Проектно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращиваем из жёлудя саженец дуба» Воспитатель года.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Боброва Людмила Анатольевна

Актуальность исследовательской деятельности:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско-познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать) .

Цель проекта:

Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

• Образовательные:

o Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

o Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

o Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

o Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

o Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

• Развивающие:

o Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

o Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

o Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

o Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

o Расширять и обогащать практический опыт детей.

• Воспитательные:

o Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

o Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

o доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;

o формирование практических умений в выращивании культурных растений;

o формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;

o формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

o воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования воспитанники должны знать:

- названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;

- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;

- сорта посадочного материала;

- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;

Должны уметь:

- применять технологию выращивания саженца;

- выполнять наблюдения за ростом и развитием ;

- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Во время поделок из природного материала у детей появились вопросы можно ли из жёлудя вырастить дуб и как, сколько времени займёт?

Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего в группу вопроса:

Что необходимо растению для роста?

Всем ли растениям необходима для роста вода?

А можно увидеть, как вода попадает в семена и питает их? и т. д.

Подготовка желудей к посадке. Выбор. Замачивание семян.

Исследовательская работа посадка желудей в стаканчики.

Наблюдение за ростом и развитием саженцев.

Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Уход за саженцами.

Пересадка саженцев в большую ёмкость с плодородной землёй.

Высадка саженцев на участок.

Обобщение и подведение итогов работы:

Исследовательская деятельность за ростом и развитием желудей проводилась с 2сентября по 28 августа.

За этот период удалось из желудей вырастить саженцы.

Детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить саженец дуба, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

Ежедневные наблюдения наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития. Из небольшого жёлудя выросло растение высотой 20 см.

Такому результату предшествовала долгая и кропотливая работа:

• Беседы с детьми, скороговорки, загадки, потешки, сказка про дуб

• Изучение строения жёлудя

• Знакомство с абиотическими факторами

• Исследовательская работа

• Уход за растением

• Занесение данных в таблицы

Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. В ходе реализации проекта дети учились трудиться, регулярно ухаживать за растением. Проект способствовал умению работать коллективно, помогать товарищам, добиваться поставленной цели.

Выводы детей по результатам исследовательской деятельности:

1. Саженец дуба может вырасти не только в природе, но и в ящиках на подоконнике..

2. Саженцы нужны для дальнейшей высадки в почву на участке детского сада для выращивания дубравы.

3. Для роста необходимы:

• плодородная почва

• свет

• вода

• тепло

• уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание) .

4. Дуб является ценным и нужным деревом.

P.S.

В течении лета поливали, рыхлили, пололи саженцы. Они все прижились.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Социализация». Конспект непосредственной образовательной деятельности « Что такое дружба» в старшей группе.Занятие было показано на конкурсе "Воспитатель года"

Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, музыка, здоровье, физическая культура, художественное творчество.Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, проду...

Новогодний утренник в подготовительной группе «Сказка о старике Хоттабыче и Новом годе»

Новогодний утренник в подготовительной группе «Сказка о старике Хоттабыче и Новом годе» Ведущий:Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь. Там добрые герои – ты только в это верь....

Занятие - путешествие по пожарной безопасности для детей старшей группы. Представленное мной на районном конкурсе «Воспитатель года -2012» «Юные пожарные спешат на помощь»

Занятие - путешествие по  пожарной безопасности для детей старшей группы. Представленное мной на районном конкурсе «Воспитатель года -2012»«Юные пожарные спешат на помощь» ЦЕЛЬ: Формировать ...

Сценарий 9 мая в подготовительной группе. Музыкально-литературная композиция «Поклонимся великим тем годам»

Эта музыкально - литературная композиция напрвлена на  обучение детей  чуткому, доброжелательному отношению к ветеранам ВОВ, побуждение детей к нравственным поступкам, воспитание чувства ува...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию. Тема: «Четыре времени года»

Систематизировать знание детей о характерных сезонных изменениях в природе по средствам интеграции образовательных областей....

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе ипланирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей...