Беседа для детей старшего возраста о животных весной.
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мукаилова Ольга Николаевна

Беседа для детей старшего возраста

о животных весной.

Подготовила

Воспитатель

I квалификационной категории

Мукаилова Ольга Николаевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_zhivotnyh.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для детей старшего возраста

о животных весной.

Подготовила

Воспитатель

I квалификационной категории

Мукаилова Ольга Николаевна.

Животные весной: познавательные рассказы, логические задачи о животных весной для детей в картинках и заданиях.

Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.

Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

Дайте возможность ребенку самому разгадать эту лесную задачку, а потом прочитайте ему сказки о весеннем половодье – (Вы найдете их в статьи «Сказки о весне»).

Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.

Логическая задачка 2. Откуда на кусте заячья шерсть?

Давайте представим, что мы оказались в весеннем лесу. Идем мы по тропинке тихо-тихо, чтобы всё слышать, всё видеть, никого не спугнуть. И вот – впереди – что это? Видите? Клок заячьей шерсти на кусте! А вот еще один клок от заячьей зимней шубы – висит на веточке. Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось и почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце? (Чаще всего дети решают, что зайцев съели лисы и волки, а шубу есть не стали, и остались от зайчиков «рожки да ножки», то есть только клочки шерсти).

Обрадуйте малышей, скажите им, что нет, зайчики целы и невредимы, бегают по лесу. А вот шубку они поменяли с белой на серую!

Расскажите о том, что весной многие животные линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.

Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.

Спросите малыша, почему зайчику хочется побыстрее сменить шубку на весеннюю? Если малыш затруднятся с ответом, то сделайте эксперимент – (см. Почему заяц зимой белый, а летом серый?)

А вот несколько лесных разговоров о линьке, которые можно разыграть с детьми помощью театра картинок. Или сделать простейший пальчиковый театр (как просто и очень быстро сделать пальчиковый театр вместе с детьми читайте здесь)

Э. Шим. Заяц и Крот.

«- Заяц, ты хвост потерял!

- Где?!

- Вон валяется.

- Эх, слепой ты, Крот! Это не хвост… Это зимней шубы клочок. Я уже зимнюю шубу – то износил, распускаю теперь на клочки да на прядочки!»

Э. Шим. Заяц и ежик.

«- Ежик, все звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ежик, в старой шубе ходишь!

- Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!»

Животные весной: лесные детеныши.

Логическая задачка 3. Лесные малыши.

Весной появляются у зверей детеныши. Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

Интересно рассказать детям о том, что весной рождаются детеныши животных, поможет сказка Н. Сладкова.

Шаг 1. Сначала прочитайте детям текст сказки, данный ниже. Разыграйте его с помощью игрушек или картинок.

«Увидела Сорока Зайца — ахнула:

— Не у Лисы ли в зубах побывал, косой? Мокрый, драный, запуганный!

— Если бы у Лисы! — захныкал Заяц. — А то в гостях гостевал, да не простым гостем был, а званым…

Сорока так и зашлась:

— Скорей расскажи, голубчик! Страх склоки люблю! Позвали, значит, тебя, беднягу, в гости, а сами…

— Позвали меня на день рождения, — заговорил Заяц. — Сейчас в лесу, сама знаешь, что ни день — то день рождения. Я сосед смирный, меня все приглашают. Вот на днях соседка Зайчиха и позвала. Прискакал я к ней. Нарочно не ел, на угощение надеялся.

А она мне вместо угощения зайчат своих в нос суёт: хвастается. Эка невидаль — зайчата! Я их сейчас в лесу на каждом прыжке встречаю. Насмотрелся досыта. Но я смирный, говорю вежливо: «Ишь какие колобки лопоухие!» Что тут началось! «Ты, — кричит, — что, окосел? Стройненьких да грациозненьких зайчаток моих колобками обзываешь? Вот и приглашай таких чурбанов в гости — слова умного не услышишь!»

Только от Зайчихи я убрался — Барсучиха зовёт. Прибегаю — лежат все у норы вверх животами, греются. Что твои поросята: тюфяки тюфяками. Барсучиха спрашивает: «Ну как детишки мои, нравятся ли?» Открыл я рот, чтобы правду сказать, да вспомнил Зайчиху и пробубнил: «Стройненькие, — говорю, — какие они у тебя да грациозненькие!» — «Какие, какие? — ощетинилась Барсучиха. — Сам ты, кощей, стройненький да грациозненький! И отец твой и мать стройненькие, и бабка с дедом твои грациозненькие! Весь ваш костлявый заячий род! Его в гости зовут, а он насмехается! Не слушайте его, мои красавчики, мои тюфячки подслеповатенькие!»

Еле ноги от Барсучихи унёс. Слышу, Белка с ёлки кричит: «А моих душечек ненаглядных ты уже видел?» — «Потом как-нибудь! — отвечаю. — У меня, Белка, что-то в глазах двоится…» А Белка не отстаёт: «Может, ты, Заяц, и смотреть-то на них не хочешь? Так и скажи!» — «Что ты, — успокаиваю, — Белка! И рад бы я, да снизу-то мне их в гнезде-гайне не видно! А на ёлку к ним не залезть». — «Так ты что, Фома неверный, слову моему не веришь? — распушила хвост Белка. — А ну, отвечай: какие мои бельчата?» — «Всякие, — отвечаю, — такие и этакие!» Белка пуще прежнего сердится: «Ты, косой, не юли! Ты всё по правде выкладывай, а то как начну уши драть!» — «Умные они у тебя и разумные!» — «Сама знаю». — «Самые в лесу красивые-раскрасивые!» — «Всем известно». — «Послушные-распослушные!» — «Ну, ну?!» — не унимается Белка. «Самые-всякие, такие-разэтакие…» — «Такие-разэтакие?.. Ну, держись, косой!»

Да как кинется! Взмокреешь тут. Дух, Сорока, до сих пор не переведу. От голода чуть живой. И оскорблён, и побит.

— Бедный, бедный Заяц! — пожалела Сорока. — На каких уродиков тебе пришлось смотреть: зайчата, барсучата, бельчата — тьфу! Тебе бы сразу

ко мне в гости прийти — вот бы на сорочаток-душечек моих налюбоваться! Может, завернёшь по пути? Тут рядом совсем.

Вздрогнул Заяц от слов таких да как даст стрекача!

Звали его потом в гости лоси, косули, выдры, лисицы, но Заяц к ним ни ногой!»

После этого обсудите сказку:

Спросите малыша, почему заяц задал стрекача и не пошел смотреть птенцов Сороки и детенышей лосей, косуль и других зверей?

Спросите ребенка: А как бы ты похвалил маленьких бельчат, барсучат, зайчат. Опишите их с ребенком по картинке («похвалите», как будто Вы хвалите их маме): «Твои зайчата все беленькие как.. (ребенок дополняет слово – снег и т.п.), пушистые как … (например, облачко), глазки у них черненькие и блестящие как…. (бусинки), носик гладенький как … (пуговка)».

Шаг 2. Затем замените героев сказки – например, зайчонка приглашала посмотреть не детенышей ежиха, кабаниха и т.д. Используйте те игрушки и картинки лесных зверей, которые есть у Вас дома. Пусть малыш «похвалит» малышей так, чтобы их мама обрадовалась, а не обиделась. У Вас получится «старая сказка на новый лад», то есть речевая игра – импровизация на тему сказки. Подобные сказки Вы можете найти в статье «Сказки о весне».

Познавательная творческая сказка – импровизация – это та игра, которую очень любят все дети. Особенно, если Вы вместе с ними до начала импровизации нарисуете всех персонажей, обговорите – обсудите их характеры, какие у них детки, чем они могут похвалиться и будете использовать нарисованные детьми фигурки в инсценировке.

Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах

Зайцы весной. Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

Белки весной. У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Ежи весной. В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Медведи весной. В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Творческое задание «Неумытый Енотик»

Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Беседа для детей старшего возраста "Великие битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"

Немецкие войска вероломно напали на наши границы. Началась Великая Отечественная война. На защиту страны встал весь народ. Песня "Священная война" поддерживала боевой дух наших солдат. Одними из самых...

Беседа для детей старшего возраста "Мой родной Татарстан"

Возрастная группа: старшая.Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».Цель: познакомить детей с понятием «Татарстан», «Родина» и местонахождением его на карте и глобусе, прод...

Беседа для детей старшего возраста на тему: «Кто в лесу главный?»

Беседа с детьми старшего возраста "Кто в лесу главный"Цель: Дать детям представлениео леснике - человеке, который заботиться о лесе; способствовать формированию у детей навыков разумног...

Игра-беседа для детей старшего возраста "Космос"

Для организации детско-родительского взаимодействия, чтобы весело и с пользой провести время в период самоизоляции родители могут поиграть со своим ребенком в эту игру....

Конспект беседы для детей старшего возраста «Как жили дети во время Великой Отечественной войны»

Дети войны- кто они? Как они жили и чем занимались? Ребятам нашего времени необходимо рассказывать о том, как "дети войны" наравне со взрослыми  защищали, стреляли, попадали в плен, жер...

Конспект беседы для детей старшего возраста «Герой Великой Отечественной войны станицы Старощербиновской»

Победа! Как долго наши деды и прадеды шли к этому великому событию. Приближали, как могли, не жалея сил, здоровья и жизней. И как мы гордимся тем, что наши земляки были отважными героями, заслужившими...