НОД "Маленький жёлудь и дуб великан"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ершова Надежда Валерьевна

НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький жёлудь и дуб великан". 

Способствует развитию познавательного интереса детей  к растительному миру  через наблюдение за особенностями  роста дуба, его исторической значимости для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duby_-17g.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Калининского района Санкт-Петербурга

Развитие познавательного интереса детей  к растительному миру        через наблюдение за особенностями  роста дуба в рамках экологического проекта.

«Маленький жёлудь и дуб великан»

Конспект

Непрерывной непосредственной образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного возраста

Подготовила:  воспитатель Надежда Валерьевна Ершова.

Санкт – Петербург

2017

Конспект НОД

«Маленький жёлудь и  дуб великан»

Для детей  старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие познавательного интереса детей  к растительному миру        через наблюдение за особенностями  роста дуба.

Задачи:

. Развивать представления детей об основных потребностях дерева в       естественных факторах и формировать устойчивый интерес к познанию мира природы.

.  Расширять и обогащать  словарный запас детей.

.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к  деревьям и окружающему миру.

Предварительная работа:

.  Беседа « Почему дуб называют могучим»?

.  Чтение  сказок и рассказов о дубе. « Сказка о мудром Дубе и умном

   Дятле»;

   чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина – «У Лукоморья дуб

  зелёный»;

.  Заучивание стихотворения И. Токмаковой -  «Дуб»;

.  Рассматривание фото и иллюстраций с изображение дуба, его листьев,

   коры,  плодов.

.  Игра -  викторина:  « Дуб и предметы из него».

Материалы:  Жёлуди, посадки дубков, иллюстрации с деревьями дуба, его листьями, цветами,  плодами. Иллюстрации с «деревьями –памятниками живой природы»

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, хочу познакомить вас сегодня с одним очень известным и в тоже время, мало вам знакомым деревом. Отгадайте загадку и узнаете,  как называется это дерево.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мело
к. (Дуб)

(ответы детей)

Воспитатель: Каждое дерево красиво по-своему. Но дуб могучее дерево. В нашей стране дуб встретишь почти везде. Он соседствует с берёзой, осиной, клёном, липой,  ясенем, но солнце любит больше,  чем они. Дуб не выносит, если другие деревья затеняют его сверху: «голова» у него должна быть хорошо освещена! Листья у дуба плотные, кожистые, чуть блестящие. Ствол могучий, крепкий. Цветки и листья на дубе появляются одновременно в мае. А осенью на взрослом дубе созревают плоды

Ребята, кто помнит,  как называются плоды дуба?

Дети:  Жёлуди.

 (дети рассматривают жёлуди с веток дуба)

Воспитатель: У жёлудя есть «шапочка» Она называется плюска.  (Знакомство детей с новым словом)

Но плоды у дуба появляются не сразу,  плодоносит дерево только с 30 лет посадки.

Воспитатель: А вы знаете, дети, что вырастит из жёлудя, если его посадить в землю?

Дети: Маленький  дуб.

Воспитатель: Да. Вот такой маленький дубочек, совсем ещё кроха.

(Показ саженца дуба в горшке)

Воспитатель: Люди даже загадку про жёлудь и дуб придумали.

 В маленький клубочек

Спрятался дубочек. 

Воспитатель: Дети, а вы знаете,  кто приходит к дубу полакомиться его желудями?

Дети: Белки, кабаны, птицы.

Воспитатель: Правильно, а ещё любит жёлуди и маленькая птичка- сойка, медведи приходят угоститься желудями,  олени.  

(показ  иллюстраций)

Воспитатель: Как вы думаете, человеку дуб может приносить пользу?

(ответы детей: очищает воздух, выделяет кислород, он красивый…)

Игра -  викторина:  « Дуб и предметы из него».

Воспитатель: Ребята, кто знает,  как называется лес, в котором кроме других деревьев, растёт большое количество дубов?

Дети: дубовая роща.  

Воспитатель: А вот и нет. Такой лес называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы её понимаете?  

Дети: (ответы детей)    

Дуб не боится засухи, загрязнённого воздуха. Около него всегда  хорошо дышится: он выделяет много кислорода.  Древесина этого дерева очень прочная и не гниёт, а лишь чернеет со временем. А ещё дуб дерево- долгожитель. Как вы понимаете слово «долгожитель»?

Дети: Тот, кто долго живёт.  

Воспитатель: Правильно. Ведь дубы живут очень долго. Живут дубы пятьсот-шестьсот лет. Но попадаются и  тысячелетние старцы.  Дуб растёт медленно, сначала в высоту, позднее в толщину. У него тёмная кора, покрытая глубокими, извилистыми трещинками. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины – морщины на стволе.

Физкультминутка:   «На поляне дуб зеленый»  

На поляне дуб зелёный,  потянулся к небу кроной.

(Потягивание рук вверх)

Он на ветках среди леса  щедро жёлуди развесил.

(Руки в стороны  и круговые вращения кистью рук)

А внизу грибы растут, их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся!

(Наклоны вперёд)

А затем пройдём немного, поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились и на травку опустились.

(Ходьба на месте и садимся на коврик)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли в нашем городе дубы- долгожители?

Дети: Да, нет.

Воспитатель: В нашем красивейшем городе тоже есть дубы - долгожители, которых занесли в список  «Дерево – памятник живой природы». Чтобы посетители старейших садов Санкт-Петербурга могли без труда распознать эти деревья, у памятников живой природы решили установить соответствующие таблички.  И вот первый  дуб находится в Летнем саду, на берегу реки Фонтанки у Летнего дворца Петра.  Его возраст  более – 300 лет. Его высота 38 метров, а окружность ствола составляет ровно 333 сантиметра – пройти мимо такой громадины просто не получится. Дубу-долгожителю, который совершенно здоров и продолжает расти, успели «вручить»  паспорт с пометками по уходу и историей.  Любопытно, что сам царь любил сажать деревья, оставляя после себя и такую живую память.

(Показ иллюстрации дуба и  памятной таблички)

До недавнего времени самым знаменитым деревом- долгожителем Санкт-Петербурга считался Дуб Пера Великого на Каменном острове. По преданию, император посадил его собственноручно. Это дерево погибло в начале 21 века, и на его месте в год 300-летия города был посажен новый дубок.  (Набережная реки Крестовки, 2)

Ещё один дуб - долгожитель растёт и здравствует в  Михайловском саду на Масленом лугу, которому целых 350 лет. Его размеры напоминают о сказках А.С. Пушкина, а если бы его украшала золотая цепь, то вполне вероятно, что он мог бы приглянуться учёному коту.

И ещё у нас есть в г. Сестрорецке парк «Дубки», который был посажен в 1714 году по приказу Петра Первого, так как ему очень понравилось это живописное место. А в 1717г. там высадили  несколько тысяч молодых дубов,  из них 200  государь высадил собственными руками.

В Приморском районе  Санкт-Петербурга, в пос. Лисий нос вот уже с18 века растёт Черешчатый дуб – величественное дерево, на фоне которого человек кажется крошечным лилипутом. Его высота – 21 метр, диаметр ствола полтора метра, а живой кроны – 25 метров. Дерево находится в хорошем состоянии и восхищает своим величием.  Дуб внесли в Национальный реестр  старовозрастных  деревьев.

В лесу среди берёз, осин

растёт огромный исполин.

Кудрявой кроною большой

шумит в лесах он день-деньской.

Он - царь деревьев на Руси!

(Кого угодно ты спроси!)

Его обходит лесоруб -

ведь слишком твёрд и крепок ... (ДУБ).

Воспитатель: Вот такое замечательное дерево дуб, с которым мы сегодня с вами познакомились поближе.  

Используемая литература:

Азбука. Растения России: книга для чтения детям / И. Б.Шустова. – М. : дрофа, 2006. – 63с.

Интернет ресурсы ссылка -  http://tass.ru/spb-news/1485481



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-инсценировка №2 «Три жёлудя».

План занятия1. Вступительное слово.2. Игра «С какого дерева детки».3. Загадка: У меня плоды в корзинке,...

Проектно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращиваем из жёлудя саженец дуба» Воспитатель года.

Актуальность исследовательской деятельности:Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученн...

Конспект НОД "Жёлуди на листочке для свинки"

Конспект интегрированного занятия Художественно-эстетическое развитие (лепка) с элементами познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) во второй младшей группе...

Буклет "Шишки, жёлуди, каштаны, пластиковые крышечки..."

Использование природного и бросового материала для изготовления пособий и игр...

Исследовательский проект: «От жёлудя до дуба»

цель нашего следования: определить экспериментальным путем, возможно ли вырастить саженец дуба в домашних условиях....

Участие в акции "Собери жёлуди – внеси свой вклад в восстановление леса на Куршской косе" 2021 г.

Участие в акции "Собери желуди -внеси свой вклад в восстановление леса на Куршской косе"...

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Забавные приключения жёлудей» ( по мотивам сказки Елены Хебневой "Мышонок и желудь")

Цель:  учить придумывать и пересказывать сказочные истории  последовательно, используя модели.Задачи: Социально-коммуникативное развитие: -воспитывать стремление к дружеским взаимоотнош...