программа кружка юный эколог
рабочая программа по окружающему миру на тему

Зубцова Юлия Викторовна

Основная часть занятий проходит на природе, что помогает детям восстанавливать физические и душевные силы, так как в современном мире они много времени проводят за партой, компьютером, телевизором, что влияет на их здоровье, а у некоторых детей проявляется агрессия, апатия и т.д.   

Ребенок, находясь в гармонии с природой, чувствует себя счастливым.  Активная деятельность на открытом воздухе поможет удовлетворить потребность детей в знаниях в любое время  года. Под знаниями подразумевается то понимание природы, которое можно получить только находясь на природе. Природа – это лучший источник вдохновения. Она все время находится вокруг нас и всегда может предложить нам что-то новое и интересное. Игра, любопытство детей и их радость, связанная с новыми открытиями, помогают лучше увидеть связи и взаимодействия разных элементов в природе. Именно контакт с природой помогает достичь целостного взгляда на мир, который в свою очередь позволяет понимать те законы, которые управляют нами и всей остальной жизнью на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_ekolog.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция по экологизации учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования

В связи с резким изменением социально-экономической жизни, глубокими экологическими последствиями, возникшими в результате бездумного и нерационального обращения государства и его граждан с природными ресурсами и техническими загрязнениями окружающей среды, возникает неотложная задача качественно нового концептуального подхода к экологическому воспитанию и обучению молодого поколения.

Концепция должна основываться на сугубо бережном, заботливом отношении к природе и ее богатствам. Сдерживающими факторами этому являются: социальное безразличие, равнодушие людей к окружающей среде; отсутствие необходимой информации о состоянии загрязнения воды, почвы, воздуха; правовая и юридическая некомпетентность; отсутствие материальных средств, необходимых для поддержания равновесия между антропогенным воздействием и возможностями природы по саморегулированию; бессистемное экологическое воспитание детей в семье и учебных заведениях.

К новым проблемам, требующим решения и обеспечивающим повышение качества экологизации  учебно-воспитательного процесса, относятся: личностно-психологическая перестройка взрослого населения на бережное отношение к окружающей среде; введение в содержание образования специального предмета – «Основы экологических знаний».

 

Цель программы: развитие познавательной и творческой активности, ценностных ориентаций,  воспитание эстетических чувств и желаний через природную среду.

Задачи:

  1. Обучающие

     -представление о флоре и фауне родного края;

-освоение практических навыков в работе с природным материалом;

-исследование природных объектов;

-освоение правил поведения на природе;

-умение применять знания на практике;

  1. Развивающие

-развитие познавательно-мировоззренческой деятельности;

-развитие творческих и интеллектуальных способностей;

-развитие экологического мышления;

  1. Воспитательные

-формирование нормативных  правил поведения;

-формирование экологической ответственности;

-воспитание волевых качеств;

-воспитание любви к своей Малой родине, к своему государству.

Актуальность и новизна программы

Основная часть занятий проходит на природе, что помогает детям восстанавливать физические и душевные силы, так как в современном мире они много времени проводят за партой, компьютером, телевизором, что влияет на их здоровье, а у некоторых детей проявляется агрессия, апатия и т.д.  

Ребенок, находясь в гармонии с природой, чувствует себя счастливым.  Активная деятельность на открытом воздухе поможет удовлетворить потребность детей в знаниях в любое время  года. Под знаниями подразумевается то понимание природы, которое можно получить только находясь на природе. Природа – это лучший источник вдохновения. Она все время находится вокруг нас и всегда может предложить нам что-то новое и интересное. Игра, любопытство детей и их радость, связанная с новыми открытиями, помогают лучше увидеть связи и взаимодействия разных элементов в природе. Именно контакт с природой помогает достичь целостного взгляда на мир, который в свою очередь позволяет понимать те законы, которые управляют нами и всей остальной жизнью на Земле.

Условия достижения поставленных задач и цели

Для осуществления программы и развития мотивации у детей, осознания себя, как части природы, основы жизни, где всё взаимосвязано, предусматриваются следующие этапы педагогической деятельности:

- установление эмоциональных контактов;

- побуждение желания обучающихся включаться в творческую, практическую и научную деятельность;

- приобретение навыков грамотного общения с природой;

- приобретение навыков практической и исследовательской деятельности на Малой Родине.

Содержание программы

Младшая группа

(34 часа, 1 час в неделю)

Задачи:  воспитывать эстетическое, уважительное отношение к любым проявлениям жизни, ко всему, что цветет, дышит, растет. Учить детей правильному поведению в природе, развивать любознательность.

  1. Что такое природа? – 6 часов

Что такое природа? Многообразие природы. В природе все возможно. Учись правильно вести себя в природе. Жалобная книга природы.  Природа – чудесница.

  1. Лес – наша красота и богатство – 7 часов

Дары леса. Путешествие плодов и семян. Странные дети леса (о ягодах и грибах). Лесные доктора. Берегите березы – они тоже плачут. Берегите душистую черемуху. Кто развешивает в лесу кружева?

  1. Растения, птицы, звери нашего края – 15 часов

Растения вокруг нас. Жизнь под снегом. Животные твои друзья. Кто где живет? Зимние гости. Можно ли жить без Айболита? Урок экологических сказок. Живые барометры. Чудище-юдище (как животные себя лечат). О летучих мышах. Искусные строители (о животных и птицах). Птичьи профессии. Вестники весны (встреча птиц). Живое серебро (о рыбах). Забота животных о потомстве. Урок экологических сказок. Таланты среди птиц. Голоса птиц.

        

  1. Сезонные экскурсии в природу – 4 часа

  1. Практические занятия – лесу нужна твоя помощь – 3 часа

Осенний сбор семян и плодов. Изготовление и развешивание кормушек и гнездовий для птиц

В течение года воспитанники ведут фенологические наблюдения.

Средняя группа

(34 часа, 1 час в неделю)

Природные сообщества на примерах огорода, сада, луга, поля

Задачи: познакомить с растительным и животным миром сада, огорода, поля, луга, болота. Воспитывать любовь к сельскохозяйственному труду и бережное отношение к земле, хлебу и другим дарам огорода, сада, луга.

  1. Огород – 4 часа

Огород в жизни человека. Вся овощь огородная поспела (рассказы о достижениях детей при выращивании огородных культур). Экологические сказки (о луке, репе, картофеле, томатах и др.).

  1. Сад – 6 часов

Сад и его значение для человека. Мой домашний сад. Составляющие сада. Кто на яблоньку похож (о плодовых и ягодных деревьях сада). Пернатые друзья сада, огорода, поля. Птичья столовая в нашем саду, около дома.

  1. Луг – 8 часов

Луг и человек. Зеленая аптека. Лекарственные травы наших лугов. Живые обитатели луга. Неутомимые труженики (о пчелах и шмелях). Луговые цветы и насекомые предсказывающие погоду. Птицы наших лугов и полей.  Ядовитые растения и растения-хищники на наших лугах.

  1. Поле – 11 часов

Что такое поле? Хлеб – всему голова (утренник). Растения – кормильцы. Как рубашка в поле выросла? Наш второй хлеб. Цветок солнца. Достижения наших людей в полеводстве. Как беречь поля? Человек – хозяин поля. Кто в поле живет и нужен ли он нам? Праздник крестьянина (утренник).

  1. Экскурсия в огород, сад, луг, поле – 3 часа

  1. Практические занятия – 2 часа

В течение года воспитанникам вместе с родителями рекомендуется вести экологический словарь и фенологические наблюдения в дневнике.

Старшая группа

(34 часа, 1 час в неделю)

Лес – наше богатство

Задачи: познакомить детей с жизнью леса, его растительным и животным миром, его ролью в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к лесу, стремление охранять каждый кустик, помогать лесу практическими делами.

        

  1. Лес – как важнейшая часть природы – 10 часов

Лес – наше богатство. Этажи леса. Зеленый щит земли (о защитной роли леса). Миллионы из отходов ( что дают нам древесные отходы?)  Лесной универмаг ( что дает нам лес?)  Лес и человек. К чему может привести уничтожение леса? Враги и друзья леса. Муравьи как санитары леса. Деревья и кустарники наших лесов. Зеленый наряд родины. Практическое занятие - осенняя посадка деревьев.

Насекомые, птицы и животные наших лесов – 7 часов

Лесная стража (о птицах). Птичьи гнездовья в лесу. Обитатели леса (о животных наших лесов). Сеятели леса. Насекомые лесов. Лесные санитары. Звери наших лесов. Загадки и сказки о лесных животных.

  1. Человек – хранитель леса и его даров – 10 часов

Огонь – враг леса номер один. Зимующие лесные птицы. Грибное царство. Грибы – целители, грибы-вредители. Кто заботится о лесе? (о профессиях работников лесного хозяйства). Как посадить и вырастить дерево? Сбережем ниши леса. Лесная аптека. Местные лекарственные растения, правила их заготовки. Красная книга РФ о лесных растениях. Красная книга РФ о диких животных. Заповедные места нашего района. Памятники природы.

  1. Чему нас учит лес ( лесные часы, компасы, барометры) –

                                                                                                2 часа

  1. Сезонные экскурсии в лес, парк – 3 часа

  1. Практические работы – 2 часа

Сбор семян, посадка деревьев, ведение дневника наблюдений.

Подготовительная группа

 (34 часа, 1 час в неделю)

Человек и природа

Задачи: знакомить воспитанников с изменениями, происходящими в природе под влиянием человека. Довести до сознания детей, что нарушение гармонии человека и природы может иметь непредсказуемые последствия. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и поощрять стремление детей к практическим делам по ее охране.

  1. Человек – как составная часть природы – 6 часов

Природа и мы. Человек – часть природы. Природа и здоровье. Экологическое состояние природы нашего края. Охрана природы в нашем районе. Кто создает мусор, природа или человек?

  1. Взаимодействие человека и природы – 8 часов

Изменение в природе под влиянием труда человека. Планета заболела. Воздух и жизнь на Земле. Капля воды – крупица золота. Пустыня и человек. Земля – наш дом родной. Человек и животные. Кого съели и уничтожили предки (об исчезнувших животных).

  1. Гармония человека и природы – 14 часов

Осенний праздник на природе (совместно с родителями). Пернатые ждут твоей помощи. Сбор семян. Откроем столовую для птиц (изготовление кормушек). Земля – кормилица. Деревья и города. В защиту хищных птиц. Ядовитые змеи в опасности. Поможем рыбам зимой (практическое дело под руководством родителей). Дети – друзья птиц (изготовление скворечников детьми совместно с родителями). Что такое заповедник? Заповедные места нашей области, района. Зеленый наряд родины. Утренник «Береги свою планету». Судьба природы – судьба человека.

  1. Экскурсия в природу – 4 часа

  1. Практические дела по защите природы – 3 часа

Анкетный опрос родителей. Рекомендуется ведение экологического словарика, фенологических наблюдений в течение учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Юные экологи»

   Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять  себя из окружающей среды, развивается эмоционально-...

программа кружка "Юный эколог" для детей 5-7 лет

программа кружка "Юный эколог" предполагает  тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, зву...

Программа кружка "Юный эколог"

Пояснительная записка.               В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с неживой природой; с растениям...

Рабочая программа кружка "Юный Эколог"

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5- 7 лет "Юный эколог"....

Рабочая программа кружка " Юный эколог"

Рабочая программа кружка " Юный эколог"...

Рабочая программа кружка " Юный эколог!"

Рабочая программа кружка " Юный эколог!"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)

Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...