже вечер, а Настеньки всё нет и нет. Пошёл Иванушка искать Настеньку. Долго ли шёл Иванушка, коротко ли, и вдруг увидел большую пещеру в каменной горе. Что же там может быть? - подумал Иванушка.

Тут подлетает к нему воробушек и говорит: «Иванушка, твоя Настенька в этой пещере, её похитил Змей Горыныч о трёх головах.»

Опечалился бедный Иванушка — что же ему делать?

А воробушек стал рассказывать Иванушке про Змея Горыныча: у него три головы — одна голова ледяная, другая водяная, третья — паровая.

(Показать слайд Змея Горыныча на ноутбуке)

Ледяная голова как дохнет — всё вокруг замерзает и очень холодно становится. Эта голова считала, что она самая главная, что лёд — самый важный на свете.

Вторая голова была водяная — как брызнет из головы водяная струя и всех вокруг топит, всё разрушает, всех водой заливает, всё смывает. Водяная голова тоже считала, что она самая главная, раз она может всех утопить.

Третья голова была паровая: она выдыхала горячий пар — как дохнёт паровая голова своим горячим-прегорячим паром и всех кругом обожжёт — близко подойти нельзя!

Паровая голова тоже считала, что она самая главная. И все три головы — ледяная, водяная и паровая — всё время ссорились между собой и спорили о том, кто самый главный. Все вокруг боялись Змея Горыныча и не знали, как его победить?

Ребята, а вы хотите помочь Иванушке победить Змея Горыныча? Чем страшен Змей Горыныч? (Тем, что у него 3 разные головы: 3 разные опасности)

-Давайте подумаем, как справиться с каждой из голов.

Чем опасен лёд? (Тем, что он всё замораживает).

Чем опасна вода? (Тем, что она всё затапливает).

Чем опасен пар (Тем, что он всё обжигает).

А я вам скажу по секрету, что и вода, и лёд, и пар — это одно и то же вещество. А какое вы узнаете сами.

А поможет нам в этом наша научная лаборатория, где мы всё узнаем и сделаем выводы.

Давайте мы сейчас с вами наденем халаты и пройдём в 1 лабораторию.

Дети надевают халаты (которые висят на стульчиках) и идут в 1 лабораторию, подходят к 1 столу. На столе в одноразовых тарелках лежит лёд (9 шт. - по количеству детей) и ещё стоит тарелка с растаявшим снегом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (лёд)

Вот во что превращается вся ледяная голова Змея Горыныча.

А это что? (показываю на тарелку с растаявшим снегом).

Правильно, это снег. Этот снег, ребята, нам понадобится для наших опытов, я его уберу на другой стол.

Ребята, возьмите льдинки в руки, потрогайте их. Какой лёд? (холодный, скользкий, прозрачный)

Что-нибудь живое может расти в таких ледяных условиях?

Как мы можем победить ледяную голову Змея Горыныча (поместить её в тепло).

Ребята, а что происходит с вашими льдинками на руках? (тает). А почему? (потому что льдинки у нас тёплые).

Давайте сделаем вывод: лед от тепла всегда тает и превращается в воду.

Значит, ребята, чтобы справиться с ледяной головой Змея Горыныча нам надо поместить её в тепло. Так, с 1-ой головой злого волшебника мы справились.

А теперь мы с вами перейдём в другую лабораторию и подумаем, как победить другую голову — паровую.

( Переходят к другому столу — где табличка с паром.)

Мы узнали из сказки, что пар всё обжигает. Поэтому, ребята, в этой лаборатории нужно быть очень осторожным, близко не подходите — это опасно!

Ребята, расскажите, где вы видели пар? (над горячей кастрюлей, чайником, утюгом).

Здесь у нас в лаборатории тоже есть чайник с кипятком. Сейчас я открою крышку чайника, посмотрите, что это поднимается вверх? (пар).

Ой, ребята, пар очень горячий, можно обжечься.

Как же нам победить пар?...

Сейчас я вам покажу: я возьму холодную сухую ложку и подержу её над горячим чайником. Посмотрите, пар оседает на ложке. Она стала какой? (мокрой). Что это закапало? (вода).

А как образовалась вода?...

Давайте сделаем вывод: горячий пар, оседая на холодном предмете, превращается в воду.

Значит, чтобы справиться с паровой головой Змея Горыныча, нам нужно поместить её в холод. Пар мы тоже превратим в воду.

Ребята, а помните я вам сказала, что и лёд и пар — это одно и то же? Вы догадались, что это за вещество? (правильно, вода)

А вот чтобы справиться с водяной головой Змея Горыныча нам нужно всё знать о воде.

Для этого перейдём в 3-ю лабораторную, где проведём опыты с водой и расскажем всё о ней. (Дети проходят к 3-му столу, на котором табличка)

Ребята, давайте вспомним свойства воды.

Какая вода? (Прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, не имеет формы (принимает форму того сосуда, в который её наливают), вода — жидкая, льётся, при охлаждении превращается в лёд, при нагревании — в пар.)

Воспитатель делит детей на группы и назначает руководителей групп, даёт задание:

1-ой группе - доказать, что вода прозрачная и не имеет цвета.

2-ой группе — доказать, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который налита.

3-ей группе — продемонстрировать, какими свойствами обладает снеговая вода.

По окончании опытов руководитель группы делает выводы.

А теперь давайте узнаем, что же произошло в сказке ?

Хотел Иванушка пробраться в пещеру и освободить Настеньку, но тут ледяная голова стала его морозить. Не растерялся Иванушка, расжег костер, и ледяная голова испугалась горячего огня. Водяная голова стала поливать Иванушку водой, но Иванушка не испугался – ведь он умел плавать. Паровая голова стала выпускать горячий пар, но Иванушка взял Настенькино зеркальце и поставилпод струю горячего пара:

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в …(водицу).

Горячий пар от холодного зеркальца превратился в воду и паровая голова тоже не смогла победить Иванушку. Но Змей Горыныч не отпускал Настеньку.

Долго думал Иванушка, как освободить Настеньку. И решил он взять Змея Горыныча хитростью. Раз все его три головы ссорятся между собой, надо их помирить. Тогда Змей Горыныч из злого превратится в доброго и отпустит Настеньку.

Как же примирить эти три головы — ледяную, водяную и паровую.

Иванушка решил так же, как мы, показать, что лёд, вода и пар дружат, что они превращаются друг в друга.

Разжёг Иванушка большой горячий костёр: взял он кусок холодного льда, который остался после того, как ледяная голова хотела его заморозить, и позвал Змея Горыныча: «Эй, Змей Горыныч! Выгляни, пожалуйста, на минутку, я хочу что-то тебе показать!» Змей Горыныч вышел из пещеры: ледяная голова холодом дышит, водяная водой брызгает, паровая голова пар горячий пускает. «Смотри, что происходит со льдом от твоей ледяной головы» — и бросил холодный лёд на горячие угли костра, лёд растаял , превратился в воду, вода - в пар, а пар поднялся над костром и превратился в облако.

Увидел это Змей Горыныч и очень удивился: «Как же так? Значит, моя ледяная, водяная и паровая головы зря всё время ссорились между собой!» Изо льда получается вода, из воды — пар. Если пар вдруг охладится, превратится он в водицу.

А если холод вдруг придёт — из водицы будет лёд. Решили все три головы — ледяная, водяная и паровая — больше никогда не ссориться. И превратился Змей Горыныч из злого в доброго. Он отпустил Настеньку. Иванушка с Настенькой вернулись домой. А Змей Горыныч решил делать добрые дела. Ледяная голова стала помогать людям делать холодильники, чтобы жарким летом можно было класть в них продукты.

Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода. А паровая голова занялась отоплением домов - в холодное время года по трубам парового отопления идёт горячий пар и обогревает квартиры.

Три головы Змея Горыныча теперь дружат и не ссорятся. Ведь они поняли, что они образованы из одного и того же вещества — воды.

Воспитатель: Ребята, а вы мне поверите, если я вам скажу, что вода слышит? … (ответы детей)

Я тоже не верила. Но оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины и много времени. Но что они увидели через микроскоп, я вам сейчас расскажу.

Учёные говорили о воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели: (слайд с изображением красивых кристаллов воды)

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на картинку, кристаллики воды стали уродливыми (слайд с изображением ломанного кристалла воды).

Вот и получается, что наша вода способна слушать и слышать. Значит она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (ответы детей).

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе бокалы с питьевой водой. Давайте мы с вами скажем воде добрые слова, пожелайте ей добра и здоровья. (Дети разговаривают с водой).

А теперь давайте её выпьем, а она в ответ поделится с нами своим здоровьем, добром.

Никогда не ругайтесь. Ведь вода «слышит» нас. (Она окружает нас везде: в дожде, снежинках, водопроводном кране, чайнике, супе и т. д.).

Я желаю, чтобы вы выросли здоровыми, сильными, крепкими, чтобы у вас хватило сил и мудрости оберегать нашу Землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» Старшая группа № 7 «Сказка» на тему: «Животные нашего края»

Программное содержание:Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края.Задачи:Образовательная: развитие  речи, совершенствование точного последовательного  воспро...

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»

Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...

Проект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и детей старшей группы №8 по теме «Волшебница вода».

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Как только у детей начинают формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. Проект «Волшебница – вода»...

Конспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Уточнить и обобщить знания детей о семье, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представления о символах семьи....