Главные вкладки

    План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Знакомство с Красной книгой»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Вершкова Ирина Геннадьевна

    формирование понятий о Красной книге; ознакомление с редкими видами животных нашего края; закрепление правил поведения в природе; воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan.docx31.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе

    «Знакомство с Красной книгой»

    Подготовила:

        воспитатель Вершкова И.Г.

    МАДОУ «Детский сад №382

     «Кораблик» Сормовского района

    Нижний Новгород

    2013-2014уч.год

    План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ

    «Знакомство с Красной книгой»

    Цель: формирование у детей представлений об охране природы

    Программное содержание:

    Познавательное развитие: формирование понятий о Красной книге; ознакомление с редкими видами животных нашего края; закрепление правил поведения в природе; воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле.

    Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие чувства сопричастности к охране природы.

    Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие диалогической речи и интонационной выразительности; формирование навыков чтения.

    Художественно-эстетическое развитие: ценностное восприятие мира природы; развитие изобразительных и конструктивных умений в самостоятельной и коллективной творческой деятельности.

    Физическое развитие: развитие мелкой моторики рук и двигательных умений.

    Словарная работа: Красная книга, выхухоль, выдра, рысь, беркут , чомга, стерлядь.

    Предварительная работа: знакомство с правилами поведения в природе , беседы о животных родного края, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворения Е. Шкловского «Глобус».

    Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, цветные карандаши, папка красного цвета на кольцах, Красная книга, листы-раскраски, презентация Power Point «Красная книга Нижегородской области».

    Ход занятия:

    -Ребята, мы с вами многое узнали о нашей планете, о природе России и Нижегородской области, сегодня я предлагаю продолжить разговор о нашей родной природе. Эту идею мне подсказала игрушка – медвежонок Умка.

    - Чей он детеныш? (Детеныш белого медведя.)

    - Где обитают белые медведи? (на Севере, в Арктике, на Северном полюсе).

    - В нашей большой стране обитает много  животных и растений. Как называется наша страна? Назовите животных, которые живут в России.

    - Вот как много названий вы вспомнили. В России большое разнообразие птиц, насекомых, подводных жителей. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

    Редкие животные, птицы и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди иногда нарушают этот закон. Человек бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений, птиц и животных остается все меньше и меньше.

    Показ слайдов:

    Сейчас на экране мы увидим фотографии некоторых редких животных, обитающих в России. Если вы кого-то из них узнаете, то назовите.

    1. Белый медведь.

    2. Северный олень

    3. Моржи и тюлени

    4. Зубр и бобр

    5. Амурский тигр и снежный барс

    6. А так же птицы: пеликан и цапля

    7. Сапсан и беркут

    8. Розовый фламинго

    9. Различные виды насекомых

    10. И даже змеи и ящерицы

    11. А так же многие растения

    Чтобы редкие животные и растения не исчезли совсем, их решили записать в специальную книгу. Вот эта книга. Какого она цвета? Как вы думаете, почему обложка этой книги красная? Что может обозначать красный цвет? Красный цвет может обозначать запрет, опасность, тревогу, предупреждение... Эта книга красного цвета, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых на земле осталось очень мало. На этих животных и птиц запрещена охота, нельзя собирать редкие растения. Эта книга называется Красной.

    Красная Книга – Красная!

    Значит, природа в опасности!

    Охраняется Красной книгой

    Столько птиц и животных разных,

    И растений ковёр многоликий –

    Всё природы разнообразие!

    (Б. Дубровин)

    Те животные, которых мы видели на экране, записаны в Красной книге России.

    Давайте откроем эту книгу. (Воспитатель открывает Красную книгу, показывает детям иллюстрации.) Страницы у книги цветные. Вот что они означают. Черные страницы – животные уже вымерли (морская корова).Красные страницы – исчезающие виды животных (амурский тигр). Желтые страницы – численность животных быстро снижается (бобр). Белые страницы – численность животных невелика (синий кит). Серые страницы – мало изученные и редкие животные . Зеленые страницы – животные, которых удалось сохранить и восстановить (зубр).

    В нашей Нижегородской области есть своя Красная книга. Давайте познакомимся с некоторыми животными, занесенными в эту книгу, которые нуждаются в нашей защите.

    Презентация «Красная книга Нижегородской области»

    Воспитатель демонстрирует слайды и дает краткое описание

    .

    Выдра речная

    Выдра -  очень интересный зверек. Встретить её в природе не так-то просто. Это очень осторожный зверь. Обладает острым слухом и обонянием. Большую часть жизни проводит в воде. Чтобы лучше в ней передвигаться, на ногах между пальцев имеет перепонки. Основное питание выдры – это рыба и лягушки. Основным врагом выдры являются бродячие собаки, медведи и, конечно же, человек.

    Русская выхухоль

    Небольшой зверёк с серебристым мехом, необычной вытянутой в хоботок мордочкой, перепонками между пальцами лап. Населяет озера, протоки, заводи с тихим течением, высокими покрытыми лесом берегами, хорошо развитой водной растительностью. Ведет полуводный образ жизни. Активна круглый год в сумерках и ночью. Прекрасно плавает и бегает по дну водоемов, на суше беспомощна.  Зимой выхухоль ведет подледный образ жизни, поэтому наледи и промерзание водоема до дна для нее губительны. Критический период жизни — весеннее половодье, когда она лишается постоянных укрытий . Всеядна. Основу питания составляют беспозвоночные животные, поедает также мелкую рыбу, икру, головастиков, богатые крахмалом органы водных растений. Основные причины исчезновения: антропогенные 1) добыча рыбы и охотничьих млекопитающих опасными для выхухоли снастями; 2) загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками; 3) ликвидация местообитаний при образовании водохранилищ. Природные: 1) зимние паводки; 2) старение водоемов.

    Рысь

    Крупная кошка с длинными сильными ногами и относительно коротким хвостом. Мех густой, пушистый, пепельно-серого, слегка голубоватого, палево-серого или рыжеватого цвета, обычно с размытыми темными пятнами на спине, боках и лапах. Морда короткая, окаймлена светлосерыми “бакенбардами”. Уши короткие, треугольные, заканчиваются черными кисточками длиной 4 см. Глаза золотисто-желтые, в темноте отсвечивают зеленым. Широкие лапы с втяжными когтями. Населяет леса разных типов. Решающую роль в выборе мест обитания играют обилие добычи (в первую очередь—зайца-беляка) и наличие убежищ. Лесной хищник, ведущий сумеречный образ жизни. Днем и в середине ночи отдыхает, вечером и под утро охотится. Обычно совершает переходы до 20 км в сутки. Хорошо лазает по деревьям. Обладает отличным слухом, хорошими чутьем и зрением

    Основу питания составляют заяц-беляк и тетеревиные птицы.

    Северный олень

    исчезнувший на территории Нижегородской области вид, встречи которого не зарегистрированы в течение последних 50 лет.

    До середины XIX века был довольно обычным видом. На территории области с 1918 г. отсутствует. Последние животные отмечены в междуречье Керженца и Ветлуги в 1904 г. , а в междуречье Унжи и Ветлуги — в зиму 1917—1918 гг. Северные олени населяют тундры, лесотундры и северные таежные леса, как равнинные, так и горные. Лесной северный олень держался в основном в лишайниковых сосновых борах, чередующихся с обширными верховыми болотами. . Уникальная особенность биологии — способность потреблять лишайники, прежде всего наземные (ягель), которые составляют основу его зимнего питания. Летом поедает разнообразные травы, листья и побеги, грибы, но и тогда лишайники играют заметную роль в питании. Главный враг в природе, если не считать человека, — волк, в меньшей степени — росомаха

    Косуля европейская

    редкий вид Один из самых мелких и грациозных видов оленьих. Косуля обитает в различных типах леса, избегая лишь темнохвойной тайги. Летом пасутся главным образом утром и вечером, зимой — весь день. Пищей в летнее время служат мягкие травы, листва и побеги кустарников и деревьев, зимой — почки, кора и тонкие ветки, частично засохшая трава, торчащая из-под снега; охотно кормится у стогов сена.

    Чомга, или большая поганка

    немного мельче домашней утки. На голове темная шапочка. От темени назад идут пучки удлиненных черных перьев — “рожки”. Брови, щеки и горло белые. По бокам головы удлиненные перья образуют рыжий с черной каймой “воротничок”. Клюв красноватый. Места обитания : Стоячие или с медленным течением водоемы глубиной не менее 1 м. Условием обитания является наличие открытых плесов, где птицы кормятся, и примыкающих к ним зарослей высоких прибрежно-водных растений, служащих укрытиями. Перелетная птица.

    Серая цапля

    Крупная птица с длинными ногами и шеей. Верх и бока тела, подкрылья дымчато-серые; по бокам головы черные полосы перьев, переходящие на затылке в длинный хохол; . В полете шея S-образно изогнута, крылья кажутся очень широкими. В Нижегородской области селится по долинам рек разной величины, водохранилищам, озерам, прудам. Гнездится колониями или отдельными парами на деревьях, реже — в зарослях тростника и затопленных ивняках. Пища животного происхождения разнообразна: весной, когда цапли кормятся на полях, преобладают мышевидные грызуны, летом — рыба мелких размеров, а также амфибии, наземные и водные насекомые и их личинки.

    Лебедь-шипун

    Самый крупный из лебедей. Оперение взрослых птиц белое, на голове и шее заметен рыжеватый оттенок. Клюв красный, с черным кончиком, основанием и краями разреза рта. У взрослой птицы на лбу у основания надклювья черный шишковидный нарост. Лапы черные. Населяет стоячие пресные и горько-соленые водоемы, на мелководьях и берегах которых хорошо развита водная и прибрежноводная растительность. Часто селится также на прудах в черте населенных пунктов.

    Серый журавль

    Крупная птица с длинными ногами и шеей, маленькой головой и острым прямым клювом. Перелетная птица. Гнездится на болотах, мало посещаемых человеком. Питается зерном, ягодами, насекомыми, водными растениями и беспозвоночными, лягушками, змеями, мелкими рыбами, грызунами и др. Крайне осторожен — не подпускает человека ближе нескольких сотен метров. 

    Беркут

    вид, находящийся под угрозой исчезновения. Крупный орел, длина тела которого достигает 1 м, размах крыльев около 2 м. Беркут гнездится в верхней части крон высоких деревьев, чаще всего сосен, стоящих одиноко. Питается беркут в основном птицами или зверями средних размеров: утками, тетеревами, куликами, зайцами и др

    Обыкновенный зимородок

    Птица мелких размеров, с большой головой, короткими крыльями и хвостом. Окраска перьев очень яркая и пестрая. Для гнездования необходимы обрывистые участки берегов. . Приступает к рытью нор вслед за спадом полых вод и обсыханием берегов. Роет при помощи клюва, ногами отбрасывая землю. Нора длиной 40—90 см. Зимородок питается мелкой рыбой, стрекозами, водными жуками. Охотится, облетая свой кормовой участок, или выжидает добычу, сидя на ветке. Рыбу ловит, бросаясь с разлету в воду, но не ныряет. В полете издает пронзительный свист.

    Филин

    Самая крупная наша сова, длина тела которой достигает 70 см, а размах крыльев — 180 см. Окраска буро-рыжих тонов, с резкими продольными черными пестринами, на груди и боках перечеркнутыми многочисленными поперечными штрихами. . Над глазами растут отклоненные вбок пучки длинных темных перьев, образующие характерные “уши”. Глаза всегда красновато-оранжевого цвета. Лапы оперены полностью, до когтей. Птица оседлая или кочующая. Гнездо филина располагается на земле, под выворотнем или в буреломе, реже в пещерках под подмытым берегом реки. Иногда может занимать брошенные гнезда крупных хищных птиц. Для гнездования выбирает старые леса с редким древостоем, но с обильным буреломом или многочисленными вывалами, соседствующие с открытыми пространствами — верховыми болотами, реже полями или сенокосами. Как правило, избегает соседства с человеком. Активен исключительно ночью. Питается наземными животными, в основном грызунами, а также птицами. Не упускает возможности поймать даже такую крупную добычу, как заяц.

    Сплюшка

    Сова мелких размеров: длина тела около 20 см, размах крыльев 50—55 см.

    . В гнездовое время населяет леса различного типа — березовые, сосновые, смешанные, широколиственные при наличии в них дуплистых деревьев, а также старые гари и сады. Гнездится большей частью в дуплах деревьев, иногда в старых сорочьих гнездах. Питается почти исключительно насекомыми. Перелетная птица, прилетает в апреле, когда вылетают крупные насекомые, служащие пищей. Активна в сумерках и ночью.

    Стерлядь

    Основные лимитирующие факторы. Загрязнение Волги, Оки и особенно Суры. Изменение гидрологического режима в связи с зарегулированием Волги, заиление грунтов в водохранилищах, что приводит к потере мест нереста. Браконьерский вылов.

    Обыкновенная гадюка

    Единственная ядовитая змея на территории Нижегородской области .Охотятся, как правило, в сумерках. Основу питания составляют мышевидные грызуны и лягушки , реже добычей становятся птенцы мелких птиц и ящерицы. Основные лимитирующие факторы: разрушение местообитаний в результате хозяйственной деятельности и чрезмерной рекреационной нагрузки, гибель на автомобильных дорогах, прямое целенаправленное уничтожение человеком вследствие низкого уровня экологической культуры

            

    Обыкновенная медянка

    Змея средних размеров — общая длина не превышает 80 см, Окраска варьирует от серого, сероурого до меднорасного цвета В качестве убежищ медянки используют норы грызунов, пустоты под камнями, упавшими стволами деревьев и т. п. Встречаются с конца апреля до конца сентября. Активны в светлое время суток. Основу их питания составляют ящерицы, реже поедают ужей, земноводных, мелких грызунов и птенцов воробьиных птиц. Добычу сжимают кольцами тела, обычно поедая живьем. . Обладая сильным и гибким телом, медянки хорошо лазают по ветвям. Вопреки сложившемуся мнению большинства населения, медянка не ядовита, ее укус для человека не опасен

    Редкими и исчезающими являются даже некоторые насекомые, рыбы, а так же растения.

    Физкультминутка

    Как вы думаете, что случится с остальными животными, птицами и растениями, если мы не будем их защищать?

    (Растения исчезнут, в лесах не будет животных, не будут петь птицы, не будут цвести красивые растения.)

    Давайте вспомним правила поведения в природе.

    Дети демонстрируют запрещающие знаки и произносят правила:

    Не ломай ветки деревьев и кустарников!  

    Не рви цветы!

    Не сбивай несъедобные грибы и ягоды!

    Не разрушай муравейники!

    Не лови бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!

    Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

    Не уничтожай дождевых червей!

    Не подходи близко к гнездам! Не разоряй их!

    Не лови животных и птиц, не уноси их домой!

    Не разжигай костер!

    Не шуми!

    Не бегай, где попало!

    Не оставляй после себя мусор!

    Не загрязняй водоемы!

    -Сегодня мы познакомились с интересной и важной книгой. Давайте мы с вами сделаем свою Красную Книгу. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее. Тогда каждый запомнит их и не даст никому в обиду.

    Коллективная художественно-творческая деятельность.

    Звучит спокойная музыка. Дети раскрашивают картинки (страницы будущей книги) с изображением редких животных, птиц, растений, Рассматривание рисунков, и совместное составление Красной книги.

    Заключительная часть

    -Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не будем бережно относиться к природе, то пострадает все живое на Земле.

    Дети читают стихотворение

    Глобус

    Я обнял глобус – шар земной.

    Один над сушей и водой.

    В руках моих материки

    Мне тихо шепчут: «Береги».

    В зеленой краске лес и дол.

    Мне говорят: «Будь с нами добр».

    Не растопчи ты нас, не жги,

    Зимой и летом береги».

    Журчит глубокая река,

    Свои лаская берега,

    И слышу голос я реки:

    «Ты береги нас, береги».

    И птиц, и рыб я слышу всех:

    «Тебя мы просим, человек.

    Ты обещай нам и не лги.

    Как старший брат нас береги».

    Я обнял глобус – шар земной,

    И что-то сделалось со мной.

    И вдруг шепнул я:

    «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу».

    (Е. Шкловский)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Наша планета Земля в опасности»

    Цель: Воспитывать у детей чувство любви к родной земле  и желание бережно  относиться к свой планете.Задачи:Образовательная: Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опаснос...

    План -конспект тематического мероприятия познавательного характера в подготовительной группе на тему: "Люблю тебя. мой край родной"

    Цель занятия: способствовать  воспитанию патриотизма у детей.Закреплять знания детей о том, что наша Родина - Россия.Воспитывать чувство любви к своей Родине -России , к родному краю; к истории р...

    Конспект НОД для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Что такое Красная книга?»

    Конспект НОД для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Что такое Красная книга?»Конспект Занятия к презентации: «Что такое красная книга»Цели: Формировать у детей...

    План-конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в природный мир Урала»

    Расширить знания детей об Урале, уточнить представления о писателе П. Бажове.Активизировать словарный запас детей по теме «Природный мир Урала».Развивать чувство прекрасного через украшени...

    Конспект мероприятия: ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Яблонька» на тему: « Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа.»

    Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....