Насекомые
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Наталья Валерьевна

НОД по окружающему миру. Цель - Расширять и закреплять знания детей о насекомых. Воспитывать доброе отношение к окружающему миру, и маленьким соседям живущим вокруг нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsova_n.v.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект занятия  по теме: «Насекомые»  

Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых.

Задачи:

 - Воспитывать  доброе отношение к окружающему миру, и  маленьким соседям живущим вокруг нас.

 -  Закреплять полученные знания через театральную деятельность.

 - Формировать связную речь, обогащать словарный запас

 - Развивать зрительную и слуховую память.

Оборудование:

 Предметные картинки насекомых: бабочка, пчела, муравей, божья коровка, стрекоза, муха, комар, волшебный цветок, дидактическая игра: «Чего не хватает», «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», доска накрытая зеленой бумагой на которой изображена полянка с цветами, письмо с просьбой о помощи, конверты с заданиями, маски насекомых по количеству детей: пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, комар, муха, коробочка с насекомыми.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, сегодня тема нашего занятия по окружающему миру: Насекомые. Мы с вами будем расширять и закреплять наши знания о насекомых. А чтобы наше занятие было интересным и увлекательным, вы должны мне помогать: быть очень внимательными, активными, отвечать на все мои вопросы полным ответом…

А в конце нашего занятия мы с вами будем оценивать себя с помощью специальных карточек. Если вы посчитаете, что у вас всё получалось, вы были внимательными, отвечали на все вопросы полным ответом, то тогда вы поднимете улыбающийся смайлик, а если у кого - то что то не получится, тогда он поднимет грустный смайлик.

Ребята, у нас с вами будет немного необычное занятие, а чем оно необычное, давайте сейчас и узнаем.

Дети подходят к столу, который накрыт бумагой с нарисованной полянкой. На  полянке только цветочки, без насекомых. Воспитатель обращает внимание детей на лежащее под цветком письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все его задания.

Воспитатель:

- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста, вернуться на любимую полянку!»

Воспитатель:

- Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь?

Дети: (Да)

Воспитатель:

- А чтобы помочь нашим насекомым, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

 Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Воспитатель одевает всем детям маски с изображением насекомых.

-Вот мы  с вами превратились в насекомых, и полетим мы с вами на лесную полянку.

Проходите насекомые, садитесь.

Воспитатель берёт конверт с заданием.

В: А вот и первое задание от злого паука:  «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки. Если вы справитесь с первым заданием, то сможете спасти стрекозу и пчелу».

-Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитной доске.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела).

Воспитатель: Как вы догадались, что это пчела, какие слова помогли  найти отгадку?

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это бабочка?

В окна, двери залетаем

И назойливо жужжим.

Очень нас не любят люди,

Потому что им вредим.  (Мухи.)

Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это мухи?

Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький …(Комар) 

Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это комар?

Воспитатель:  Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: (насекомые)

Воспитатель: Молодцы!

Давайте рассмотрим внимательно наших насекомых.

- Посмотрите, что общего у всех этих насекомых? У них есть усики, голова, брюшко, лапки.

- Посмотрите на рисунок, это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок. Поэтому насекомых и называют – шестиногие.

-Ребята, все эти насекомые делятся на полезных и вредных насекомых, и даже есть хищные насекомые

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( пчела, муравей, бабочка.)

- Какую пользу приносят  пчелы, муравей?  

Дети: (Пчёлы дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. )

Воспитатель: Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, комар - кусает.)

-  Молодцы ребята, справились мы свами с первым заданием, и сумели спасти первых попавших в беду насекомых, а теперь читаем второе задание:

  «Чего не хватает?» Если вы справитесь с этим заданием, то сможете спасти – муравья!»

 На доске сборная картинка насекомого. Дети закрывают глаза, а педагог убирает каждому насекомому какую либо часть тела: (у мухи лапки, у божьей коровки чёрные точки, у пчелы полоски, у бабочки крылышко, у стрекозы глаза, у комара нос.)

 Дети открывают глаза. Педагог просит их ответить:

В: Молодцы ребята, ловко вы справились, все были очень внимательными.

Ну что же мы  спасли с вами муравья, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Воспитатель читает третье задание: Игра  «4 лишний». Спасаем бабочку.

Дети садятся на стульчики. На магнитной доске расположены картинки.

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

- Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным насекомым.    

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, справились с этим заданием, мы с вами еще спасли бабочку (появляется бабочка).

В: Ребята, а теперь давайте немного передохнём.

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель читает четвёртое задание:  Игра « Разложи бабочек на группы». Если ребята справятся с заданием, то они смогут спасти жучка.

Воспитатель: Посмотрите, у нас в конверте лежит много бабочек. Их нужно разложить по группам. (Дети делятся на пары и начинают выполнять задания)

 Воспитатель:

- Катя и Ваня, по какому признаку  вы разложили бабочек? Дети объясняет:  

Дети: Мы  разложили бабочек по форме.

 Воспитатель:

- А сейчас Матвей и Ульяна  разложат бабочек по другому признаку.

По какому признаку вы разложили бабочек?

Дети: Мы разложили бабочек по цвету.

Воспитатель:  Молодцы ребята. Саша и Арина, а по какому еще признаку можно разложить бабочек?

Ответ детей:  По размеру.

 Воспитатель: Молодцы ребята. Вы ловко справились с четвёртым заданием, и нам удалось ещё спасти жучка.

(Появляется жучок).

Воспитатель:

В:Ребята, вы справились со всеми заданиями злого паука, и сумели спасти всех насекомых. А теперь давайте вернём всех насекомых на их полянку. Дети подходят к доске с изображением полянки и прикрепляю всех спасённых насекомых.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и нам с вами пора возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати! (Дети снимают маски и проходят на стульчики)

Итог занятия.

 Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие. Что мы с вами сегодня узнали:

Дети: Что у всех насекомых по 6 лапок.

Что есть вредные насекомые: мухи, комары.  Полезные: пчёлы, муравьи,  и хищные насекомые: стрекозы, божьи коровки.

В: А сейчас ребята, я вам раздам смайлики, с помощью которых, вы сможете себя оценить. И если вы считаете, что вы работали хорошо, были внимательными, у вас всё получалось, то вы поднимите улыбающийся смайлик, а если у кого та, что то не совсем получилось, то поднимите грустный смайлик. (Дети оцениваю себя). А теперь постарайтесь оценить работу друг друга. (Дети смотрят и комментируют поднятые смайлики друг у друга)

 Молодцы, ребята я с вами полностью согласна. Вы поработали все очень хорошо, все были очень внимательны, отвечали полным ответом.

На этом наше занятие закончено. На следующем занятии мы с вами  отправимся в путешествие к земноводным.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...