Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе. Тема: «Обобщающее понятие «посуда».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Амелякина Валентина Петровна

«Обобщающее понятие «посуда»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе.

Тема: «Обобщающее понятие «посуда».

Программное содержание:

Учить детей различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам (по назначению). Находить различия и сходство между предметами. Учить детей образовывать слова по аналогии. Обратить внимание детей на то, что все предметы сделаны руками людей и поэтому к ним необходимо относиться бережно.

Материал к занятию:

Предметы посуды (настоящей). Обязательно включить предметы всех видов посуды: кухонной, столовой и чайной.

Ход занятия:

Воспитатель вносит коробку, в которой находятся предметы посуды.

Ребята, нам пришла большая посылка. Давайте посмотрим, что в ней? (По одному достаёт из коробки предметы, рассматривает каждый, выделяя его части, материал, форму, цвет.)

Ребята, что это за предмет? (Достаёт кастрюлю.) Какая кастрюля, что вы можете о ней сказать? (Большая, белая, металлическая.) Что есть у кастрюли? (Ручки, крышка.)

А это что? (Тарелка.) Какая тарелка? (Белая, с цветочками.) Для чего она? (Для супа.) Как её можно назвать? (Если дети не ответят, воспитатель спрашивает, глубокая эта тарелка или мелкая.)

Назовите этот предмет. (Чайник.) Какой он? (Большой, маленький, белый в красный горох и т. д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)

Таким образом воспитатель вместе с детьми рассматривает все предметы, которые находятся в коробке, предъявляя их детям по одному. Когда все предметы будут стоять на столе, воспитатель предлагает детям сравнить их.

Воспитатель: Посмотрите, у каких предметов есть ручки? (Чайник, кастрюля, сковородка.)

У каких предметов есть крышки? (Кастрюля, чайник, сахарница.)

Есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (Тарелки.)

Чем отличается тарелка от сковородки? (У сковородки есть ручка, а у тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из глины; сковородка не бьется, а тарелка может разбиться и т. д.)

Чем похожи сковородка и тарелка? (Круглые.)

Воспитатель: Вот сколько много предметов было в коробке! А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковородка? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. В кастрюле мы готовим суп, а из тарелки его едим. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким? (Ответы детей.)

Воспитатель: Предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом - посуда. Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)  

Некоторые названия посуды по звучанию очень похожи. Посуда для сахара как называется? (Сахарница.) Посуда для селедки - как называется? (Селедочница.) Посуда для салата? (Салатница.) Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили все слова.

Есть еще другие названия. Посуда для масла? (Масленка.) Для соли? (Солонка.) А для чая? (Чайник.) Для кофе? (Кофейник.) Для молока? (Молочник.)

Физкультминутка:

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Давайте вместе накроем стол к обеду. Постелем на него скатерть. (Воспитатель стелет на свободный стол скатерть.) Я буду вас вызывать, и вы будете брать только один предмет посуды и ставить его на стол. (Дети выходят по одному и ставят на стол селёдочницу, салатницу, солонку, масленку и др. Воспитатель обязательно просит называть предмет посуды, добивается, чтобы ребенок правильно произносил слово. Особенно следует обратить внимание на слово селёдочница, которое дети, как правило, выговаривают неправильно.)

Вот как красиво вы накрыли на стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво, и салфетницу с салфетками. Вам нравится, ребята?

Воспитатель: Посмотрите внимательно на стол и скажите, есть ли на столе предметы, которые не относятся к посуде? (Ответы детей. Если дети не догадаются, то воспитатель предлагает им назвать предметы, из которых не едят и в которых не готовят еду.) Да, это ваза и салфетница.

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами сегодня узнали, что предметы, которые нужны для еды и для её приготовления, называются одним словом- посуда.

Игра:

А сейчас поиграем. Я поставлю на стол несколько предметов. Здесь будут не только предметы посуды, но и другие предметы, которые к посуде не относятся. Попробуйте догадаться, что здесь лишнее, что не относится к посуде?

Воспитатель ставит четыре предмета. Из них три предмета посуда, а один не относится к посуде, но близок к ней по некоторым признакам: горшок для цветов, ваза, ведро. Когда ребёнок назовет лишние предметы, воспитатель спрашивает, почему он так решил. (Потому что в нем нельзя приготовить пишу, из него не едят и не кладут в него еду.) Игра проводится 3-4 раза

Итог занятия:

В конце воспитатель подводит итог:

Воспитатель: Теперь, ребята, вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом- посуда. Посуда сделана из разных материалов. Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду? (Из металла.) А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.)

-А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла или из глины.) Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется? (Да, разобьется.) Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо обращаться очень бережно. Когда вы будете дежурить, то вспомните об этом. Откуда у нас в детском саду посуда для еды? (Купили.) А в магазин её откуда привезли? Посуду делают на фабриках и заводах. Не все люди умеют делать посуду, для этого надо учиться. Это трудная работа! И конечно, если человек, сделавший чашку, увидит, как она разобьется, ему будет очень обидно. Ведь он так старался, трудился. И мы с вами будем очень бережно относиться к посуде. Дома, когда вы будете помогать маме накрывать на стол, вы будете тоже очень бережно это делать, чтобы ничего не разбить. За посудой надо ухаживать. Что делают с посудой после еды? (Моют.) А если её не мыть, то она может убежать от такого человека, как убежала от бабушки Федоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе Тема: Мой город родной.

Цель: уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о родном крае. Познакомить с символами города,  учить детей узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о  до...

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

КОНСПЕКТ по ознакомлению с окружающим в средней группе. Тема: "посуда"

Цель:формирование знаний о кухонной посуде. Познавательные задачи:Познакомить с кухонной посудой;Уточнить её название и назначение;Уметь называть части посуды и внешние признаки;Учить сравнивать....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе тема: «Птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе тема: «Птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа.  Тема:  «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе.Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе.Составила: Ситникова И.В.Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты».Цель: Расширять и систематизировать представления и ...