Статья «Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Климанова Анастасия Александровна

В статье предлогается несколько видов проектов по экологическому воспитанию как с воспитанниками , так и совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»

Климанова А.А.

СЛАЙД 1 

СЛАЙД 2 «ЭКОС» - дом, «ЛОГОС» - наука, в прямом переводе «ЭКОЛОГИЯ» - наука о доме. В словаре же термин  «Экология» - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

СЛАЙД 3  Системный подход в изучение экологии возможен при соблюдении условий:
1. Развивающая среда
2. Взаимосвязь всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители)
3. Экологическая направленность всех видов деятельности.

СЛАЙД 4  Один из принципов ФГОС говорит о том, что реализация программы по экологическому воспитанию должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, СЛАЙД 4.1 т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС дошкольного образования.

СЛАЙД 5 В своей работе мы используем различные формы экологического воспитания: экскурсии, поисковую деятельность, экологические праздники,  знакомство с природой в повседневной жизни и  образовательные события, которые проходят в игровой форме и чаще всего на улице.

СЛАЙД 6 Так, эколого-развивающая среда в группе представлена в виде уголков природы,  где расположены комнатные цветы, лейки,  календарь природы и погоды.  В доступном месте находятся художественная литература, журналы, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, открытки о природе, рисунки, календари, диски со звуками природы, природный материал, различные коллекции, муляжи овощей и фруктов, СЛАЙД 6.1  настольно-печатные и дидактические игры. СЛАЙД 7

СЛАЙД 8 В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы используем метод проектных технологий, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, чтение литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

СЛАЙД 9 Каждый проект начинался с тщательно подготовленной ситуации, которая стимулировала детей на возникновение проблемных вопросов:

- СЛАЙД 9.1  и 9.2 создание игровых (проблемных) ситуаций в период подготовки к проекту или в начале его, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой поисковую задачу;

- СЛАЙД 9.3  появление педагога в непривычном костюме, с загадочным предметом в руке или куклой сразу же заинтересовывало детей;

- СЛАЙД 9.4  стимулирование поисковой активности у детей (предлагались ситуации путешествия, превращения в кого-либо, во что-либо – дерево, облако, снежинку)

СЛАЙД 10

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ «Родная природа»

Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников  требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В решении данной проблемы огромную роль играет экологический музей природы, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности.

Он сочетает в себе разнообразие флоры и фауны средней полосы и позволяет детям не только познакомиться с объектами природы визуально, но и тактильно.   Кроме того формирует знания об антропогенных факторов, влияющих на природу (крупные города, заводы, автомобили и т.д.). СЛАЙД 11

ЭКОЛОГИЧЕКСКАЯ ТРОПА «По следам природы»

Экологическая тропа является одним из эффективных способов систематизации материала. Они позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться её нетронутыми красотами. Экскурсионными объектами являются территория экологического музея, прилегающей территории ДОУ, парки, скверы. Малая экологическая тропа ДОУ, позволяют познакомить детей с растительным миром ближайшего окружения, рассмотреть произрастающие в нашем регионе растения в естественных условиях.

СЛАЙД 12

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «Птичья столовая»

        12.1 Экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.

12.2 Проект «Птичья столовая» осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на территории ДОУ, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. 12.3 Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть.  Затем совместно с родителями мастерят кормушки и размещают на территории детского сада.  12.4  Дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм.

СЛАЙЮ 13

ПРОЕКТ  «Огород на подоконнике»

13.1 Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. 13.2 Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей. 13.3  Дети учатся  ухаживать за растениями и знакомятся с условиями их содержания, учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. У детей формируются знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива)  13.4 С помощью исследовательской работы дети учатся выявлять разнообразие посевного материала.  Формирование у детей уважительного отношения к труду.

СЛАЙД 14

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «Почемучки»

      14.1 Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В процессе  экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет? если? ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.  Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы, обогащать память, активизировать мыслительные процессы. Причем эксперименты - не самоцель, не развлечение, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

        Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.  СЛАЙД 14.2
  • Самостоятельная деятельность детей.  СЛАЙД 14.3
  • Специально организованная деятельность.
  • Наблюдения в природе.  СЛАЙД 14.4
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Целевые прогулки.

СЛАЙД 15

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ «Неизведанное рядом»

15.1  Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. 15.2  Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. 15.3 Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. 15.4 Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

СЛАЙД 16

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НЕДЕЛИ  «Раз ромашка, два ромашка»

Неделя посвящена изучению цветов: полевых, лекарственных, цветов на клумбе. Дети изучали разновидности цветов, уход за ними, их полезные свойства. Читали сказки и рассказы на цветочную тематику. Разучивали стихи и песни. Совместно с воспитателями высаживали саженцы цветов на клумбы. В конце тематической недели состоялся праздник цветов с театрализованным представлением.

СЛАЙД 17

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НЕДЕЛИ  «Волшебная песочница»

17.1  Вся неделя была посвящена знакомству  детей с песком и его свойствами (сыпучий, движется, пропускает воду, имеет форму (песчинки, свойства "рассеянного" песка, свойство мокрого песка. 17.2   Отличий песка и глины, песка и почвы. 17.3    Дети играли с песком на открытом воздухе, учились делать из него постройки.

17.4 Итогом недели стал смотр-конкурс построек из песка «Песочные замки».

СЛАЙД 18

ПРОЕКТ   «Краски природы»

Природа представляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной яркими впечатлениями. И эти впечатления от прогулок, непосредственных наблюдений жизни природы ребята отражали в творческих работах: рисунках, поделках из природного и бросового материала. Все работы мы помещали в Центр творчества, родители и дети любовались живописными произведениями.  

СЛАЙД 19

Таким образом,  участие в проектной деятельности стало для детей интересным и увлекательным процессом. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, к поиску источников информации. Таким образом, я считаю, что проектная деятельность является современным и инновационным подходом  в обучении детей, а также интересной формой  в развитии экологических представлений у дошкольников, которую мы будем реализовывать дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

«Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».   ...

Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...

Выступление на педсовете"Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной технологии"

Закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания...

Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Тема опыта:  «Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»Педагогический опыт является...

Статья «Использование видео технологии, как средство формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологич...