Проект в подготовиетльной группе "Загадочный мир моерй и океанов"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Содержит  паспорт, перспективный план, конспекты НОД, бесед, викторину

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЗАГАДОЧНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»

ПАСПОРТ:

Авторы проекта: Варламова Татьяна Юрьевна, воспитатель первой категории.

Тип проекта: информационно -  творческий.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст детей: 6-7 лет

Проект: среднесрочный, групповой, творчески-исследовательский.

 Сроки реализации проекта:  ноябрь-январь 2017года

Актуальность проблемы: 

Вопрос  охраны окружающей среды – одна из актуальных проблем современного человечества.  Отсутствие у людей экологической грамотности и культуры является одной из причин данной проблемы.

Дошкольное детство – это благоприятный  возраст для  формирования основ экологической культуры.

Знакомство с водными ресурсами планеты, их роли в экологии  Земли, обитателями,  населяющими моря и океаны через данный проект,  позволяет создать условия для организации познавательно-исследовательской и  творческой  деятельности детей, а также  формирования основ экологической культуры.

Цель проекта: создание условий для формирования основ экологической культуры и развития познавательно-исследовательских  и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Загадочный мир морей и океанов».

Задачи проекта:

  • для детей:  активизировать познавательно-исследовательский  интерес к обитателям морей и океанов, формировать знания о разнообразии подводного мира; познакомить с творчеством И.К. Айвазовского; развивать связную речь; активизировать словарь; развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;

формировать бережное отношение к природе.

  • для педагогов: создать  благоприятные условия для  развития у детей  познавательных   и творческих способностей;  собрать  и систематизировать информацию о  морских обитателях; помочь отобразить впечатления от полученных знаний в  продуктивной деятельности;  сформировать первоначальные навыки экологической грамотности и культуры поведения человека, дать представления о взаимосвязи жизнедеятельности человека и окружающей среды.
  • для родителей: способствовать поддержанию интереса к теме проекта во время семейного досуга.

Форма итогового мероприятия проекта: Викторина «О море мечтаем, море снится нам…»,  оформление презентации.   

 Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации,  фотоматериалы, видеоролики, слайды , книги,

художественные произведения и материалы.

Участники проекта:

 Воспитатель.

Дети  подготовительной группы.

 Родители воспитанников.

.

 Ожидаемые результаты:

  • дети должны владеть понятиями  «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • должны знать различия пресноводных и  морских водоёмов.

иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • у детей должен сформироваться поисково-познавательный интерес  к окружающему миру, чувство любви к природе, желание  беречь и охранять её, и отображать впечатления от полученных знаний в продуктивной деятельности.
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этапы реализа-ции

Содержание деятельности

Сроки реализации

1.

Организационный этап:

Мониторинг знаний детей по теме проекта. Поисковая работа по подбору  информационного и иллюстративного материала по теме.

Оформление мини-музея «Обитатели морей и океанов».

Изделия  из ракушек        

Ноябрь 2016г.

2.

Основной этап:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Беседы:

  • Вода. Движение воды в природе, свойства воды.
  • Морские рыбы (акула, сельдь, камбала).
  • Морские млекопитающие  (дельфин, кит, касатка).
  • Моллюски. Морские звезды.
  • Творчество художника-мариниста И.К. Айвазовского.

НОД: 

  • «В царстве Нептуна».

  Цель: Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна, их роли в очистке воды.

Закрепить умения различать по внешнему виду и называть морских обитателей;

Развивать эмоционально-положительное отношение к живой природе, интерес к исследовательской деятельности, связную речь, умение правильно строить предложения и составлять небольшие описательные рассказы.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать экологическую культуру, навыки правильного поведения в природе

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

декабрь2016г.

  • «Животные Крайнего Севера»

Цель:  Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской

федерации;

формировать представления детей об образе жизни животных на Крайнем Севере; знакомить с  животными, занесенными в Красную книгу.

Рассматривание  тематических иллюстраций

Просмотр  видеороликов  « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие  в  зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи».  

 

Опытно-экспериментальная деятельность 

  • Опыты  «Свойства воды».
  • Опыты «Свойства воздуха»
  • Опыт с губкой

Чтение и обсуждение энциклопедий, литературных произведений:

  • С. Сахарнов  «Кто в море живет?», Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Рассматривание и обсуждение  репродукций картин И. К. Айвазовского:

  • «Море».
  • «Среди волн».
  • «Девятый вал.
  • «Штиль»,
  • «Буря на Ледовитом океане»

Январь 2017г.

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

ноябрь 2016г. – январь 2017г

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

  • Х.-К. Андерсен "Русалочка»,  
  • Г. Косова «Азбука подводного мира»,
  • С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»,
  •  Ю. Дулепины «Осьминог»,
  • С. Баранова «Дельфины»,

Просмотр мультфильмов: 

  • «Разноцветная семейка»,
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • «Русалочка»,
  • «В поисках Немо»,
  • «Подводная братва».

Коммуникация

  • Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).
  • Вечер загадок, стихов о морском мире.
  • Заучивание стихов о  жителях  подводного мира.
  • Словесные игры:  «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?»
  • «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?».

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Обогатить словарь детей:  медуза, осьминог,  креветка,  рыба-пила,  краб,  морской конёк,  камбала.

Социализация

Дидактические игры:

  • «Аквариум»,
  •  «Назови лишнее слово»,
  •  «Чей силуэт»,
  •  «Скажи наоборот»,
  • «Чья тень?»,
  • «Правильно-неправильно»,
  •   «Укрась аквариум»,
  • «Угадай какой водоем»,
  •  «Кто здесь живет?»,  
  •  «О ком расскажу».

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Настольно-печатные игры:  

  • «Найди спрятанные буквы и запиши имена»,
  • «Пазл»,
  •  «Найди пять отличий»,
  • «Найди ошибку».
  • «Составь из слогов»
  • «Обведи по точкам»

Сюжетно – ролевые игры:

  • «Путешествие на корабле»,
  •  «Рыбалка».
  • «Моряки

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

Образовательная область художественно-эстетическое развитие»:

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

  • Рисование красками  «Морское дно».
  • Рисование красками «Белый медведь».
  • Нетрадиционное рисование с помощью манной крупы «Обитатели северных морей»
  • Рисование красками « Наши друзья дельфины».
  • Аппликация «Обитатели Черного моря».
  • Лепка «Морские обитатели Крайнего Севера»».
  • Лепка «Морские рыбы»
  • Лепка «Морские млекопитающие

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

Образовательная область музыкальное  развитие

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

  • Прослушивание  песен о море;  песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;
  • Слушание  музыки: «Звуки моря», « Звуки  дельфина»;  Дебюсси К. ««Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М.

Музыкальные игры:

 «Веселые рыбки»;  «Море волнуется».  

Цель: Устойчивость внимания,   точное выполнение словесных инструкций;    Двигательно-слуховая   координация;  Распределение  внимания;  Ритмизированная речь,  дикция;  Слуховое внимание;  

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры:  

  • «Рыбак и рыбки»,
  •  «Море волнуется»,
  • «Рыбки и камушки»,
  • «Караси и щука»,
  • «Водолаз»

Малоподвижные игры:

  • «Найди море, реку, океан»,
  •  «Кто больше?»,
  •  «Назови одним словом».

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

Взаимодействие с родителями

  • Стенгазета «Как мы отдыхали на море»;
  • Помощь в оформлении мини-музея «Обитатели морей и океанов»,
  • Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей  тайнами  необычного морского мира»;
  • Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море.
  • Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками.        

ноябрь 2016г. – январь 2017г.

3.

Заключительный

Викторина «О море мечтаем, море снится нам…»,  оформление презентации.   

Январь 2017г.


МБДОУ «Детский сад № 1 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект итогового мероприятия по проекту

«Загадочный мир морей и океанов»

ВИКТОРИНА «О МОРЕ МЕЧТАЕМ, МОРЕ СНИТСЯ НАМ…»

                                Подготовила воспитатель первой категории

                                Варламова Т.Ю.

2017г.

ВИКТОРИНА «О МОРЕ МЕЧТАЕМ, МОРЕ СНИТСЯ НАМ…»

Цель: Закрепить  и систематизировать знания детей о морях  и океанах, морских обитателях, представителях профессий, связанных с морем, о водном транспорте.

 Расширить словарный запас, развить речевую активность детей, логическое мышление. Прививать усидчивость, умение работать в команде.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: барабаны, ракушка, морская звезда, песочные часы, оформление группы соответственно тематике викторины.

 (  рисунки детей, поделки), аудиодиск с шумом моря.

Ход викторины:

Дети входят в группу под шум моря, встают вкруг на ковре.

Воспитатель:  Ребята, мы с вами много говорили о морях и океанах,  о морских обитателях. Очень многое вы уже знаете по этой теме, а многое узнаете, когда пойдете в школу.

А сегодня,  я предлагаю вам провести соревнование,  и выяснить,  насколько глубоки ваши знания. Вы готовы принять участие в состязании Знатоков?»

Дети: Готовы!

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

Воспитатель: Для  нашего  соревнования вам нужно поделиться на две команды, каждая команда придумает себе название».

Далее дети делятся на команды. Придумывают  название команд:

I команда - «Акулы».

II команда - «Морские  коньки».

Команды рассаживаются за столы.

Чтобы определить, кто первым откроет игру,  мы используем считалку:

Рыбка рыбке говорила,

Плавничками шевелила:

"Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

 Воспитатель: Итак, объявляется первый тур – Разминка! На каждую из команд приходится по 5 вопросов. Если одна из команд затрудняется ответить на заданный вопрос, то ход переходит к  команде соперника. За каждый правильный ответ команда получает балл – рыбку.

1.Кругом вода,

А с питьем беда.

Кто знает,

Где это бывает?    (В море)

- Почему? (Ответы детей)

2. Не хожу и не летаю,

А попробуй,  догони!

Я бываю золотая

Ну-ка, в сказку загляни!    (рыба)

- В какую сказку нужно заглянуть?  (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. По морю идет, идет,

А до берега дойдет-

Тут и пропадет (волна).

4. Четыре великана

Шумят и бьют волной –

Четыре великана

Полные водой (океаны)

- Сколько океанов  вы знаете? Назовите их -  Тихий, Северно-Ледовитый, Атлантический, Индийский)

5. Трава растет на дне морском,

А мы ее в салат кладем (водоросли)

- Как называется водоросль, которую кладут в салат? (ламинария – морской салат)

6. Мастер шубу себе сшил,

А иглу вынуть забыл (морской еж)

- В Черном море водятся морские ежи? (Нет)

7. Среди камней,

На дне морском

Он ходит боком.

Кто же он?    (краб)

- Почему краба называют санитаром моря? (Он питается умершими организмами)

8.Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся за версту (кит)

- Кит – это рыба или морское животное? (Животное)

- В Черном море  живут киты? (нет)

9. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я ……  (осьминог)

- В Черном море обитают осьминоги? (Нет)

10. «У нее огромная пасть,

Зубы острые, как ножи.

В эту пасть бояться попасть

Осьминоги, тюлени, моржи»

Кто это?  (Акула)

- Акула – это рыба или животное? (рыба)

- В  Черном море  обитают акулы? Как  называются черноморские акулы? (катраны)

Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием (подсчет баллов), а теперь предлагаю немного подвигаться.

Подвижная игра "Водяной".

Для игры нам надо выбрать "водолаза". Он спускается в море и ловит обитателей, а вы морские жители, уворачивайтесь от водолаза,  и уплывайте в свои домики. Тот, кого водолаз успел поймать (коснуться), сам становится водящим.

Воспитатель:          В синем море мы бывали,

Осьминога там видали.

Пять, четыре, три, два, раз-

Покажи его сейчас!

(дети изображают названную рыбу или животное)

Воспитатель:          Но проворный водолаз

Увидал его тотчас.

Он его поймать решил,

 И немного поспешил.

(дети разбегаются по своим "домикам", а водолаз старается их поймать)

Игра проводится три раза.

Воспитатель: Объявляю второй тур нашего состязания – Конкурс эрудитов

. На вопросы могут отвечать представителя обеих команд, поднимая руку. За правильный ответ команды получают балл – рыбку.

1. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: "чудо-юдо".

Властелин семи морей,

В океане всех сильней.

Он плывёт – вода бурлит.

Эта чудо-рыба… (кит).

2. Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые существа. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Их кожа этих покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. Про нее  К.Чуковский писал: "…- каракула, правым глазом подмигнула».. (Акулы)

3. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья (рыба-игла)

4. Какие морские обитатели не воспитывают детей? (рыбы)

5. Как называется суп из свежей рыбы? (уха)

6. Необычная форма тела этого забавного морского обитателя напоминает шахматную фигуру коня? (морской конек)

7. Это животное живет в водах тропических морей. Их лапы превратились в ласты, их защита от хищников – панцирь… (морская черепаха)   

Черепаха не спешит,

        На  волнах морских лежит.

        Тихо ластами гребет

        И плывет себе, плывет.    

8. Это беспозвоночное морское животное с прозрачным студенистым телом, по краям снабженным щупальцами? (медуза).

Следующие задания  на смекалку:

9. В первом аквариуме плавает пять рыб, а во втором – ни одной. Сколько рыб плавает в дух  аквариумах? (Пять).

10. На удочку рыбака попались: - окунь, ставрида, камбала, бычок и горлица. Сколько рыб поймал  рыбак? (Четыре).

«Что лишнее?»:

11. Волк, жираф, тюлень, белка.

12. Медуза, морская звезда, водоросль, килька.

13. Корабелы, аквалангисты, хоккеисты, рыбаки.

14. Кок, боцман, камбуз, штурман.

Воспитатель:  Давайте подсчитаем, сколько баллов заработала каждая команда после «Конкурса эрудитов».

Подвижная игра «Море волнуется»

Команды играют по очереди, отгадывают  морские фигуры друг друга.

Воспитатель:  Внимание, объявляю Конкурс Капитанов «Отгадай слово»

Капитан каждой команды загадывает слово о море, морских обитателях – животных, рыбах, о водном транспорте, морской профессии, и  никому его не говорит.  Команда-соперник задает вопросы, на которые капитан может отвечать только «Да» или «Нет».

Если команда соперников отгадывает слово – получает один балл, если не отгадывает,  один балл получает Капитан. Игра проводится 4-6 раз.

Воспитатель: Настал момент подвести итоги и определить команду-победителя.

Победители получают приз – конфеты «Морские камешки»

И все-таки победила дружба!

        Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с плугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

МБДОУ «Детский сад № 1 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект НОД в подготовительной группе «В царстве Нептуна »

Образовательная область «Познавательное развитие»

        

        Подготовила воспитатель первой категории

                 Варламова Т.Ю.

2017г.

Конспект НОД в подготовительной группе «В царстве Нептуна »

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Цель: Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна, их роли в очистке воды.

Закрепить умения различать по внешнему виду и называть морских обитателей;

Развивать эмоционально-положительное отношение к живой природе, интерес к исследовательской деятельности, связную речь, умение правильно строить предложения и составлять небольшие описательные рассказы

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать экологическую культуру, навыки правильного поведения в природе

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами

Предварительная работа: беседы на тему: «Океаны», «Живые организмы Мирового океана». Рассматривание фотоиллюстраций с картин

И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Морские  жители».

Оборудование: глобус, фотографии планеты Земля из космоса, морская соль, морская капуста, мармелад,  кораллы,  иллюстрации по теме,  «заколдованные» картинки с изображением морских обитателей, выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин.

Материалы: ракушки разной величины и формы, морская галька, картины и фотоиллюстрации об обитателях морских глубин.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать? Почему? Что берут с собой путешественники, когда отправляются в дальнюю незнакомую дорогу?

Дети: компас, карту.

Воспитатель: Правильно. Это их помощники, они им помогают в пути. Посмотрите, у меня в руках помощник - глобус.  Если его сильно раскрутить, то какого он становится цвета?

Дети: голубого

Воспитатель: Почему? 

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: Что означает голубой цвет на глобусе? 

Дети: Голубой  цвет на глобусе обозначает  воду.

Воспитатель: Правильно, ребята,  водные ресурсы нашей планеты  велики. Они занимают больше половины всей территории Земли. Именно поэтому нашу планету называют Голубой планетой. Вот как она выглядит на фотографиях, сделанных из космоса.

Воспитатель: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети: Воду пьют люди, растения и животные, в ней мы купаемся,  из нее готовим пищу, в воде живут рыбы, животные и растения…

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

Воспитатель: Какие вы знаете водоемы?

Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.

Воспитатель: Какие из них самые большие?

Дети: Океаны.

Воспитатель: Какие океаны вы знаете? (Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Атлантический).

Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов,  и чем они похожи? (Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая).

А вы знаете, как образовались моря и океаны?

(ответы детей).

Воспитатель: Ученые предполагают, что после своего возникновения, Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того, как Земля остывала, на ее поверхность обрушились ливни и затопили все впадины на Земле. Так образовались первые океаны и моря.

Опыт «Свойства воды».

Дети, давайте проведем опыт: возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная. Вот так и появились моря и океаны.

По морям и океанам можно плыть долго, не видя берегов. На берегу какого моря расположен наш древний город?

Дети: - На берегу Черного моря.

Воспитатель: Хорошо ли, что у нас есть море и почему?

(ответы детей).

Воспитатель: А какая вода в море, можно ли ее пить?

(ответы детей).

Воспитатель: А где можно применять морскую воду?

(ответы детей).

Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды получают морскую соль и продают в аптеках.  Но все это можно получать из чистой морской воды.

(воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль, морскую капусту).

Воспитатель:  Перед вами морская капуста.  Эта водоросль называется ламинария. Что можно из нее приготовить?

(ответы детей).

Воспитатель: А это что? (показать мармелад).

(ответы детей).

Воспитатель: В мармелад добавляют вещество агар–агар, которое получают из водорослей. Агар –агар используют для приготовления суфле, зефира, мыла, кремов, мороженого, зубной пасты. А еще из водорослей делают удобрение для цветов, йод.

Воспитатель: А вы знаете, где растет ламинария?

(ответы детей).

Воспитатель: Добывают ламинарию специально обученные водолазы, они погружаются на морское дно. А вы хотели бы оказаться в царстве морского царя Нептуна? Интересно, какое оно.

Воспитатель: Давайте представим, что мы на море.

Физкультминутка.

«И вот перед нами море,                Ходьба на месте

Бушует оно на просторе.                Махи руками над головой

А в море высокая ходит волна        Тянутся вверх

И вверх до небес и вниз до дна.        Приседают

Качает вода соленая                        Повороты корпуса влево-вправо

Водоросли зеленые

Скачут дельфины                        Прыжки на месте

Подставляя солнцу спины

На волнах качаются                        Ходьба на месте

Солнцу улыбаются».                Занимают свои места

Воспитатель: Ребята,  мы с вами в морском царстве.

Воспитатель: Посмотрите, какая здесь чистая вода. А что может случиться с морями и океанами, если вода будет грязной? Что нужно делать, чтобы вода стала чище?

Дети:  не загрязнять, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор с пляжа.

Воспитатель: А как люди очищают воду?

Дети: береговые очистные сооружения, плавучие суда со специальным оборудованием для сборки мусора.

Воспитатель: А как вы думаете, морские обитатели, которые живут в морях и океанах, могут очищать воду?

Обратите внимание на  кораллы. Они выделяют вещества, убивающие вредные микробы.

А вот перед нами моллюски. Через их ротовое отверстие, состоящее  из двух трубочек всасывается морская вода с загрязненными  частицами, которые оседают в специальном аппарате моллюска, а через другой очищенная морская вода поступает обратно в море.  Так питаются моллюски и одновременно очищают воду, поэтому их называют санитарами моря.

А вот  морские губки. Это удивительные живые существа.  Они тоже помогают очищать морское дно.

Опыт:  Чтобы узнать, как это происходит, давайте  проведем опыт. Перед  вами формочки с подкрашенной водой. Возьмите губку, погрузите ее в формочку и придавите пальцами.  Просмотрите, что произошло?

Дети: Губка полностью впитала воду.

Воспитатель: Таким же образом  и морские губки пропускают внутрь себя воду и задерживают находящиеся в ней вредные частицы. А чистую воду они выпускают напружу. Выпустите воду из губки.

Крабы тоже   являются санитарами моря.  Берег и морское дно регулярно чистятся благодаря тому, что крабы съедают останки животных, растений, мусора, оставшегося от людей.  За это  их называют «мусорщиками» морского дна.

Физминутка  «Краб» Сейчас давайте немного поиграем. Представьте, что вы - крабы. Расставьте пальцы в стороны. Это клешни краба. А теперь садитесь  на корточки,  и по сигналу «ночь» отправляйтесь   на охоту за пищей, которую вы клешнями будете складывать себе на спину. Двигаться нужно сидя на корточках. А по сигналу «день» будете спешить в укрытие – прятаться  «среди камней».  Для этого нужно сесть на ковер, сгруппироваться, обхватить руками – клешнями  колени и прижать голову.

Тот, кто не успел спрятаться в камнях – выходит на берег.

Дидактическая игра «Заколдованная картинка»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я приготовила для вас «заколдованные» картинки с изображением морских обитателей. Для того, чтобы их «расколдовать» нужно последовательно соединить линиями  цифры и тогда вы узнаете, кто на них изображен.

Молодцы! Все справились с заданием. Кто какого морского обитателя увидел?

Описательный рассказ по схеме

А теперь расскажите о том морском животном, которое увидели?        

Воспитатель: Вот какие  удивительные существа водятся в морях и океанах.

Конец занятия

Ребята, нам пора возвращаться домой. Вы готовы к подъему на поверхность?

Приготовьтесь, всплываем  (музыка, шум волн)

Что нового и интересного мы с вами узнали?

К чему может привести загрязнение воды?

 Кто из морских обитателей очищает воду в морях и океанах?

Как мы можем помочь морским обитателям?

Воспитатель: Воду нужно охранять и беречь, ведь без воды не будет жизни на Земле. А моря и океаны - это наше богатство и украшение всей нашей планеты

Вода – это чудо природы,

И нам без воды не прожить.

Вода – достояние народа!

Водой мы должны дорожить!

МБДОУ «Детский сад № 1 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Животные Крайнего Севера»

Образовательная область – познавательное, речевое развитие.

Подготовила воспитатель

                                    первой категории Варламова Т.Ю.

2017 г.

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Животные Крайнего Севера»

Образовательная область – познавательное, речевое развитие.

Цель:  Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации; формировать представления детей об образе жизни животных на Крайнем Севере; знакомить с  животными, занесенными в Красную книгу.

Задачи:

Расширить и углубить представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, морж;

развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

воспитывать бережное отношение к животным и природе,

Материал: карта России, глобус,   иллюстрации с изображением животных, обручи, экспонаты мини-музея группы «Обитатели морей и океанов»

Ход занятия.

1.Введение игрового момента.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи –

Вертится Земля.

Сегодня мы отправимся с вами туда,

Где царит царство холода, снега и льда!

В.: Путь предстоит не ближний!

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдами полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь.  Целые сутки темным-темно и очень холодно, а  следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но  лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.

Ребята, а мы где живем?

Дети: в Крыму

В.: Давайте найдем на карте Крым.

Дети показывают.

В.: Ребята, а кто знает,  где находится Крайний Север?

Дети показывают   Арктику на глобусе.

В.: Ребята, а давайте отправимся в путешествие на Крайний Север  на   самолёте

Дети встают в круг, закрывают глаза, открывают и оказываются в центре Арктики (кругом льдины, картинки с животными).

В.: Ну, вот мы и на месте. В Арктике долгая и холодная зима, а лето  короткое и тоже холодное.  Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?

Ответы детей

Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. Нам южанам очень холодно.

Давайте погреемся.

Физминутка

Здесь всюду холод, лед и тень,                      дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                         закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                         Выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,                     Соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                           Разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.           Ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.                      Делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,           Подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                                Руки на поясе, стоят смирно

 

В.:  Ребята,  навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи тюлени им соседи.

Кто это?- Белые….  (медведи)

(картинка белого медведя)

Дети: белый медведь!

В.: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг.  На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Дети: шуба его белая и снег белый.

В.: Выдает его  лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода  ему не страшны. Море – это его родная стихия!

Как вы думаете, почему?

Дети:  У него теплая шуба.

В.: Да, Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух,  и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

В.: Правильно, белый медведь  хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он  подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах  рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку)  малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки,  молоком.

Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В.: Дальше будем передвигаться на лыжах.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

В.: А вот  животное, которое  питается рыбой.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень)

Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?

Ответы детей.

В.: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.

Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.

В.:  Двигаемся дальше!

Дети прыгают с льдины на льдину (обручи).

Скажите, ребята, из вас кто не знает

Животное, что живёт у холодной воды?

Красная книга его охраняет.

Дом его там, где господствуют льды.

Клыки иногда при движенье - подмога,

Тело тяжелое ласты несут.

Когда лед оттает хотя бы немного,

Животные эти из воды к берегам подплывут.

Они на холодном песке отдыхают,

На лежбище слабых растят малышей.

Моллюсков морских из песка накапают

И рыбы половят - вот корм для … (моржей)

В.: Какое тело у моржа? (большое, неуклюжее).

 У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.

В.: Какого цвета морж? (коричневого). 

Что есть у моржа на морде? (клыки). 

В.:  Какого цвета клыки? (белые). 

В.: Для чего они нужны моржу?

Дети:  При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину.

В.:  Что помогает моржу во время плавания? (ласты). 

Дети:  Морж работает ластами, как веслами. Он плавает очень быстро.

В.:  А кто из вас знает, чем питается морж? (моллюсками, рыбой). 

В.:   Целый день моржи дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, поедят и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.

В.: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А  кого же запряжем мы в санки, отгадайте.

Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

Физкультминутка (с имитацией движений)

"Полярное небо ночи темней,

Струйками пар из оленьих ноздрей         дети скрещивают, руки над головой,

Хэй-хэй-хэй,                                   высоко поднимают ноги, согнутые в коленях

Ой, хэй-хэй.

Свистят по дороге полозья саней,                 имитируют скольжение саней по кругу

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

И ветер с веселою песней моей                 бег врассыпную под музыку

Летит над просторами

Снежных полей.

Хэй-хэй-хэй.

Ой, хэй-хэй.

Летит за оленями песня — мой друг,         повторение первого движения

И стадо само собирается в круг.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй".                  

В.:   Да, дети, это благородные олени, они  помогли нам  добраться до детского сада. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые.  Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

В.: Ребята, посмотрите  (рассматривают северное сияние в  экспозиции мини-музея), что за чудо, что за диво – небо так горит  красиво!

Северное сияние

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает!

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

И откроется для нас

Край земли далекой.

Там, среди отвесных скал,

В синеве безбрежной

Ледяной нарядный зал

Королевы Снежной.

Светится ее венец –

Блещут самоцветы!

Музыка звучит.

Дворец залит ярким светом.

Как ковры лежат снега

С ледяной каемкой,

Вьется лентою пурга,

Кружится поземка.

И танцуют, вставши в ряд,

Хрупкие снежинки,

И тихонько в такт звенят

Голубые льдинки.

Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво! В нашем теплом южном  краю мы не можем  наблюдать  Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это бесконечный источник знаний и впечатлений.

А наше путешествие подошло к концу.

Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.  Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень,  тюлень и морж  занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К  сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.

Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем.

D:\Фото с Туськиного телефона\Camera\детский сад\20170125_120638.jpgВпечатления от НОД в рисунках

D:\Фото с Туськиного телефона\Camera\детский сад\20170125_161825 - копия.jpg

Часть экспозиции нашего мини-музея

D:\Фото с Туськиного телефона\Camera\детский сад\20170125_161842 - копия.jpg


ДИДАКТИЧЕСКИТЕ ИГРЫ:

Цель: формировать представления детей об обитателях  морей и океанов, способствовать  развитию  связной речи, навыку правильного звукопроизношения,  логического мышления, внимания, памяти.

Дидактическая игра «Угадай, кто это».

- У них полупрозрачное тело в форме зонтика. Они похожи на студень. Они бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие. Они могут светиться в темноте, как фонарики. Зонтик и щупальца горят жёлто-оранжевым светом. Если их на поверхность поднимается много, кажется, что море пылает красным огнём. 

– Кто это? (Медуза)

Воспитатель вывешивает картинку с изображением медузы.

- А теперь отгадайте загадку:

В мяч играет, веселится

И в воде всегда резвится.

Плавает он, и ныряет,

И людей всегда спасает.

(Дельфин)

- Следующее задание:

Они ползают по дну тёплых морей. У них широкое и короткое тело. У них пять пар ножек. Передние - клешни, ими это животное может разрезать пищу на кусочки. Он собирает всё, что попадается на пути: раковины, рыбьи головы, осколки стекла и складывает на спину. Так он спасается от врагов. (Краб)

- И последнее задание:

У него мягкое тело, он не имеет костей и может изгибаться в разные стороны. Назвали его так, потому, что от его короткого туловища отходят восемь ног. Он быстро меняет окраску. Они настоящие хищники, по ночам выбираются на охоту. Они могут не только плавать, но и ходить по дну (Осьминог).

Игра «Правильно-неправильно».

В море страус проживает (неправильно).

Чайки по небу летают (правильно).

Распевают песни рыбы (неправильно).

Слово доброе «спасибо» (правильно).

Лев трусливее зайчишки (неправильно).

Бананы любят все мартышки (правильно).

Дидактическая игра «Собери рыбку»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я нашла разрезные картинки. Я думаю, что это были фотографии морских обитателей, может быть,  их  сфотографировали ученые, которые тоже когда то спускались исследовать морские глубины. Давайте сложим фотографии и узнаем, кто на них изображен. Молодцы! Все справились с заданием. Кто какого морского обитателя собрал?

Дидактическая игра «Мир моря»
     Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

Дидактическая игра «Зоологическое лото»
     Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек.

Дидактическая игра  «Отгадай загадку»  
     Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.


Дидактическая игра  «Распутай путаницу»
     Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Дидактическая игра  «Скажи  наоборот». 

Я  буду начинать предложение,  и бросать вам  мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот».

            Морская вода соленая, а колодезная…….(пресная)

            Морская вода теплая, а колодезная  ……..(холодная)

            Колодезная вода мягкая, а морская  ……..(жесткая)

            Морская вода мутная, а колодезная ……..(прозрачная)

 

 Дидактическое упражнение «Работа со скороговоркой»

Воспитатель: Предлагаю вам повторить со мной скороговорку:

« В озере – карп, а в море краб». (Дети проговаривают скороговорку  вместе с воспитателем)

Сначала давайте произнесем тихо. (Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем)

Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают  громко скороговорку)

 Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро  скороговорку)

Еще быстрее. (Дети проговаривают еще быстрее  скороговорку)

Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дидактическая игра «Назови лишнее слово»

- волк, жираф, тюлень, белка.

- медуза, морская звезда, водоросль, килька.

- корабелы, аквалангисты, хоккеисты, рыбаки.

- кок, боцман, камбуз, штурман.

- батискаф, катамаран, подводная лодка, парашют.

- морской скат, акула, дельфин, рыба-игла.

- парусник,  бульдозер, ледоход, бригантина.

- белый медведь, полярная сова, северный олень, пингвин.

- море, бассейн, река, озеро,

- касатка, акула, дельфин, кит.

- морская черепаха, коралл, морская звезда, рак отшельник.

- краб, мидия, морской конек, рак.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Морская вода соленая, а речная…

Лодка плывет, а машина…

Рыба плавает, а краб…

Кит большой, а килька….

Ночью темно, а днем…

Чайка летает, а черепаха…

У человека руки – а у тюленя…

Немного пословиц и поговорок о море:

Цель: закрепить умение детей запоминать пословицы и поговорки, понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, грамматический строй речи.

- В море раз побудешь, век не забудешь.

- В море дорог много.

- Море шутить не любит.

- Море кого любит, а кого губит. 

- Море любит смелых да умелых.

- Перед морем все равны.

- Учись, матрос,— капитаном будешь.

Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:

Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь
Рассматривание репродукций картин:

- И.К. Айвазовский «Среди волн», Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,

- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», 

- А. Боголюбов «Парусник в море»;

 «Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.

«Занимательное море»

Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.

Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек. 

«Отгадай загадку» 

Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.


«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Разные пазлы по теме «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.

«Что лишнее?»

- Волк, жираф, тюлень, белка.

- Медуза, морская звезда, водоросль, килька.

-  Корабелы, аквалангисты, хоккеисты, рыбаки.

- Кок, боцман, камбуз, штурман.

 «Отгадай слово»

        

Капитан каждой команды загадывает слово о море, морских обитателях – животных, рыбах, о водном транспорте, морской профессии, и  никому его не говорит.  Команда-соперник задает вопросы, на которые капитан может отвечать только «Да» или «Нет».

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
«Море волнуется» 
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». 

«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения. 
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.

Игра «Краб» Сейчас давайте немного поиграем. Представьте, что вы- крабы. Расставьте пальцы в стороны. Это будут клешни краба. А теперь садитесь  на корточки. и по сигналу «ночь» вы должны отправляться  на охоту за пищей, которую вы клешнями будете складывать себе на спину. Двигаться вы будете сидя на корточках. А по сигналу «день» будете спешить в укрытие – прятаться  среди камней. Роль камней исполнит мебель нашей групповой комнаты. Только не нужно залазить под столы и шкафы, достаточно подойти к ним и прикоснуться рукой.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА:

«Путешествие на корабле»

Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МОРЕ».

Дети встают в один круг.

Море очень широко

дети широко разводят руки в стороны

Море очень глубоко

приседают, коснувшись руками пола

Рыбки там живут, друзья

выполняют движение «Рыбка»

А вот воду пить - нельзя

разводят руки в стороны, приподняв плеч).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЖИЛ ОТВАЖНЫЙ КАПИТАН…»

Жил отважный капитан                             руки к плечам

Он объездил много стран                         очертание круга руками

И не раз он бороздил океан                    

Раз 15  он тонул                                            приседания

Но ни разу  даже глазом                              руки на поясе повороты влево, пр.

 не моргнул.

 

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

«Подышим морским воздухом»

И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу.

1- глубокий вдох носом, подняться на носки, руки – в стороны, вверх.

2- выдох с произнесением длительного звука «А-А-А», вернуться в И.п.

«Водоросли»

И.п.- ноги врозь, руки внизу.

1- поднять прямые руки перед собой вверх, наклон туловища вправо.

2- выпрямиться, руки вверх, вернуться в И.п. (чередуя правую и левую стороны)

«Медузы»

И.п.- ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью.

1- развести руки в стороны и медленно очертить круги перед собой, выпрямить ноги, подняться на носки, втянуть живот, вытянуть шею.

2- вернуться в И.п.

«Морской конёк»

И.п.- основная стойка, руки на поясе.

1- выпад правой ногой вперёд.

2-3- пружинистые покачивания, И.п. (чередуя правую и левую ногу)

«Летучие рыбы»

1-2- прыжки на месте на двух ногах.

«Морской бриз»

И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу.

Набрать как можно больше воздуха в лёгкие, вдох носом, надуть щёки, плавно наклониться вперёд – вниз, легко постукивая кулачками по щекам, выдыхать воздух небольшими порциями.

БЕСЕДЫ О МОРСКИХ ОБИТАТЕЛЯХ

АКУЛА

        Вот акула-каракула

        Распахнула злую пасть

        Вы акуле-куракуле

        Не хотите ли папасть

        Прямо в пасть?

                (К. Чуковский)

Акулы – это морские хищные рыбы. В пучине океана акулы скользят, словно бесшумные серые тени. Самые опасные и кровожадные из акульего семейства – белые и тигровые акулы.

        У белых акул мощное, обтекаемое тело длиной от 5 до 12 метров и весом 2 или 3 тонны. Тело акулы покрыто толстой шершавой кожей. Спина у нее темная, бока – голубовато-серые, а брюхо – белое.

У белой акулы огромная страшная пасть. А ее треугольные зубы острые, будто ножи. Акульи зубы очень большие – около 5 сантиметров. Зубы у акул растут в несколько рядов.

        Тигровая акула называется так, потому, что у нее на боках темные полосы.

Тело акул покрыто толстой шершавой кожей, а чешуи у них нет. Кожа настолько жесткая, что жители тропических стран используют акулью шкуру как терку или наждачную бумагу.

Акулы едят все подряд! Они могут разорвать и проглотить морскую черепаху, нападают на дельфинов, других акул и даже китов. Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости, особенно если учует запах крови. А обоняние у них очень острое, они могут чувствовать кровь на расстоянии нескольких километров.

        Многие акулы опасны для человека. Это такие, как – белая, тигровая, мокко и молотоголовые  акулы. Они в силу своей  большой величины могут легко перекусить человека пополам.

        У акулы гигантская пасть,

        Зубы острые, как ножи.

        В эту пасть боятся попасть

        Осьминоги, тюлени, моржи.

        Эти рыбы плавают, волнообразно изгибая тело. Без движения они не могут жить. Только быстро двигаясь, они могут получить необходимое количество кислорода, растворенного в воде. Спят акулы урывками, плавая, медленно шевеля хвостом.

        Акулы – очень сильные рыбы! Они с легкостью рвут толстенные канаты и стальные цепи.

Среди акул – самая большая – китовая акула. Ее длина около20 метров, а вес 20 тонн! Несмотря на свои угрожающие размеры, эта рыба людям не опасна, ведь она питается планктоном – мельчайшими организмами содержащимися в морской воде. Зимой китовая акула опускается на дно и погружается в сон.

Обычно хищные акулы плавают в сопровождении целой свиты рыб. Возле самого акульего носа плавают полосатые рыбки-лоцманы. Акула их не трогает, так как они очищают ее кожу от многочисленных паразитов-рачков.

Рыбкам-лоцманам не страшны другие хищники, ведь они под надежной защитой!

Есть и другие рыбешки, которые не расстаются с акулами. Это рыбы-прилипалы. На их темени есть особые присоски, с помощью которых они присасываются к коже акул и очищают ее.

Рыба-прилипала

Смелостью гордится.

Ведь она совсем-совсем

Акулы не боится!

Бороздит с акулой

Она простор морей,

Рядом с этой рыбой

Никто не страшен ей!

        Размножаются акулы по-разному – одни виды откладывают икринки, другие – яйца. Каждое яйцо покрыто плотной оболочкой – скорлупой. Она защищает будущих  акулят. Яйца акулы огромные – в диаметре они достигают полуметра! Цвет яиц бывает разный: черный, коричневый, желтый или кремовый. Некоторые акулы не откладывают  ни икринок ни яиц – у них сразу рождаются живые рыбки – акулята. Таких акул называют живородящими.

В Черном море водятся акулы – катраны, но небольшие по сравнению со своими собратьями. И не опасны для человека.

ВОПРОСЫ:

Как выглядит белая акула?

Как выгляди тигровая акула?

Чем питаются акулы?

Какую опасность представляют акулы для людей?

Какие виды акул не опасны для людей?

Как акулы размножаются?

Какие рыбы сопровождают акул?

СИНИЙ КИТ

        Синий кит – самое большое животное из когда-либо обитавших на нашей планете. Новорожденный малыш синего кита достигает в длину 7.5 метров!

В 7 месяцев 16-метровый кит еще питается молоком матери. Взрослый самец достигает 30 метров в длину и весит 150 тонн.

        Китовое молоко – очень питательное, поэтому китенок быстро  растет. В сутки он прибавляет в весе 100 килограммов.

Взрослый кит очень красив!  Спина у него нежно-голубая, а собранное в складки брюхо, покрыто желто-оранжевое. У синего кита необычные глаза. Ему приходится нырять на огромную глубину, поэтому глаза устроены так, чтобы выдерживать огромное давление.

        Океаны бороздит

Синий, синий, синий кит.

Он красив необычайно,

        И ведь это не случайно!

        Под небесной синевой

        Он сияет бирюзой.

        Капли – синие сапфиры –

        На спине его скользят,

        Он огромный самый в мире,

        Бережно растит китят.

        Семья синих китов создается на всю жизнь – супруги очень дружны. Малыша – китенка отец и мать растят вдвоем.

        Киты пасутся у самой поверхности, широко раскрыв пасти – пропускают воду и вылавливают планктон и рачков. Но если еды мало, то они опускаются на глубины до 30-40 метров. После погружения они выпускают огромный водяной фонтан. Эти фонтаны часто наносят вред китам, так как привлекают внимание китобоев.

        В природе у синих китов мало врагов. Киты-убийцы, касатки – им не страшны. Как вы думаете почему? А вот паразиты в легких и кишечнике наносят существенный вред. На помощь китам приходят птицы-санитары – кулики-плавунчики. Они поедают рачков, застрявших в китовой коже.

        В прежние времена синих китов активно истребляли, ведь из их жира изготавливали масло и маргарин, из костей – клей, костную муку, желатин, а из китового уса – предметы быта. Да и мясо китов вполне съедобно. Китобои беспощадно  расправлялись с китами. Если раньше просторы Мирового океана бороздили тысячи синих китов, то теперь их осталось всего около трехсот! Сейчас охота на  китов противозаконна!

ВОПРОСЫ:

Какое животное на нашей планете самое большое?

Почему кита называют синим?

Как выглядит синий кит?

Чем он питается?

Как мать-китиха выкармливает своего детеныша?

Кто помогает  китам избавится от паразитов?

Какая опасность грозит синим китам?

СЕЛЬДЬ

        Каждый из вас видел и пробовал сельдь - селедку. ……у нее стройное удлиненное тело, покрытое серебристой или синеватой с металлическим блеском чешуей. Бока и брюшко этих рыб светлее, чем спинка, и тоже серебристые.

        Сельдь – рыба некрупная – длиной 15-20 сантиметров. Но иногда попадаются сельди длиной около 40 сантиметров.

        Живут сельди в морях, любят соленую морскую воду4. Сельдь живет в стаях, и по одиночке не плавает.  По морским просторам стаю обычно ведут несколько самых опытных рыб – вожаков, сменяющих друг друга.

        Косяк сельдей большую часть времени проводит в движении – вместе рыбы охотятся, вместе спасаются от врагов. Ведь, собравшись в стаю, некрупной рыбе легче избежать опасностей. За приближающимися хищниками следят сотни глаз. Если одна рыбка заметила опасность, она резко бросается в сторону, а все остальные – за ней! Стая быстро удирает, а затем рыбы прячутся, рассасываются, где только могут.

        Когда одна сельдь находит корм – будет сыта вся стая!

        Сельди гладки, серебристы,

По морям гуляют быстро.

Ходят вслед за вожаком

Сельди длинным косяком.

Вместе по волнам несутся,

На морских лугах пасутся.

Нет, непросто их врагу

Подобраться к косяку!

Питаются сельди рачками и мелкими рыбками.

Как же они попадают на наш стол? Их вылавливают рыбаки. А помогают рыбакам птицы – белые чайки. Они  кружатся на одном месте и с криком хватают рыбу – значит, здесь проплывает косяк сельди. Помогают рыбакам  и вертолеты и самолеты. Пойманную рыбу консервируют, замораживают, засаливают и маринуют.

ВОПРОСЫ:

Как выглядит сельдь?

Почему сельдей называют стайными рыбами?

Как жизнь в стае помогает сельдям спасаться от врагов и находить добычу?

Как рыбаки находят в морях стаи сельдей?

Как готовят сельдь? Какие блюда готовят из сельди?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод в подготовиетльной группе "Крым Богом подарен для всех нас один"

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе о Крыме и его народностях...

Проект по организации совместной деятельности с семьей. «ОКЕАН ДОБРЫХ ДЕЛ»

Тип проекта: практико – ориентированный. Понаправлению: досуговое. Попродолжительности: долгосрочный (август - май) .Участникипроекта: воспитанники младшей группы,...

Проект по теме "Подводный мир морей и океанов"

Проект направлен на совместную творческую, познавательную деятельность родителей, детей, педагогов. нацален на активизацию знаний по теме....

Рекомендации для родителей по проекту "Растительный и животный мир морей и океанов"

Рекомендации для родителей по проекту "Растительный и животный мир морей и океанов"...

Проект по географии "Увлекательный мир морей и океанов"

Проект по географии для детей старшего дошкольного возраста....

Экологический проект для старших дошкольников "Обитатели морей и океанов"

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической культуры и грамотности. Основы экологической культуры закладывают...

выпускной в подготовиетльной группе

тематика праздника "Выпскной в школе магистров"...